Сценарий классного часа «Мир без нацизма»



Сценарий классного часа «Мир без нацизма»














Автор: Лутынская Инна Юрьевна















Цели:

1.Воспитание подрастающего поколения в духе здорового патриотизма и толерантности.

2. Предупреждение формирования в умах молодежи стереотипов дезинформации и отторжения «чужого», которые приводят к проявлению расизма и дискриминации.

3. Формирование авторитетного общественно мнения, способного позитивно влиять на гармонизацию межэтнических отношений. Снижение уровня агрессии и вражды в обществе.



Оборудование: плакат «Мир без нацизма», презентация о концлагерях, материал для оформления плаката «Пусть всегда будет солнце», воздушные шарики, музыкальное оформление, бумага для изготовления голубей (оригами)

Слово учителя:

Сегодня мы проводим урок, посвящённое миру на планете Земля, миру без нацизма, миру без войн. Наша главная задача – составить обращение к жителям планеты с просьбой жить в мире и согласии, вспомнить тех, кто ценой своей жизни добывал мир и счастье на планете. Мы должны доказать, что жизнь человека – это ценность, которую никто не имеет право отобрать. Не важно, какого цвета у тебя кожа, какой ты национальности, вероисповедания, в какой стране ты живешь – все хотят счастливо жить, радоваться солнцу, любить.



Дети читают стихи

1чтец. Мы дети счастливой и мирной страны.

Народ наш великий не хочет войны.

Ни детям, ни взрослым война не нужна.

Пусть с нашей планеты исчезнет она!

2чтец. Хорошо под мирным небом

Слышать добрые слова,

Хорошо зимой и летом,

В день осенний и весной

Наслаждаться ярким светом,

Звонкой, мирной тишиной.

3 чтец. Землю обмотали тоненькие нити,

Нити параллелей и волшебных рек.

Совершите чудо, руку протяните.

Надо чтобы в дружбу верил каждый человек.

4 чтец. Мы не зря мечтали о волшебном чуде.

Пусть планету вертит всемогущий век.

Это так чудесно, если с вами рядом

Улыбнулся незнакомый хмурый человек.



Учитель. Но надо помнить о тех, какой ценой завоеван мир на Земле, какой дорогой прошло человечество, чтобы доказать, как страшна война. Уже много десятилетий отделяют нас от Великой Отечественной войны, но память не угасла. Она будет жить, чтобы не повторить той страшной беды.



1-й ведущий. 11 апреля 1945 года вошел в книгу истории как Международный день освобождения узников концлагерей. Вспомним о тех, кто был замучен в тюремных застенках фашистских концлагерей.

2-й ведущий. Даже сейчас, спустя десятки лет, не удалось залечить всех ран, причинённых войной. Трудно осознать, что творили фашисты в лагерях смерти. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

Под фонограмму “Бухенвальдский набат” выходят участники

(ученики старших классов)

1.Бухенвальд. 

1чтец.  Концлагерь в Бухенвальде, недалеко от города Ваймара, гитлеровцы основали в 1934 году для политзаключённых. Как и в другие концлагеря фашистской Германии, люди попадали сюда без суда и следствия и на неопределённое время. Как правило, их путь завершался в печах крематория. И в этом концлагере гестаповцы истребили сотни тысяч советских людей.

 (Слайд 1, 2)

2 чтец. … После того как осмотрели заключённых, у которых имелась татуировка, тех из них, у которых татуировка была наиболее интересная и художественная, поместили в больницу, а затем они были убиты. Их трупы были переданы в больничный морг, где желаемые куски кожи с татуировкой были вырезаны и обработаны, а затем из неё делали абажуры и другие украшения для дома.

3 чтец .Не дымит крематорий, и в воздухе теплом не чадно.
Цветники пламенеют. Мне больно смотреть на цветы.
Бухенвальд! Среди ран, нанесенных войной беспощадной,
Может, самая страшная рана земли, — это ты.

4 чтец В 1945 году советские войска освободили в этом концлагере свыше 80 тысяч заключённых, которых гестаповцы не успели истребить. Это были люди, уже находившиеся на грани смерти от истязаний и голода.



2. Дахау

1 чтец. ДАХАУ –первый концентрационный лагерь в фашистской Германии. Был создан в марте 1933 года на окраине города Дахау в 17 километрах от Мюнхена. Всего за время существования лагеря в нем находилось в заключении 250 тысяч человек из 24 стран. Около 70 тысяч там были зверски замучены или убиты. 140 тысяч переведены в другие концлагеря, 30 тысяч дожили до освобождения. В Дахау проводились преступные «медицинские опыты» над людьми. В годы Второй мировой войны концлагерь имел около 125 лагерных отделений и так называемых внешних команд на военных предприятиях Южной Германии и Австрии. Действовавшая в Дахау организация заключенных 28 апреля 1945 года подняла восстание, сорвав фашистский план уничтожения оставшихся заключенных.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Обоняние и вкус"



(Слайды 3, 4)

3. Майданек. 


2 чтец. Предместье города Люблин (Польша). Осенью 1941 года здесь был создан один из немецко-фашистских лагерей массового уничтожения людей. В Майданеке было истреблено около 1500 тысяч человек. Печи крематория на Майданеке называли “фабрикой смерти”. Майданек был уничтожен в 1944 году советскими войсками. . Майданек. (Пауза) Предместье города Люблин в Польше. Осенью 1941 года здесь был создан один из немецко-фашистских лагерей массового уничтожения людей. Является центральным лагерем, имел филиалы Будздынь (под Краковом), Плащув (близ Кракова), Травники (под Веншем), два лагеря в Люблине. В Майданеке было истреблено около 1,5 миллионов человек. Майданек был уничтожен в 1944 году советскими войсками.

3 чтец. «Когда с Майданека налетал ветер, жители Люблина запирали окна. Ветер приносил в город трупный запах. Нельзя было дышать, нельзя было есть, нельзя было жить. Ветер с Майданека приносил в город ужас. Из высокой трубы крематория в лагере круглые сутки валил черный смрадный дым. Дым относило ветром в город. Над люблинцами нависал тяжкий смрад мертвечины. К этому нельзя было привыкнуть.

«Печами дьявола» звали поляки печи крематория на Майданеке и «фабрикой смерти» — лагерь…»

4 чтец. Нас вывели, и казнь настанет скоро.

На пустыре нас выстроил конвой…

И чтоб не быть свидетелем позора,

Внезапно солнце скрылось за горой.

Вокруг стоят прислужники Черчета,

И кровь щекочет обонянье им!

Они не верят, что их песня спета,

Что не они, а мы их обвиним!

Пусть палачи с кровавыми глазами

Сейчас свои заносят топоры.

Мы знаем, правда всё равно за нами,

Враги лютуют только до поры.



(Слайд 5, 6, 7, 8, 9)

4. Освенцим. 

1 чтец. Этот концлагерь называли комбинатом смерти. Освенцим был создан в 1939 году по приказу Гитлера. Он состоял из лагерей: Аушвиц, Биркенау, Моновице, Голешау, Явишовиц, Нейдах, Блехамео и других. Здесь постоянно содержались от 180 до 250 тысяч заключённых из разных стран мира. Многочисленные врачи, работающие в лагере, ставили на заключённых “медицинские” эксперименты.

Массовые уничтожения газом начались в Освенциме в конце 1941 года.

В Освенциме омертвили в газовых камерах, голодом, расстреляли свыше 4 миллионов советских граждан и жителей других стран Европы.

Ведущий 1: За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех заключенных из его блока убивали. Это был весьма действенный метод препятствовать попыткам бегства. Точное количество погибших в Освенциме установить невозможно, так как многие документы были уничтожены, кроме того, немцы не вели учёт жертв, направляемых в газовые камеры непосредственно по прибытии. Современные историки сходятся во мнении, что в Освенциме было уничтожено от 1,4 до 1,8 миллиона человек, большинство из которых составляли евреи.

(слайд 10, 11)


Ведущий 2: ДЕТИ. Из 1 миллиона 300 тысяч узников Освенцима дети подростки не старше 18 лет составили около 234 000.
Из них — 220 000 еврейских детей, 11 тысяч цыганских; несколько тысяч белорусских, украинских, русских, польских. Только осенью 1943 г. в транспорте из Белоруссии было вывезено 907 детей и подростков. Некоторые дети рождались в лагере. Они также носили номер на полосатой одежде узника. Большинство еврейских детей уничтожались сразу же после прибытия. 123 сентября 1944 г., например, 12 300 детей из Каунаса были направлены в газовые камеры. В начале октября в Аушвице было 2 510 мальчиков и девочек. 10 января 45-го их оставалось 611. 


5.Знаменитая Зоненбургская тюрьма

1 чтецБольшинство камер – одиночные. Человек, попавший сюда, должен был оставаться наедине с самим собой десятилетия, либо до смерти… Заключённые по 13–14 часов в сутки работали на артиллерийском заводе, в электро- и автомастерских, которые размещались во дворе тюрьмы. Когда они возвращались с работы, на многих снова надевали кандалы.

Удирая в Берлин, гестаповцы зажгли тюрьму, чтобы скрыть следы преступления. Но пожар потушили наши бойцы.

(Слайд 12, 13)

6. Саласпилс.

 1 чтец. Железнодорожная станция на линии Рига- Огре в Латвии. Вблизи этой станции в годы Великой Отечественной войны фашистами был устроен концентрационный лагерь, в котором было уничтожено более 100 тысяч человек. , 7 тысяч из них дети. Надпись на стене, сооружённой на месте лагерных ворот: “За этими воротами стонет земля”.

2 чтец В Саласпислсе детей истязали остервенело. Делали им впрыскивание какой-то жидкости, и после этого дети истекали поносом. Давали им отравленную кашу и кофе, и от этого в день умирало по сто пятьдесят человек. Заболевшим корью детям делали инъекции, после чего начиналось воспаление глаз, и через несколько дней глаза вытекали. У детей в лагере систематически выкачивали кровь.

Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "На что похожа наша планета?"

(слайд 14, 15)


2-й ведущий. Когда освобождали концлагеря, то солдаты увидели огромные тюки с женскими волосами. Гитлеровцы снимали их с голов своих жертв перед уничтожением. Они использовали женский волос в промышленном производстве – перерабатывали в войлок и пряжу, из которых вязали носки для подводников и железнодорожников.

7. Маутхаузен.

2 чтец. Создан в июле 1938 года в 4  километрах от города Маутхаузен (Австрия) в качестве филиала лагеря Дахау. С марта 1939 года – самостоятельный лагерь. В 1938 – 1945 годах в Маутхаузене находилось около 335 тысяч человек из многих стран; только по сохранившимся записям, в лагере было зверски уничтожено свыше 122 тысяч человек. В Маутхаузене действовала подпольная организация сопротивления, поднявшая 5 мая 1945 года восстание. В этом лагере в феврале 1945 года был зверски замучен генерал Дмитрий Михайлович Карбышев.

(слайд 16,17)



1 – ведущий . Среди заключённых в лагерях были и дети. Они напоминали подбитых птенцов. В глазах испуг. Маленькие старички.

Их заставляли работать по 15–20 часов – на лямках возить гружённые разным грузом повозки. Часто приходилось возить трупы. А когда они выбивались из сил, их раздевали догола и обливали холодной водой, били палками..

2- ведущийВ Польше в городе Лодзь есть памятник: огромное разорванное материнское сердце. В годы войны в одном из мрачных кварталов этого города устроили детский концлагерь. Тут малышей готовили для отправки в лагеря уничтожения общего типа, в частности в Освенцим. Не все дети задушены там, в газовых камерах, многие погибли здесь от болезней, голода и побоев.

Наверное, не только материнское сердце – само небо разрывалось над этим предместьем,… Что есть у матерей дороже их детей?

(слайд 18)

1-ведущий. Но необязательно ехать в Польшу, чтобы узнать, как вооружённые фашистской идеологией палачи уничтожали детей.

2-ведущийКавказ. Прекрасный тихий уголок Теберда. Эти места называют второй Швейцарией: белеют стволы берёз, со всех сторон высокие горы, покрытые шапкой вечных снегов. Здесь находился санаторий для детей, больных костным туберкулёзом. Когда немцы подошли к Теберде, работники санатория поняли, что детей необходимо эвакуировать. Всех детей вывезти не удалось.

1-ведущий. Тем, кто остался в Теберде, досталось горя ещё больше. В первую очередь гитлеровцы забрали ключи от склада и установили рацион: три картофелины. Бывало, беспомощные дети ползали по траве, пытаясь разыскать что-то съедобное.

2-ведущий11 ноября 1942 года кровавое гестапо согнало 287 жителей к Лысой горе, где им приказали стать на колени у края свежей ямы. Грудные и малолетних детей женщины держали на руках. Их расстреливали три с половиной часа. После того, как огромный ров засыпали, земля ещё долго шевелилась.

Чтец5. Мы с мамой шли. И под самый вечер,
В ущелье, здесь, у нижней Теберды,
Шагнула нам знакомая навстречу
И показала чёрный след беды…

Лежали в яме маленькие дети,
Убитые руками палачей.
Рыдало небо, беркут, горы эти,
Как сотни безутешных матерей.

2 ведущий. Уничтожено 214 детей в городе Ейск.

Звучит стихотворение Мусы Джалиля “Варварство”.

6 чтец.

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор и медными глазами
Окинул обречённых… мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землёю,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами, 
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжёлый.
Детей внезапно охватил испуг, –
Что кровь детей глотают жадно, 
По шее лентой красной извиваясь,
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром гряну. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складки платья
Ещё не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Всё понял, понял всё малютка.
“Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!” – 
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
“Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь?” 
И хочет вырваться из рук ребёнок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
“Не бойся, мальчик мой. 
Сейчас вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно”.
И он закрыл глаза. И заалела кровь, 
Но испытала, ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя.
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей…

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Курочка с цыплятами на лугу»

Ведущий 2. Но уничтожали людей не только в лагерях смерти. Нещадно убивали фашисты мирных людей в городах, селах. Убивали беспомощных детей, женщин, стариков.

Чтец 1. 14 октября 1942 г. еврейских женщин и детей из гетто Мизоч на Украине вывезли в овраг неподалёку от Ровно. Их расстреляли немецкие полицейские и украинские полицаи.

Чтец 2. Из воспоминаний очевидца немецкого инженера о массовой казни 5 октября 1942 года в Дубно на Украине: “Мы пошли прямо к ямам. Нм никто не мешал. Из-за насыпи доносился треск ружейных выстрелов. Потом подъехали грузовики, в которых находились мужчины, женщины и дети всех возрастов. По команде эсесовца, державшего в руке то ли хлыст, то ли плётку, им пришлось раздеться. Их заставили сложить отдельно обувь, одежду и нижнее бельё. Я собственными глазами видел груду ботинок, в которой было, наверное, восемьсот, а может быть, и тысяча пар, и огромные кучи одежды и нижнего белья.

Ведущий 1. Память… Мы должны помнить обо всех, кто погиб в этой страшной войне. Мы должны предотвратить ужасы этой страшной войны. Мы должны сохранить мир.

Чтец 1.Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон, колокольный звон.
Звон плывет, плывет над всей землею,
И гудит взволнованно эфир:
Люди мира, будьте зорче втрое,
Берегите мир, берегите мир!
Берегите,
Берегите,
Берегите мир!


Чтец 2: Детям своим
Расскажите о них,
Чтоб
Запомнили!
Детям 
детей 
расскажите о них, 
чтобы тоже запомнили!
Во все времена 
Бессмертной 
Земли помните! 

Чтец3. Ради счастья ваших же детишек,

Ради мира. Детства без забот,

Перестаньте вы стрелять друг в друга,

Подарите мир нам и покой!

Для того чтоб вам играть –

Нам нужен мир!

Для того чтоб всё узнать –

Нам нужен мир!

Для того чтоб подрасти –

Нам нужен мир!

Для того чтоб в мир войти –

Нам нужен мир!

(исполнение песни «Не отнимайте солнца у детей»)



Изготовление коллективного плаката «Пусть всегда будет солнце»

Дети наклеивают на плакат заранее подготовленные трафареты солнца. Фигурки детей разных национальностей, голубков



Ведущий2.Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда будет МИР!

Ведущий 1. Голубь – птица, символизирующая мир. Предлагаю сделать голубков, чтобы разнесли они весть о том, что дети нашей страны хотят жить в мире и согласии.

(Дети готовят оригами – голубей, пишут на них свои послания)

Чтец1. Из соседней голубятни

Голубь вылетел ручной

И сверкнул в лучах закатных

Свежей снежной белизной.

Чтец 2. Это наш весёлый мальчик

Из окошка чердака

В небо выбросил, как мячик,

Молодого голубка.

(Выпустить гелевый шарик с голубком в классе)

Чтец3. И напомнил нам, что дети

Городов и деревень

Мира требуют на свете

В этот славный добрый день.

Чтец 4Мы летим, летим, летим,

Всю планету облетим,

Мир и счастье принесём

В каждый город,

В каждый дом.

Исполнение песни «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: