Суждения древних людей о форме и движении Земли 4 класс

МБОУ средняя общеобразовательная школа № 1 г. Покров

Петушинского района

Владимирской области











«Окружающий мир» 4 класс, автор О.В. Поглазова

(Учебно-методический комплект «Гармония»)


Тема: «Суждения древних людей о форме и движении Земли»















Печенкина Нина Владимировна


учитель начальных классов


высшая квалификационная категория

















Цель: — познакомить учащихся с представлениями древних народов о форме и

движении Земли, с учениями древнегреческих ученых;

— формировать научные знания о форме и движении Земли;

— развивать воображение, логическое мышление, умение

аргументировать свою точку зрения;

— воспитывать эстетические чувства и интерес к исследовательской

работе.


Оборудование: компьютерные слайды (см. приложение), геометрические

тела, схемы, кроссворды, портреты.


  1. Организационные моменты.


  1. Картина «Линия горизонта».

Учитель: Вечно далекая линия горизонта…

С давних пор она манила человека своей тайной. За ней начинались неведомые края. Многие пускались в путь, чтобы найти край Земли. Но линия горизонта удалялась, и найти край Земли никому не удавалось. Почему так?


III. На экране вопросы для д/з.

  1. Какова форма Земли?

  2. Почему в открытом океане линия горизонта всегда окружность?

  3. Отчего линия горизонта удаляется при поднятии на гору?

  4. Почему у одних жителей Земли утро, а у других в это же время вечер?

  5. Почему Солнце при восходе освещает сначала вершины гор, а потом

долины?

  1. Почему моряки видят сначала маяк, а потом берег?

  2. Почему Полярная звезда на севере находится над головой, а на

юге почти на линии горизонта?

Из каких источников вы почерпнули эти знания? (из учебника и научно-популярной литературы, из бесед со взрослыми).

Попытка ответить на эти вопросы заставляла людей искать истину о форме

и движении Земли.

Чтение темы урока с экрана.


IV. Работа по учебнику. с.3

Чтение цепочкой текста с. 3

Вопросы с.3


V. Инсценировка из славянского сказания о Земле.

— Знаешь ли ты, что держит Землю?

— Вода высокая

— Что держит воду?

— Камень

— Что держит камень?

— Четыре золотых кита

— Что держит золотых китов?

— Река огненная

— Что держит огонь?

— Дуб железный…


VI. На экране слайд (земля древних арабов и индусов)

— Какой видели Землю славяне, арабы и индусы?

— Найдите общее в их представлениях о форме Земли.

(Считали, что Земля плоская, имеет край (остров)

(Светила: звезды, Солнце).


VII. Работа с учебником с.4. Какая наука изучает мир?

Чтение цепочкой.

Вопросы:

  1. Что примечали древние люди, смотря на небо?

(Вид Солнца не меняется, а Луны меняется, множество звезд, Полярная звезда.)

  1. Что такое наука Астрономия?

  2. Какие вопросы особенно волновали астрономов? (форма, движение Земли, место ее в космосе).


VIII. Давайте побываем на уроках окружающего мира в Древней Греции более 2500 лет назад, когда зарождалась наука Астрономия.


Портрет Пифагора.

Пифагор: Уважаемые ученики!

Сегодня мы порассуждаем о форме и движении Земли.

Проделаем опыт. Возьмите куб, цилиндр, конус и шар. Располагайте тела под лучами Солнца. Замечайте форму тени от каждого тела. Тень от какого тела в виде круга? (от шара)

Среди известных тел только шар – абсолютно симметричное тело. Все небесные тела должны иметь форму шара. Вид Солнца и Луны подтверждает этот вывод. Значит и Земля – шар!

День сменяет ночь, а ночь день. Земля вращается вокруг Солнца за 1 сутки. Дожди сменяют засуху, а засуха – дождями. Значит, солнце и Земля вращается вокруг невидимого центрального тела за 365 дней.

Вопрос: Что истинно в суждениях Пифагора? А что ложно?

Проверка: на экране (см. в приложении)

Аристотель: (на экране.)

100 лет спустя.


Уважаемые ученики!

Сегодня на уроке мы рассмотрим некоторые утверждения математика Пифагора о форме и движении Земли. Стоит согласиться с тем, что Земля – это шар, потому что многолетние наблюдения за затмениями Луны показали, что форма тени от Земли всегда круглая. Следовательно, Пифагор прав: Земля действительно круглая.

Но нельзя согласиться, что Земля движется в пространстве, Земля неподвижна!

Земля – центр Мира, а Солнце, Луна и, небесные тела вращаются вокруг Земли.


Вопрос: Что ложно, а что истинно в суждениях Аристотеля?

Проверка: на экране (смотри в приложении).


IX. Учитель: Представления древнегреческих философов о шарообразной Земле были к сожалению забыты. Вот, что написано о Земле в учебники географии всего 600 лет назад.

Чтение с.7 учебника – Как изменились представления людей о Земле?

Какова причина этих изменений?

На экране:

Изображение Земли по учению

Козьмы Индикоплова (см. приложение).

Рассказ учителя с. 7 учебника.

Земля не шар, а плоский четырехугольник, покрытый небом, как сводчатой крышей. Небо – крыша мира. Под крышей – потолок. Это твердь. Она разделяет пространство на две части: на нижнюю, где находится Земля, Солнце и Луна, и где обитают животные, люди и ангелы; и верхнюю – где «Царствие небесное». Здесь хранятся запасы воды, которая налита поверх тверди.


X. Только в конце 16 века после кругосветных путешествий люди окончательно убедились, что Земля – шар.


Портрет Магеллана.

Ученица 1: Фернандо Магеллан родился в Португалии в 1480 году. Перешел на службу испанского короля. В 1519 году корабли Магеллана отправились в кругосветное плавание от берегов Испании.

Ученица 2: (На глобусе красными флажками отмечает путь Магеллана).

Маршрут протекал через Атлантический океан вдоль восточного побережья Южной Америки, через огромный Тихий океан к Юго-Восточной Азии. Путешествие было трудным. К сожалению на Филиппинских островах Магеллан умер. Но его соратники проплыли через Индийский океан, вдоль берегов Африки и вернулись к родным берегам Испании.

Ученица 3: Магеллан и его соратники первыми открыли эру кругосветных путешествий и доказали, что Земля – это шар.


XI. Прошло 100 лет (На экране – портрет Галилея).

Ученик 1: Итальянский астроном, математик, физик, механик Галилей жил в 17 веке. Он сделал много научных открытий.

Ученик 2: Он открыл, что число звезд на небе значительно больше, чем можно увидеть простым взглядом.

Ученик 3: Галилей доказал, что все небесные светила имеют форму шара. Он построил телескоп, который увеличивает истинные размеры в 32 раза и в результате многочисленных наблюдений доказал, что Земля круглая.

Ученик 4: Церковники заставили великого ученого отречься от утверждения, что Земля вращается. Но своим ученикам он тайно говорил: «А все-таки — она вертится!»


XII. Викторина – обобщение (проводит ученица на экране) – см. приложение.

  1. Какой видели Землю древние славяне, индейцы и арабы?

  2. Какую форму имеет Земля?

  3. Кто впервые доказал, что Земля – шар и движется в пространстве?

  4. Кто утверждал, что Земля неподвижна, а Солнце и небесные тела вращаются вокруг нее?

  5. Кто совершил первое кругосветное плавание?

  6. Чьи это слова: «А все-таки – она вертится!»


XIII. Итог урока.

Что вы нового узнали на уроке?

О чем расскажете своим родителям или друзьям?


XIV. Домашнее задание.

  1. Прочитать текст с. 3-7 учебника.

  2. Разгадать кроссворд (прилагается в приложении).



Приложение – слайды:

— 1 слайд. Тема урока.

— 2 слайд. Вопросы по домашнему заданию.

— 3 слайд. Земля древних арабов и индусов.

— 4 слайд. Истинность суждений о Земле

Пифагор

Аристотель.

— 5 слайд. Портрет Аристотеля.

— 6 слайд. Земля по учению К. Индикоплова.

— 7 слайд. Портрет Галилея.

— 8 слайд. Обобщающая викторина.



Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса "Кто что ест?"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: