МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»
Верхнемамонского муниципального района
Воронежской области
План – конспект урока
по предмету «Окружающий мир»
3 класс
УМК «Школа России»,
Плешаков А.А. «Мир вокруг нас»
Учебный проект
« Три кита экономики»
Урок разработан и проведён учителем ВКК
Сидельниковой Натальей Васильевной
Пояснительная записка
Данная тема находиться в разделе «Чему учит экономика», для повышения познавательной активности учащихся, развития свободной творческой личности используется проектный метод, организована групповая работа и деловая игра. Работа над проектом ведётся с использованием краеведческого материла. Всё это способствует развитию умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, критически и творчески мыслить, повышению мотивации учебной деятельности, мобилизует процессы понимания и запоминания учебного материала, делает учебный процесс интересным. Урок предназначен для учащихся третьего класса, обучающихся по программе «Школа России». На предыдущем уроке дети уже познакомились с тем, что такое экономика и для чего она нужна, то есть была подготовлена база для изучения темы « Три кита экономики
Тема: Три кита экономики.
Цель: Сформировать представление о трех основных факторах, как основы существования экономики.
Задачи: Познакомить учащихся с новыми понятиями в экономике: природные богатства, капитал, труд людей.
Расширить знания о предприятиях нашего села, профессиях родителей.
Учить кратко излагать свои мысли, развивать познавательный интерес, логическое мышление, коммуникативные способности учащихся.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, уважение
к людям труда.
Оборудование:
1. Мультимедийная презентация о предприятиях нашего села;
2.слайды «Наш родной край»;
3. журнал «Профессии всякие важны, профессии всякие нужны»;
4. слайды «Три кита экономики».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта –
Всё счастье земли – за трудом!
( В. Брюсов)
— О какой потребности человека говорится в этом стихотворении? (Труд).
— Для чего нужен труд?
II. Введение в тему.
На прошлом уроке мы начали изучение большого раздела «Экономика».
— В чём состоит главная задача экономики?
( Удовлетворение разнообразных потребностей людей).
— Без чего, по твоему мнению, невозможно существование экономики?
Поиску ответа на этот вопрос и будет посвящён сегодняшний урок.
— В далёком прошлом люди не знали, что Земля имеет шарообразную форму и постоянно движется в космическом пространстве. Многие тогда думали, что Земля плоская и покоится на трёх китах.
Сейчас, конечно, никто так не думает. Но осталось образное выражение «три кита», которое означает основу, фундамент чего-то.
Основа жизни – три кита –
Об этом помните всегда.
А в экономике основа –
Три важных и полезных слова:
Природные богатства, капитал и труд.
Всю сущность этой темы увидеть можно тут.
— Сегодня на уроке мы поговорим о трёх китах экономики.
При подготовке к уроку в нашем классе были образованы три группы: журналисты, экологи, экскурсоводы. Перед каждой группой был поставлен вопрос: «Что требуется для производства товаров и услуг». Для ответа на вопрос каждая группа занималась исследовательской работой по определённой теме:
Экологи – «Значение природных богатств».
Экскурсоводы – «Вклад предприятий в экономику нашего района».
Журналисты – «Значение труда для человека. Важность выбора профессии».
III. Выступление групп.
1. Первый кит экономики – природные богатства.
Группа «Экологи».
— Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств. К ним относятся воздух и вода, полезные ископаемые и почва, растения и животные.
— Без воздуха не будет гореть топливо. Сейчас во многих странах движение воздуха — ветер используется для выработки электроэнергии.
Воздух нам необходим.
Чистый воздух, а не дым.
Свежий воздух, а не газ.
Всё в этом мире зависит от нас!
— Без воды остановятся заводы и фабрики, закроются столовые и прачечные. Без воды невозможна жизнь, невозможна и экономика.
Представим на миг,
Что исчезнет вода.
Что же со всеми станет тогда?
Погибнет планета,
А с ней всё живое.
Неужели мы, люди,
Допустим такое?
— Полезные ископаемые используются в хозяйстве. В нашем крае есть месторождения гранита, строительного песка, камня, мела, глины.
Залежи нефти, руды, серебра.
Как же природа щедра и добра!
Как нам её отблагодарить?
От варварства нужно её защитить!
— Без земли невозможно сельское хозяйство, а значит, и производство продуктов питания.
Пашни, угодья, луга и поля,
Всё это кормилица наша – земля!
Поскорей бы нам вырасти, взрослыми стать!
Не дадим тогда мы земле пустовать!
— Большое значение для экономики имеют растения и животные. Например, древесина идёт на изготовление мебели, бумаги, строительных материалов.
Зелёная планета – планета доброты.
Здесь в мире и согласии живём и я, и ты.
Растенья и животные так радуют наш глаз!
Охрана и защита их – долг каждого из нас!
— Как сделать так, чтоб не гибли растения?
— Чтоб уголь и нефть сохранить навсегда?
— Природа – наш дом, наше спасение.
— Не допустим беды никогда, никогда!
Вывод группы: Для производства товаров и услуг необходимо охранять природные богатства.
2. Второй кит экономики – капитал.
Группа «Экскурсоводы».
— Наша группа экскурсоводов должна была выяснить, что такое «капитал», что является капиталом нашего села и как предприятия влияют на экономику нашего района.
Капитал – это всё то, что сделано руками людей для производства новых товаров и услуг.
В нашем селе существует много различных предприятий, о которых мы готовы рассказать.
Почта
В нашем селе, как и во всех городах России, есть почтовое отделение связи. Оно обеспечивает быструю пересылку почты, что помогает жителям нашего села получить нужную информацию быстро и в срок. На почте работают операторы почтовой связи и почтальоны. Почтальоны осуществляют доставку газет и журналов, писем, извещений на посылки. Почтальоны доставляют на дом пенсию пенсионерам.
Оператор почтовой связи осуществляет приём и выдачу денежных переводов, ценных бандеролей и посылок, приём коммунальных платежей. Также оператор производит выемку писем, которые ежедневно отправляются на почтамп в отдел сортировки по адресам.
Частные предприниматели.
— Частные предприниматели поддерживают экономику государства тем, что платят налоги в федеральный бюджет. Также они платят подоходный налог. Эти деньги расходуются на нужды нашего села. Предприниматели предоставляют рабочие места, чем тоже поддерживают экономику. Это сокращает численность безработных. Мои родители занимаются этим уже несколько лет. У них есть свой магазин. В этом магазине продаются запчасти для разных автомобилей.
Наш район сельскохозяйственный. Предприятия, которые находятся на территории нашего села, являются перерабатывающими. Они выпускают самые необходимые для жизни человека товары.
— А сейчас мы побываем на этих предприятиях и посмотрим на их продукцию.
Вывод группы: Для производства товаров необходимо:
1. строительство фабрик и заводов;
2. современное оборудование;
3. опытные специалисты.
3. Третий кит экономики – труд.
Группа «Журналисты»
Группа журналистов работала над проблемой: «Значение труда для человека». Социологический опрос показал, что наши родители – это педагоги, работники милиции, частные предприниматели, медсёстры, электромонтёры, бухгалтеры, шофёры, продавцы, строители.
А дети нашего класса хотят стать модельерами, строителями, актёрами, спортсменами, юристами, пожарниками, поварами.
— Мы выяснили, что труд бывает физический и умственный.
Профессий очень много. Любому человеку для успешной карьеры надо иметь хорошее здоровье, получить достойное образование и с любовью относиться к своей работе.
— И поэтому учащимся мы говорим: «Каков мастер, такова и работа», а для этого:
1. Берегите своё здоровье.
2. Добросовестно учитесь в школе.
3. Помните, что всякой вещи своё место.
4. Помогайте родителям.
— В нашей жизни есть с кого брать пример. Это наши родители.
— А ещё наша группа подготовила журнал под названием «Профессии всякие важны, профессии всякие нужны».
Дети рассказывают о профессиях своих родителей.
— Одну страничку мы оживим.
Живая страница.
Действующие лица: папа, мама, дочь.
Дочь: Это моя мама. Она продавец-кассир в отделе продовольственных товаров. Она работает в магазине уже 8 лет.
— Мама, скажи, а твоя работа интересная?
Мама: Конечно, к нам приходят разные покупатели. К каждому надо найти подход, сказать приветливое слово. Сделать так, чтобы покупатель остался доволен обслуживанием
.
Дочка: Мама, моя подружка говорит, что у её мамы творческая работа. А у тебя какая?
Мама: Творческая. Продавцу нужно уметь красиво оформить ценники на товары, привлекательно его выложить.
Дочка: Вот это да! А я думала, что это делают специальные люди.
Пойду теперь к папе. Мой папа – шофёр-дальнобойщик.
— Папа, оказывается у нашей мамы интересная работа. А у тебя?
Папа: Даже очень интересная. Ведь я где только не побывал. Изъездил много дорог, повидал немало городов и республик от севера до юга.
Дочка: А я думаю, откуда ты знаешь так много интересных историй о разных людях и их обычаях.
— Папа, наверное, твоя работа совсем лёгкая? Едешь себе, смотришь вокруг.
Папа: Что ты, дочь. Моя работа не только интересная, но и опасная, потому что на дорогах случаются аварии, особенно зимой, когда гололёд.
Дочка: Папа, но ведь ты за рулём более 10 лет, значит ты опытный водитель.
Папа: Да, я стараюсь быть осторожным и соблюдать правила дорожного движения.
Дочка: Оказывается, у моих родителей интересная работа, хоть и сложная. А я мечтаю стать юристом-адвокатом. Хочу знать законы нашего государства, защищать права людей. Я хочу быть известным человеком, хочу, чтобы папа и мама гордились мной. И для достижения своей мечты я стараюсь хорошо учиться и участвовать в разных мероприятиях.
У меня рука крепка –
Может стул поднять рука!
Ну а если груз большой,
Много ль сделаешь рукой?!
В порт на судне прибыл слон.
Как грузить его в вагон?
Если груз не по плечу –
Я машины научу.
Старый мастер – мой сосед
Вот какой мне дал совет:
« Не сравниться великанам
С экскаватором и краном.
Вот уж это силачи!
Ты, малыш, их не учи:
Все машины знают дело,
Все послушны, все умелы…
Но нужна им… голова.
Не учи – учись сперва!
Вот тогда своей рукой
Ты осилишь труд любой!»
Вывод группы: Для производства товаров и услуг необходимо получить профессию.
IV. Конкурс пословиц о труде.
V. Угощение продукцией наших предприятий гостей и учащихся.
VI. Итог урока.
Литература:
А. А. Плешаков «Мир вокруг нас». Учебник для 3 класса в 2 частях М.; «Просвещение», 2010г.
А. а. Плешаков «Зеленый дом». Методическое пособие М.; «Просвещение», 2010 г.
Д. Ф. Шеншин «История нашего села» Воронеж, 2000г.