МБОУ средняя общеобразовательная школа № 1 г. Покров
Петушинского района
Владимирской области
«Окружающий мир» 4 класс, автор О.В. Поглазова
(Учебно-методический комплект «Гармония»)
Тема: «Суждения древних людей о форме и движении Земли»
Печенкина Нина Владимировна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Цель: — познакомить учащихся с представлениями древних народов о форме и
движении Земли, с учениями древнегреческих ученых;
— формировать научные знания о форме и движении Земли;
— развивать воображение, логическое мышление, умение
аргументировать свою точку зрения;
— воспитывать эстетические чувства и интерес к исследовательской
работе.
Оборудование: компьютерные слайды (см. приложение), геометрические
тела, схемы, кроссворды, портреты.
Организационные моменты.
Картина «Линия горизонта».
Учитель: Вечно далекая линия горизонта…
С давних пор она манила человека своей тайной. За ней начинались неведомые края. Многие пускались в путь, чтобы найти край Земли. Но линия горизонта удалялась, и найти край Земли никому не удавалось. Почему так?
III. На экране вопросы для д/з.
Какова форма Земли?
Почему в открытом океане линия горизонта всегда окружность?
Отчего линия горизонта удаляется при поднятии на гору?
Почему у одних жителей Земли утро, а у других в это же время вечер?
Почему Солнце при восходе освещает сначала вершины гор, а потом
долины?
Почему моряки видят сначала маяк, а потом берег?
Почему Полярная звезда на севере находится над головой, а на
юге почти на линии горизонта?
Из каких источников вы почерпнули эти знания? (из учебника и научно-популярной литературы, из бесед со взрослыми).
Попытка ответить на эти вопросы заставляла людей искать истину о форме
и движении Земли.
Чтение темы урока с экрана.
IV. Работа по учебнику. с.3
Чтение цепочкой текста с. 3
Вопросы с.3
V. Инсценировка из славянского сказания о Земле.
— Знаешь ли ты, что держит Землю?
— Вода высокая
— Что держит воду?
— Камень
— Что держит камень?
— Четыре золотых кита
— Что держит золотых китов?
— Река огненная
— Что держит огонь?
— Дуб железный…
VI. На экране слайд (земля древних арабов и индусов)
— Какой видели Землю славяне, арабы и индусы?
— Найдите общее в их представлениях о форме Земли.
(Считали, что Земля плоская, имеет край (остров)
(Светила: звезды, Солнце).
VII. Работа с учебником с.4. Какая наука изучает мир?
Чтение цепочкой.
Вопросы:
Что примечали древние люди, смотря на небо?
(Вид Солнца не меняется, а Луны меняется, множество звезд, Полярная звезда.)
Что такое наука Астрономия?
Какие вопросы особенно волновали астрономов? (форма, движение Земли, место ее в космосе).
VIII. Давайте побываем на уроках окружающего мира в Древней Греции более 2500 лет назад, когда зарождалась наука Астрономия.
Портрет Пифагора.
Пифагор: Уважаемые ученики!
Сегодня мы порассуждаем о форме и движении Земли.
Проделаем опыт. Возьмите куб, цилиндр, конус и шар. Располагайте тела под лучами Солнца. Замечайте форму тени от каждого тела. Тень от какого тела в виде круга? (от шара)
Среди известных тел только шар – абсолютно симметричное тело. Все небесные тела должны иметь форму шара. Вид Солнца и Луны подтверждает этот вывод. Значит и Земля – шар!
День сменяет ночь, а ночь день. Земля вращается вокруг Солнца за 1 сутки. Дожди сменяют засуху, а засуха – дождями. Значит, солнце и Земля вращается вокруг невидимого центрального тела за 365 дней.
Вопрос: Что истинно в суждениях Пифагора? А что ложно?
Проверка: на экране (см. в приложении)
Аристотель: (на экране.)
100 лет спустя.
Уважаемые ученики!
Сегодня на уроке мы рассмотрим некоторые утверждения математика Пифагора о форме и движении Земли. Стоит согласиться с тем, что Земля – это шар, потому что многолетние наблюдения за затмениями Луны показали, что форма тени от Земли всегда круглая. Следовательно, Пифагор прав: Земля действительно круглая.
Но нельзя согласиться, что Земля движется в пространстве, Земля неподвижна!
Земля – центр Мира, а Солнце, Луна и, небесные тела вращаются вокруг Земли.
Вопрос: Что ложно, а что истинно в суждениях Аристотеля?
Проверка: на экране (смотри в приложении).
IX. Учитель: Представления древнегреческих философов о шарообразной Земле были к сожалению забыты. Вот, что написано о Земле в учебники географии всего 600 лет назад.
Чтение с.7 учебника – Как изменились представления людей о Земле?
Какова причина этих изменений?
На экране:
Изображение Земли по учению
Козьмы Индикоплова (см. приложение).
Рассказ учителя с. 7 учебника.
Земля не шар, а плоский четырехугольник, покрытый небом, как сводчатой крышей. Небо – крыша мира. Под крышей – потолок. Это твердь. Она разделяет пространство на две части: на нижнюю, где находится Земля, Солнце и Луна, и где обитают животные, люди и ангелы; и верхнюю – где «Царствие небесное». Здесь хранятся запасы воды, которая налита поверх тверди.
X. Только в конце 16 века после кругосветных путешествий люди окончательно убедились, что Земля – шар.
Портрет Магеллана.
Ученица 1: Фернандо Магеллан родился в Португалии в 1480 году. Перешел на службу испанского короля. В 1519 году корабли Магеллана отправились в кругосветное плавание от берегов Испании.
Ученица 2: (На глобусе красными флажками отмечает путь Магеллана).
Маршрут протекал через Атлантический океан вдоль восточного побережья Южной Америки, через огромный Тихий океан к Юго-Восточной Азии. Путешествие было трудным. К сожалению на Филиппинских островах Магеллан умер. Но его соратники проплыли через Индийский океан, вдоль берегов Африки и вернулись к родным берегам Испании.
Ученица 3: Магеллан и его соратники первыми открыли эру кругосветных путешествий и доказали, что Земля – это шар.
XI. Прошло 100 лет (На экране – портрет Галилея).
Ученик 1: Итальянский астроном, математик, физик, механик Галилей жил в 17 веке. Он сделал много научных открытий.
Ученик 2: Он открыл, что число звезд на небе значительно больше, чем можно увидеть простым взглядом.
Ученик 3: Галилей доказал, что все небесные светила имеют форму шара. Он построил телескоп, который увеличивает истинные размеры в 32 раза и в результате многочисленных наблюдений доказал, что Земля круглая.
Ученик 4: Церковники заставили великого ученого отречься от утверждения, что Земля вращается. Но своим ученикам он тайно говорил: «А все-таки — она вертится!»
XII. Викторина – обобщение (проводит ученица на экране) – см. приложение.
Какой видели Землю древние славяне, индейцы и арабы?
Какую форму имеет Земля?
Кто впервые доказал, что Земля – шар и движется в пространстве?
Кто утверждал, что Земля неподвижна, а Солнце и небесные тела вращаются вокруг нее?
Кто совершил первое кругосветное плавание?
Чьи это слова: «А все-таки – она вертится!»
XIII. Итог урока.
Что вы нового узнали на уроке?
О чем расскажете своим родителям или друзьям?
XIV. Домашнее задание.
Прочитать текст с. 3-7 учебника.
Разгадать кроссворд (прилагается в приложении).
Приложение – слайды:
— 1 слайд. Тема урока.
— 2 слайд. Вопросы по домашнему заданию.
— 3 слайд. Земля древних арабов и индусов.
— 4 слайд. Истинность суждений о Земле
Пифагор
Аристотель.
— 5 слайд. Портрет Аристотеля.
— 6 слайд. Земля по учению К. Индикоплова.
— 7 слайд. Портрет Галилея.
— 8 слайд. Обобщающая викторина.