Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК Перспектива

I. Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «окружающий мир»

в 3 классе УМК «Перспектива»

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС начального общего образования к разделам и к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий и «Положения о рабочих программах МОУ Школа с. Белоярск », авторской программы А.А.Плешакова и М.Ю.Новицкой «Окружающий мир». Цель изучения курса в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


II. Общая характеристика учебного предмета «окружающий мир»

Особенность курса состоит в том, что он реализует культурологический подход

к созданию картины окружающего мира в восприятии ребёнка, гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Благодаря этому по замыслу авторов курс должен послужить содержательной основой для интеграции всех дисциплин начальной школы; явиться смысловым стержнем для построения целостного процесса обучения и воспитания младших школьников в первую и вторую половину дня; дать объединяющее ценностное начало для взаимодействия школы с родителями, с педагогами дополнительного образования, работниками учреждений культуры.

Общие задачи курса: формирование у детей современной картины мира с позиции экологической этики; воспитание любви и уважения к природе, школе, семье, родному городу, своему Отечеству; развитие стремления к познанию окружающего мира и себя самого, своего внутреннего мира; расширение опыта поведения в природной и социальной среде с точки зрения важнейших компонентов культуры, таких как норма, ценность, идеал.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования и представлены содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество».

Авторы создают систему восприятия окружающего мира, отправной точкой, центром которого является сам ребенок. Этот прием позволяет активизировать деятельность ученика на уроке. Познание окружающего мира осуществляется через призму личностного восприятия каждым ребенком образов, красок и звуков природы и культуры. Наблюдая и исследуя окружающий мир, ученик, открывает для себя многогранные связи человека и природы, закономерные связи живой и неживой природы, связи всего живого на Земле. Более глубоко по сравнению с жизненным опытом ребенка познается мир ближнего социального окружения: роль школы, самоценность семьи, семейных традиций и культурного наследия народа как составляющих духовное богатство человека

Интегрируется обилие различных литературных, музыкальных, изобразительных материалов, что также поможет обеспечить образное, запоминающееся ребенку раскрытие учебного материала. Важную роль для решения этой задачи играет сочетание вербального и иллюстративного рядов в учебнике и рабочих тетрадях. Репродукции произведений отечественной живописи дают хороший материал для развития речи в форме устных сочинений по картине. Словесные тексты используются в качестве средства дифференциации обучения и более прочного овладения навыком чтения.

 Тематическое построение разделов и уроков дает возможность  системного отбора материала о природе и культуре Удмуртии для целенаправленного включения, повышения заинтересованности детей в открытии чудес мира природы и культуры в ближайшем окружении, для творческого взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования и культуры.


III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Для изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе планируется всего 68 часов:

(34 учебные недели).

Блок внеклассной и внешкольной работы представлен в воспитательной программе класса в форме экскурсий, выставок поделок и рисунков, проведения праздников, чтения литературных произведений.


IV. ценностные ориентиры предмета

1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности

V. Результаты изучения курса

Планируемые личностные результаты :
У обучающегося будут сформированы:

  • овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;

  • проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;

  • представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;

  • доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;

  • целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир;

  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;

  • представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);

  • внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;

  • мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);

  • интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;

  • готовность к  бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям*;

  • личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего  России*;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;

  • понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни*;

  • представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;

  • представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;

  • потребность сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;

  • соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;

  • установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе — использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.

Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:

  • понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;

  • сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);

  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); планировать свои действия в течение урока;

  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;

  • соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;

  • контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Познавательные:
Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;

  • выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);

  • использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;

  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;

  • анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;

  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

  • сравнивать объекты по различным признакам;

  • осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, загадок и пр.;

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами;

  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов, сочинении загадок;

  • моделировать различные ситуации и явления природы.

Коммуникативные
Обучающиеся научатся:

  • включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

  • формулировать ответы на вопросы;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • высказывать мотивированное, аргументированное суждение по теме урока;

  • проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнера в общении; признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;

  • понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм); 

  • готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых;

  • составлять рассказ на заданную тему;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов всех его участников

.

VI .Содержание учебного курса « окружающий мир» в 3 классе.


Тематическое содержание программы 3 класса организует проблема «Круг жизни в природе и культуре». В учебнике эта проблема раскрывается в ходе изучения взаимных связей в природных сообществах (раздел «Мир как дом») и закономерностей социально-нравственного характера в устройстве семейной жизни, чрезвычайно значимых как для формирования ценностной сферы отдельного человека, так и для сохранения духовно-нравственного здоровья целого общества

(раздел «Дом как мир»). Важность этой проблемы для жизнеспособности общества подтверждается тем, что с древних времён поэтапное становление и развитие человеческой личности от рождения до кончины было этически и эстетически осмыслено разными народами Земли в особой культуре семейного лада. Эта культура была тесно связана с хозяйственной деятельностью людей в определённых природно-климатических условиях и с духовными ценностями ведущих культурообразующих верований, характерных для того или иного исторического времени.

В результате каждый народ создал семейные обряды и обычаи, укрепляющие связь разных поколений в семье; накопил уникальный психолого-педагогический опыт, помогающий каждому человеку выстраивать жизнь в семье, ориентируясь на систему общепринятых духовно-нравственных ценностей, идеалов и норм, соразмерно со своими возрастными физическими, психическими, социокультурными возможностями и потребностями, изменяющимися по мере взросления и развития личности

Освоение ценностей традиционной семейной культуры в качестве организующего стержня в программе курса и в учебнике 3 класса позволяет последовательно формировать духовно-нравственные ориентиры, необходимые человеку в течение всей его жизни. Это происходит на основе сопоставления современной точки зрения на необходимость бережных, любящих взаимных отношений в семье, важность заботы о своём здоровье, здоровье своих родных и традиционной народной точки зрения на семейный лад.

Сравнение между собой семейных традиций разных народов России и мира, связанных с ключевыми событиями человеческой жизни — рождением, вступлением в брак, кончиной, даёт возможность познакомиться с общезначимыми ценностями и своеобразной формой их выражения в разных культурах. Ценности народной системы семейного лада послужат нравственно и эстетически плодотворной почвой для формирования чувства женского и мужского достоинства. Это чувство — важный фактор в становлении и развитии не только отдельной личности, но и в мирочувствии всего общества, в том числе и современного.

Заключительный раздел «В поисках всемирного наследия», решая конкретную задачу знакомства детей с природными и культурными объектами мировой значимости, в то же время закрепляет сложившееся у них в течение года представление о существовании непреходящих, вечных ценностей на всех уровнях бытия — личного, семейного, общечеловеческого.

Итог программы — мысль об ответственности каждого человека за преемственность культурных ценностей и сохранение круга жизни в природе и культуре.

Наряду с доминирующей установкой на социально-нравственное воспитание внимание сосредоточено и на продолжении экологического воспитания младших школьников, на развитии у них таких качеств, как наблюдательность, интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего края, тесно связанную с его природно-климатическими особенностями.


Раздел

Кол-во часов

Радость познания

11 ч

Мир как дом

19 ч

Дом как мир

25 ч

В поисках Всемирного наследия

8 ч

Уроки повторения. Уроки контроля знаний. Резервные уроки

Практическая часть программы:


Вид работы

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Практическая работа

4

5

2

1

12

Проект

2

1

3

6

Самостоятельная работа

2

2

4

2

10

Проверочная работа

1

1

2

3

7



VII. тематическое планирование



П./п.

Тема урока

Дата

Виды учебной деятельности учащихся (знания, умения)

Формы контроля знаний и УУД.

Требования к уровню знаний

I.


Раздел «Радость познания»-12ч

1

Свет знания


Познание окружающего мира и ответственность человека. Древнегреческая легенда о Дедале и Икаре. Особенности познания: беспрерывность, бесконечность, обогащение духовных сил. Чтение пословицы, работа над её смыслом

Знать пословицы о силе человеческого ума и знаний;

приводить примеры того, как изобретения изменяют жизнь современного человека; самостоятельно формулировать вопросы о природе или жизни общества и с какой целью. . Выполнение задание 3, 4 в Р/Т №1 стр.4-5

2




Как изучать окружающий мир



Способы познания мира: наблюдение, опыт, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты. Работа в парах. Способы изучения окружающего мира, этапы исследования, приёмы использования приборов. Самооценка своих работ

Характеризовать методы исследования; знать основные приборы, инструменты, оборудование и способы исследования,

П/р «Опыт» (Р/Т №1 стр.6 задание 1)

3

Как изучать окружающий мир


4

Книга – источник знаний


Разные типы словарей, справочников, путеводителей. Расположение сведений в изданиях справочного характера. Повторение материала, изученного в 1- 2 классах. Знакомство с различными видами словарей. Работа по вопросам в рубрике «Обсудим»

Знать особенности расположения сведений в изданиях справочного характера; уметь разыскать сведения в справочнике, словаре, путеводителе; уметь представить книгу, указав её автора и название.

5

Отправимся на экскурсию


Важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Сведения о них в путеводителях. Посещение научно-просветительских учреждений как способ познания природы и культуры. Проект. Обсуждения правил поведения на экскурсиях. Ответы на вопросы по теме экскурсии из рубрики «Проверим себя».


Иметь представления об особенностях учреждений научно-просветительского характера; уметь разыскать необходимые сведения в путеводителях; задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии; представлять собственные впечатления от экскурсии

Создание проекта по результатам экскурсии.

Работа в Р/Т №1 стр.16-17.

6

О чём расскажет план


План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки плана. Масштаб. Планы для пешеходов и автомобилистов. Извлечение информации из туристических планов, оценивание своих успехов в овладении способов чтения планов.

Научиться различать условные обозначения на плане, изучить и читать план своего города, характеризовать планы, уметь чертить простейший план и указывать на плане путь от дома до школы.

7

Планета на листе бумаги


П/р «Туристические планы». Выполнение заданий 2-5 в Р/Т №1 стр.18-19.


Научиться различать условные обозначения на плане, изучить и уметь читать план своего города, характеризовать планы, уметь начертить простейший план и указать на плане путь от дома до школы

8

Страны и народы на политической карте мира


Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира. Приемы чтения карты. Материки и части света. Повторение условных обозначений плана, цветовое решение карты. Работа с географическими терминами по карте мира. Выполнение задание 5 стр.23 самостоятельно в Р/Т №1 ( с взаимопроверкой) Отличительные особенности политической карты мира. Информация о странах и народах мира, особенности их культуры. Игра – путешествие по материкам. Работа с политической картой мира. Беседа о многонациональной стране. Самостоятельная работа в Р/Т №1 стр.24

Научиться сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, читать карту по условным обозначениям на ней, показывать на глобусе и карте материки и океаны, различать формы земной поверхности. Сравнивать рисунок и план местности. Знать отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой; уметь на карте искать страну, показывать её границы, столицу, соседние с ней страны; уметь соотнести название страны с названием языка и наоборот; в справочной литературе найти информацию о составе населения , особенностях культуры.

9

Путешествуя, познаём мир.



Старинные и современные средства передвижения. Виды транспорта. Личный и общественный транспорт. Использование общественного транспорта в просветительских целях. Рисование воздушного транспорта будущего.

Знать и соблюдать правила пользования личным и общественным транспортом; уметь систематизировать транспорт по видам; определить виды транспорта; рассказать сюжет из истории одного из видов транспорта, об изобретателях, учёных. Проект «Любознательный пассажир»: использование общественного транспорта в просветительских целях.

10

Транспорт




11

Правила ответственного туризма.


Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Роль источников информации при подготовке к путешествию. Правила ответственного туризма. Собирание «чемодана с вещами» для путешествия. Составление по рисункам рассказов о путешественниках.

Знать и соблюдать правила ответственного туризма; уметь поставить цель путешествия; соотнести личные интересы с интересами своих спутников; найти сведения для определения маршрута; уметь вести дневник путешествия и оценить его результаты.

12

Средства информации и связи


Средства связи как способ обмена информацией. Виды средств связи: почта, телеграф, телефон. Дидактическая игра по усвоению номеров телефонов первой помощи. Интернет как способ познания мира. Беседа о средствах связи и её роли в жизни людей. Телефонные номера службы срочной помощи. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса.

Сообщение детей о телеграфе и телефоне.

Знать номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части; уметь правильно написать адрес на почтовом конверте; различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации.

Конкурс на лучшую шпаргалку по разделу



Раздел «Мир как дом» 19 ч

13

Мир природы в народном творчестве


Мир природы как единство. Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в различных видах народного творчества.

Знакомятся с представлением о едином доме-мире в древности. Повторяют связи живой и неживой природы.

Знать, что наши предки чувствовали единство с миром природы, понимали взаимосвязь природы и людей и отражали это в своём творчестве; уметь находить образ единого мира-дома в произведениях народного творчества своего края.

14

Из чего состоит всё


Твердые ела, жидкости и газы. Вещества. Вода – растворитель. П/р «Вода — растворитель»

Научиться различать природные объекты, характеризовать их отличительные свойства, группировать природные объекты по их отличительным признакам, приводить примеры веществ, описывать их, ставить опыты.

15

Мир небесных тел


Солнце, его значение для жизни на Земле. Любовь и уважение к Солнцу в народной традиции. Особенности Солнца как небесного тела.

Учащиеся должны научиться характеризовать Солнце как ближайшую к нам звезду. понимать значение Солнца для всего живого, характеризовать отличия звёзд и планет, знать строение Солнечной системы и названия планет, извлекать из различных источников информацию о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.

16

Невидимое сокровище


Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Учащиеся должны научиться характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере. Практическая работа. №4

17


Самое главное вещество


Вода, её состояние. Распространение воды в природе, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Свойства воды. Круговорот воды в природе. П/р «Исследование свойств воды»

Научиться уметь показывать на карте водные объекты; извлекать из источников дополнительную информацию о воде, её свойствах и её значении. Практическая работа. №5




18

Природные стихии в народном творчестве


Способы изображения природных стихий в разных видах народного творчества. Старинные обычаи. Крещение на Руси. Святая вода.


Знать несколько загадок об огне, о воде и воздухе; уметь найти и характеризовать образы этих стихий в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества, сочинять свои собственные загадки об огне, о воде и воздухе. Учащиеся должны научиться характеризовать свойства воды. Практическая работа. №6

19

Кладовые Земли


Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края. П/р «Состав гранита»

Уметь найти и характеризовать образы этих природных

стихий в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества.

20

Чудо под ногами


Способы изображения природных стихий в разных видах народного творчества. П/р «Исследование свойств почвы»

Учащиеся должны научиться

различать по внешнему виду минералы и горные породы. Практическая работа. №7

21

Мир растений


Разнообразие растений. Группы и виды растений. Особенности дыхания и питания растений. Роль растения в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Работа с таблицей дыхания растений. Приводят примеры группы растений с помощью атласа-определителя. Работают по вопросам рубрики «Проверь себя».

Научиться различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные растения, приводить примеры растений каждой группы, выделять их отличия; понимать значение растений для формирования атмосферы и для питания животных и человека, приводить примеры использования растений в хозяйственной жизни людей.

22

Плодородная земля и растения в народном творчестве


Способы изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества. Определяют четвёртую природную стихию – плодородную землю. Выполняют опыты с теннисным шариком и спичечным коробком. Работают над символическим образом мирового дерева.

Знать загадки о земле и растениях; уметь найти и охарактеризовать эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества; сочинять свои собственные загадки о земле и растениях.

Проверочная работа№2.

23

Мир животных


Разнообразие животных. Группы и виды животных. Размножение и развитие животных разных групп. Роль животных в природе и жизни людей. Бережное отношение к животным. Животные родного края.


Учащиеся должны научиться различать животных разных групп по их признакам и месту обитания; описывать внешний вид изучаемых животных, характеризовать способы размножения животных ; понимать роль животных в природе и жизни человека; извлекать из источников сведения , делать доклады, рефераты

24

Животные в народном творчестве


Дают определение колыбельной песне. Сказки, знакомые с детства. Животные в сказках — добрые и злые. Земноводные и пресмыкающиеся. Образы животных в постройках людей, народных игрушках, пряниках.

Уметь найти и охарактеризовать образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества. Самостоятельная деятельность, конкурсы по группам

25

Невидимые нити в живой природе


Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные). Цепи питания. Составление схем питания для различных групп животных. Чтение рассказа «Доброе слово о хищниках».

Знать основные группы животных по способу питания; приводить примеры животных этих групп. понимать цепи питания как способ организации сообщества живых организмов.

26

Лес – волшебный дворец


 Лес — единство живой и неживой природы. Природное сообщество леса. Взаимосвязи в лесном сообществе. Круговорот веществ в лесу. Беседа о разнообразии деревьев в лесу и с опорой на опыт детей. Составление схемы — взаимосвязи между предметами живой и неживой природы.

Научиться характеризовать природные сообщества на примере леса. характеризовать круговорот веществ в природе, выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады. Проект №3

27

Луг – царство цветов и насекомых


Луг — единство живой и неживой природы. Природное сообщество луг, его отличие от леса. Взаимосвязи в луговом сообществе. Круговорот веществ на лугу

Учащиеся должны научиться

характеризовать природное сообщество луга как пример

единства живого и неживого.

28

Водоём – дом из воды


Водоем — единство живой и неживой природы. Природное сообщество водоема, его отличия от сообществ леса и луга. Взаимосвязи в водном сообществе. Круговорот веществ в сообществе водоема

Научиться характеризовать водоём как пример единства живого и неживого, как природное сообщество, рассматривать роль каждого из живых существ в круговороте веществ в водоёме, извлекать из источников дополнительную информацию, готовить и обсуждать доклады.

29

Как сохранить богатства природы


Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Уметь извлекать из источников дополнительную информацию о природных сообществах и их значении, делать доклады

30

Охрана природы в культуре народов России и мира


Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков.

Знать о взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах. Беседа, работа с картой, учебником, текстом Творчески использовать приёмы народного словесного и изобразительно-прикладного творчества для изготовления своих собственных плакатов. Проверочная работа№3.

Конкурс на лучшую шпаргалку по разделу

31

Урок контроля знаний.


Тестовый контроль знаний по изученным темам 1 полугодия

 III.


Раздел «Дом как мир»-25 ч

32

Родной дом – уголок Отчизны.


Значение слова «мир». Правила совместной жизни в общем доме. Роль в жизни человеческих сообществ общих целей, дел и праздников. Определяют главную мысль сказки «Гвоздь из родного дома». Работа над значением словосочетания «родной дом». Какие дела решали в старину всем миром?

Знать разные значения слова «мир»: знать и соблюдать правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми; стремиться принимать участие в посильных общественных делах и праздниках.

33

Свой дом – свой простор.


Трехчастная структура старинного дома как образа Вселенной. Роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края.

Рассуждают о материале для постройки домов. Объясняют, почему для здоровья полезнее жить в деревянных домах. Рассматривают внутреннее убранство старинного деревянного дома.



Знать роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного внутреннего устройства дома; выделять общее и различное в их назначении в семейной жизни.

34

Тепло родного дома.


Определяют особое значение порога, центрального столба, почетного места, наличие мужской и женской половины в доме. Узнают и называют традиции гостеприимства.

Знать терминологию родства в применении к членам своей семьи; уметь использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи; понимать, каково различие между терминами родства и свойства, в чём различие между кровным родством и родством духовным

35

В красном углу сесть – великая честь.


Эстетическое оформление красного угла как центра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники.

Роль церкви в жизни семьи. Рассуждают, самое место в доме называют красным углом. Рассказывают товарищам о том, какие отношение между членами семьи приняты у них в доме, какое место является в их доме красным углом.

Знать роль и назначение красного угла в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного почётного места во внутреннем устройстве дома; выявлять общее и различное в их назначении в семейной жизни и в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье.

36

Побываем в гостях.


Выявляют роль и назначение красного угла как почётного места в старинном доме; находят его аналог в устройстве старинного жилища народов Удмуртии, Моделируют функции духовного центра в современном доме, презентуют традиции гостеприимства.

Назвать традиции гостеприимства; сопоставление между собой особенности внутреннего устройства жилища разных народов Удмуртии; народов России и мира; общее и различное в духовно-нравственном смысле для каждого человека в семье.

37

На свет появился – с людьми породнился.


Семья – самое близкое окружение человека. Традиционные термины родства и свойства. Духовное родство через общее вероисповедание. Выясняют степень родства изображённых людей.

Знать терминологию родства; понимать, каково различие между терминами родства и свойства, в чём различие между кровным родством и родством духовным. Разыгрывают сцену – схему семейной жизни.

38

Родословное древо.


Способы составления родословного древа.

Семейные династии. Профессии членов семьи (рода).

Старинные традиции трудолюбия и мастерства.

Составление родословного древа своей семьи.

Знать два способа составления родословного древа и чем они отличаются друг от друга; уметь строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения; осознавать ценность документов из семейного архива, семейных реликвий, необходимость их сохранения и передачи от одного поколения к другому.

39

Муж и жена – одна душа.


Значимость супружеского союза мужчины и женщины. Отражение ценности брака в народных сказках, пословицах, в старинных и современных свадебных обрядах и обычаях. Вспоминают легенды, предания, сказки о супругах и супружеской жизни.

Знать пословицы и сюжеты народных сказок о верных, любящих супругах; уметь творчески выразить представления о крепости супружеского союза; Инсценировка свадебного обряда.

40

Святость отцовства и материнства.




Представление о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отраженные в народных сказках, пословицах, в старинных и современных обрядах.

Рассуждают о смысле обычая – угощать пересолёной кашей гостей при рождении ребёнка. Описывают чувства молодых отца и матери с опорой на иллюстрацию учебника.

Знать пословицы и сюжеты народных сказок о родительской любви к детям и о почтении детей по отношению к родителям; уметь творчески выразить представления о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, спектакле; стремиться проявлять уважение к своим родителям.

41

Добрые дети – дому венец.


Традиции воспитания девочки и мальчика. Определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца. Рассуждают над смыслом пословицы – темой урока. Работают с репродукциями картин в учебнике: описывают, какими они представляют изображённых детей. Рассказывают о значении своего имени.

Знать пословицы и сюжеты народных сказок о добрых, умелых, умных, смелых, заботливых детях; знать значение своего имени.

Конкурс на лучшую шпаргалку по разделу

42

Детские игры – школа здоровья.


Народная игровая культура. Рассуждают о том, зачем нужны игры. Объясняют, что дают для здоровья игры со свистульками; как игры спортивного вида способствуют укреплению здоровья.

Знать народные игры, уметь определять их значение в своём развитии детей; понимать смысл игры; уметь описать правила игры и организовать её в среде сверстников.

43

За страницами учебника




44

Строение тела человека.


Общее представление о строении тела человека. Внешнее и внутреннее строение. Органы и системы органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная и кровеносная системы, их роль в жизнедеятельности организма. Вспоминают народную мудрость (пословицы, поговорки, фразеологизмы) о частях тела человека. Религия против анатомии.

Научиться характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; понимать важность для человека знания работы своих внутренних органов; извлекать из источников дополнительную информацию, делать и обсуждать доклады.

45

Как работает наш организм.


Общее представление о жизнедеятельности организма. Роль скелета и мышц в организме. Работа пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем.

П/р «Измерение частоты пульса»

Научиться характеризовать функционирование основных систем организма человека; рассказывать об их работе, пользуясь схемами; измерять пульс в ходе практической работы.

46

Как работает наш организм.


47

Что такое гигиена.


Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена систем органов. Выработка правильной осанки. Уход за зубами. Правила здорового питания. П/р «Уход за зубами»

Научиться характеризовать основные правила гигиены; моделировать в ходе практической работы ситуации по соблюдению правил гигиены; сопоставлять гигиенически правильный и неправильный образ жизни.

48

Путешествие по городу Здоровейску




49

Органы чувств.


Общее представление о строении и работе органов чувств. Гигиена органов чувств Знакомятся со строением и работой органов чувств. Выводят правила по гигиене органов чувств.

Научиться характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире; рассказывать о строении органов чувств, пользуясь рисунками и схемами; соблюдать гигиену органов чувств.

50

Школа первой помощи.


Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Номера телефонов экстренной помощи.

П/р «Измерение температуры тела»

Запомнить номера телефонов экстренной помощи, уметь оказывать себе и другим людям первую помощь, измерять себе температуру, моделировать своё поведение в экстренных ситуациях.

51

Здоровью цены нет.


Правила здорового образа жизни, отраженные в пословицах и народных традициях. Триединая формула здоровья: здоровье телесное, здоровье психическое (душевное), здоровье духовно-нравственное. Бережное отношение к инвалидам. Рассуждают о здоровье телесном и здоровье духа. Оказание помощи людям с ограниченными возможностями. Забота государства о здоровье населения.

Знать народные правила и традиции здорового образа жизни; уметь применять их в своей повседневной жизнедеятельности; понимать триединство, заложенное в понятии «здоровье»; уметь объяснять нравственный смысл этого триединства, необходимый для само-воспитания; проявлять уважительное, внимательное и милосердное отношение к инвалидам.

52

Дом не велик, а стоять не велит.


Народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье по традициям народов Знакомство с правилами ведения домашнего хозяйства – домоводством.

Знать народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье; уметь применять эти правила в своей повседневной жизнедеятельности;

53

Семейный бюджет.


Доходы и расходы семьи. Из истории денег. Денежные единицы разных стран. Монеты и банкноты Российской Федерации .Беседуют о том, как научиться в обычной жизни распоряжаться деньгами так, чтобы они приносили радость и служили людям добром?

Понимать, каковы составные части семейных доходов и расходов; уметь посчитать сумму денег, необходимую для повседневного обеспечения жизни своей семьи на фиксированный период; знать факты из истории денег, типы денежных единиц РФ разного достоинства.

54

Мудрость старости.


Образ достойной, уважаемой старости, представленный в народных сказках, пословицах и произведениях живописи, в том числе в культурном наследии народов ЯНАО. Разыгрывают сценку «Поездка в автобусе». Обсуждение ситуаций, заданных учителем. Обсуждают, какие качества в характере человека ценит народная мудрость? Работа над репродукцией картины «Старый да малый».

Знать пословицы и сюжеты народных сказок, которые демонстрируют мудрость людей пожилого возраста; уметь словесно выразить своё впечатление от образа старого человека в произведениях живописи, спектакле.

Конкурс на лучшую шпаргалку по разделу

55

Путешествие к А.С. Пушкину.


История рода А.С.Пушкина как пример исследования семейного родословия. Творческое наследие поэта и духовная преемственность поколений на основе духовного родства, на близости интересов, на продолжении доброго дела.

Составление родословного древа А.С.Пушкина.

Знать одно — два стихотворения или отрывка из сказок А.С.Пушкина; уметь выразительно прочитать их; выбрать из семейного наследия документ, реликвию, семейное устное предание, в которых хранится память о добром деле, совершённом родным человеком, оформить для дальнейшего сохранения и передачи следующему поколению в семье; уметь рассказать о том, как продолжаются добрые дела в семье.

56

Моя семья – моя гордость


Главное из истории семьи, достижениях семьи.

Уметь составлять рассказ, отвечать на вопросы по теме.

Конкурс рисунков Моя семья

«В поисках Всемирного наследия»(12часов)

57.

Всемирное наследие


Понятие «Всемирное наследие». Эмблема Всемирного наследия. Идея сохранения достопримечательностей природы и культуры разных стран как непреходящих ценностей для всего человечества. История создания Списка Всемирного наследия.

Знать толкование смысла эмблемы Всемирного наследия;

Рассказ об одном-двух объектах Всемирного наследия (по выбору – в России, в Удмуртии, и в мире), оформлять презентацию рассказа для интерактивной доски Конкурс на лучшую шпаргалку по разделу

58.

Московский Кремль.


Ансамбль Московского Кремля как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Московского Кремля как образца воинской крепости, центра государственной власти, духовной святыни России. Самостоятельная работа: составление плана Московского Кремля (Р/Т №2 стр.62-63)

Знать названия четырёх башен Московского Кремля; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.

59.

Озеро Байкал.


Озеро Байкал как объект Всемирного природного наследия. Озеро Байкал на карте России. Уникальные особенности природы и экологические проблемы озера. Уникальный объект мира.. Рассуждение о том, почему в песне Байкал называют священным, морем, а не озером. Знакомство с животными Байкала.


Знать местонахождение озера Байкал; уметь показать его на карте России; рассказать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.

60.

Путешествие в Египет.


Природные и культурные достопримечательности Египта, его столица. Египет и Каир на карте мира. Египетские пирамиды как объект Всемирного наследия. Главная мелодия Египта. Священный жук – скарабей. Главная река Египта.

Знать местоположение Египта на одном из материков, уметь показать его и его столицу на карте; узнавать на фотографии облик египетских пирамид; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях Египта; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.

61.

Путешествие в Грецию.


Показать месторасположение Греции и Афин на карте. Греция и Афины на карте Европы. Узнавать на фотографии облик достопримечательностей и святынь Греции. Рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции (по выбору),

Оформление в паре или группе материала для презентации рассказа по одной из тем:

Природные и культурные достопримечательности Греции, ее столица.

Афинский Акрополь как объект Всемирного культурного наследия.

Непреходящее историко-культурное значение страны и ее культурного наследия для всего мира.

Знать местоположение Греции на одном из материков, уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.

Самостоятельное путешествие по Греции с помощью умного Совёнка. Рассказ о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции. (Р/Т №2 стр.70 задание 4)

62.

Путешествие в Иерусалим


Ландшафтные и культурные достопримечательности Иерусалима. Израиль и Иерусалим на карте мира. Старый город как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Иерусалима и его культурного наследия для всего мира, для людей, исповедующих одну из мировых религий – иудаизм, христианство, ислам. Знакомство с Библейским преданием – чудо, которое совершил Иисус Христос на израильской земле. Объекты Всемирного наследия в Иерусалиме.

Знать местоположение Иерусалима в Израиле; уметь показать страну и город на карте мира;

Узнавать на фотографии облик его достопримечательностей и святынь, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Иерусалима (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

63.

Путешествие в Китай.


Природные и культурные достопримечательности Китая, его столица. Великая Китайская стен как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Китая и его культурного наследия для всего мира.

Слушание китайской сказки о женщине Мын Цзян-нюй. Выражение своего отношения к поступкам героев. Проводят аналогии с теми качествами характера, которые одобряются в сказках других народов. Древний китайский календарь. Китайский философ Конфуций. Важнейшие открытия китайских мастеров и учёных.

Знать местоположение Китая на одном из материков; уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии Великую Китайскую стену; уметь рассказать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая; оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.

64.

Всемирные духовные сокровища


Выдающиеся люди разных эпох, народов, стран, воплотившие в себе лучшие человеческие качества. Общезначимые нравственные идеалы в пословицах разных народов России и мира о человеческих достоинствах и в текстах Священных книг. Всемирные духовные сокровища – невидимые глазу ценности, которые осуществились в объектах Всемирного Культурного наследия, воплотились в жизненном поведении, подвигах, свершениях людей, ставших духовно-нравственным образцом для современников и потомков. Перечисление качества человеческого характера. Высказывание своей точки зрения о том, что такое человечность. Игра-викторина. (Р/Т №2 стр.78 задание 2)

Знать имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества, уметь определить общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе; составить свой список Всемирных духовных сокровищ; оформить наглядный материал для презентации своего списка в классе в виде портретных изображений значимых людей, текстов, пословиц и изречений.


Конкурс на лучшую шпаргалку по разделу

65.

Контрольная работа


Выполнение интегрированной контрольной работы за 3 класс


66.

Заочное путешествие к объектам Всемирного наследия




67.

Что мы узнали. Чему научились.




68.

КВН





VIII. Состав учебно- методического комплекта по предмету

Для учащихся

Для учителя

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Изд 3-е. М., «Просвещение», 2013

  2. Плешаков А.А., Новицая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Изд 3-е. М., «Просвещение», 2013


  1. Плешаков А.А., Новицая М.Ю. Окружающий мир. 3класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Изд 3-е. М., «Просвещение», 2013

  2. Плешаков А.А., Новицая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Изд 3-е. М., «Просвещение», 2013

  3. Ижевский П. В. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. Методическое пособие. 3 класс: пособие для учителя / Под. ред. А. А. Плешакова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2011. – 67 с.

  4. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 3 класс: пособие для учителя общеобр. учреждений/ (М.Ю.Новицкая, Н.М. Белянкова и др.) ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012

  5. «Окружающий мир. Технологические карты» для 3 класса – сайт издательства «Просвещение».

6.Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 3 класс / Сост. И.Ф. Яценко. М.: ВАКО, 2012.









Свежие документы:  Конспект урока на тему «Условия успешности ознакомления дошкольников с природой»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: