Давыдова И.В.
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2
г. Новомосковск
Тульская область
Технологическая карта урока по учебному предмету «Окружающий мир» в 1 классе
на тему «Жизнь птиц».
Изучение нового материала. | |
Авторы УМК: | Н.Ф.Виноградова |
Цели урока: | Формирование и систематизирование знаний учащихся о жизни птиц. |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): | Личностные: осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности; воспитывать любовь к родному краю, понятие норм нравственного поведения в природе; понимать ценности любой жизни; уметь дать своей работе самооценку. Познавательные: уметь находить нужную информацию в различных источниках; расширять знания о птицах, зимующих в наших краях; анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями; проводить наблюдения; делать выводы. Регулятивные: формировать познавательный интерес, мотивацию к обучению через разнообразие используемых приёмов; уметь принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; уметь планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия; уметь действовать согласно плану; уметь оценивать результаты решения поставленной задачи. Коммуникативные: уметь вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; осуществлять совместную деятельность в малых группах; уметь вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Предметные: расширять знания о разных объектах окружающего мира; расширять кругозор учащихся.
|
Оборудование: | Компьютер, проектор, интерактивная доска |
Образовательные ресурсы: | Мультимедийная презентация к уроку, словарь Ожегова, фонограмма музыки Э.Грига «Утро», аудиозапись «Голоса птиц», тематические карточки, тетрадь, учебник. |
|
|
Содержание этапа. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Методы и приёмы работы. | Результат. | |
I. Мотивирование к учебной деятельности. (1-2 минуты) Цель: включить обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне.
|
-Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в лес в школу тётушки Совы. Где узнаем много нового и встретим на своём пути много интересного.
Слайд 1
1)Улыбнись с утра щенку, И росинке и цветку, Пёстрой бабочке в лугах, Солнцу в лёгких облаках.
2) (На фоне музыки Э. Грига «Утро» ) Всё вокруг – большой наш дом, Мы совместно в нём живём. Всё в нём может поместиться: Человек, и зверь, и птица. Дерево, трава, цветок, И река, и ручеёк, Солнце, звёзды и луна… Колыбель у нас одна. Это надобно понять, Жизнь любить и охранять.
|
Приветствует учащихся, проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт эмоциональный настрой на урок.
|
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
Фронтальный.
Психофизическая тренировка. Высказывание добрых пожеланий детям.
|
Формирование УУД: Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообучению; воспитание уважительного отношения к своей стране, любви к родному краю.
|
II. Актуализация знаний(4-5 минут) Цель: создать проблемную ситуацию. 2)Созд
| Первое задание тётушки Совы: -Соедините части слов и прочитайте названия.
Слайд 2
-О ком будем говорить на уроке? — Какая может быть тема нашего урока? — Что мы можем узнать о птицах?
|
1) Формулирует задание и контролирует выполнение работы. 2) Организует фиксацию индивидуальных затруднений. 3) Организует обсуждение способов решения.
4)Организует коллективную проверку.
3)Побуждает к высказыванию своего мнения.
|
Выполняют задания.
Составление целого из частей. Слайд 3 2)Обосновывают выбор правильного ответа, проводят параллель с ранее полученными знаниями. 3)Производят самоконтроль. 4)Высказывают свои предположения в паре.
|
Побуждающий, подводящий диалоги.
Работа в парах.
Мотивирующий приём «Яркое пятно». |
Формирование УУД: Познавательные: формировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, доказательства. Регулятивные: владеть способами организации; планировать исследование. Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
|
III. Постановка учеб-ной задачи. (7-8 минут) Цель: Выявить и зафиксировать причину затруднения: конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи.
|
-В нашем лесу много птиц. Они делятся на 3 группы: перелётные, осёдлые, зимующие. Слайд 4
— Каких птиц называют перелётными? В определении этого слова поможет словарь Ожегова.
Слайд 5
-Каких птиц называют осёдлыми? -Давайте опять обратимся к словарю Ожегова. Слайд 6
-Каких птиц называют зимующими? -Прочитаем, как говорится в словаре. Слайд 7
|
Организует подводящий к теме диалог.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Побуждает к высказыванию своего мнения. Побуждает к высказыванию своего мнения.
|
1)Формулируют тему и задачи урока. 2)Определяют отличие между перелётными, осёдлыми и зимующими птицами.
Отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
|
Подводящий к теме диалог.
Фронтальный |
ФомированиеУУД: Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; уметь слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения. |
Физминутка для глаз | -Вместе с лягушонком продолжим отдых на полянке. Слайд 8 |
|
Следят глазами за движущимися предметами. |
Гимнастика для глаз. |
|
IV. Открытие нового знания (Построение проекта выхода из затруднения). (7-8 минут) Цель: устранить возникшее затруднение.
|
-Какую цель поставим перед собой сегодня на уроке?
-Домовёнок Непослуха предлагает отгадать вам загадки.
1) Игра «Что за птица?» Слайд 9 – 13
—А ещё: ворона, воробей, дятел, сорока, голубь, синица, галка – зимующие птицы.
-Чем они питаются?
-Почему им трудно перезимовать в наших краях? -Как люди помогают птицам пережить зиму?
2)- Вместе с лесными птицами «Накорми птиц».
Слайд 14
|
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
|
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель)
1)Читают загадки. 2)Рассматривают изображения птиц. 3)Учатся различать одних птиц от других.
4)Отгадывают загадки.
5)Высказывают своё мнение.
Высказывают своё мнение.
Отвечают на вопросы учителя.
Высказывают своё мнение.
|
Подводящий к открытию знаний побуждающий диалог.
Фронтальный.
Фронтальный |
Формирование УУД: Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; уметь слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения; определять цели, функции участников, способы взаимодействия. Регулятивные: планировать исследовательский вид деятельности. Познавательные: уметь находить и выделять необходимую ин- формацию; уметь делать предположения и обосновывать их. Личностные: уметь осознать свои возможности в учении, адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. |
Физминутка «Птички» | -Вместе с лесными жителями немного отдохнём.
Птички прыгают, летают. Птички прыгают, поют: Чик – чирик, чик – чирик. Птички крошки собирают, Зёрнышки клюют. Пёрышки почистили, Пёрышки почистили. Клювики почистили, Клювики почистили. Дальше полетели. И на место сели.
|
|
Осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.
Имитируют руками взма-хи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.
Наклон вперёд, пальцами рук, собранными вместе, постукивают по коленкам.
Стоя прямо, совершать взмахи левой и правой руками.
Повороты головой вправо – влево.
Имитируют руками взмахи крыльев.
Садятся на места. |
|
|
V. Первичное закрепление.(4-5 минут) Цель: проверить умение работать с информацией.
|
-Ребята, посмотрите, какие бывают клювы. Слайд 15 ( По форме и строению клювы бывают….)
Тетрадь на печатной основе Слайд16 -Что удобно делать таким клювом?
|
Устанавливает осознанность ситуации.
Организует работу в тетради.
Организует работу
Контролирует выполнение работы. Осуществляет выборочный контроль. Организует обсуждение способов решения. |
Выполняют задания. Высказывают свои предположения в паре.
Выполняют задания в тетради.
Варианты выполнения работы в парах детьми. Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, ориентируются в учебнике и тетради на печатной основе.
Составление целого из частей. Слайд 17
|
Фронтальный.
Фронтальный.
Индивидуальный.
Работа в парах, комментирование
|
Формирование УУД: Коммуникативные: уметь организовать собственную деятельность и сотрудничество с партнёром; уметь формулировать собственное мнение, строить для партнёра высказывания. Регулятивные: Планировать репродуктивный вид деятельности. Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из рассказа учителя; уметь дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете. |
VI. Самостоятельная работа. (7-8 минут) Цель: организовать выполнение самопроверки, самоконтроля; создать ситуацию успеха.
|
Тест «Помоги попугаю Яше». Слайд 18 Попугай – птица, которая может повторять за человеком слова и предложения. Сначала Яша жил у ленивого мальчика, который мало читал, поэтому мало знал. А потом он стал жить в школе. Сидел в клетке и слушал уроки. В итоге Яша научился говорить предложения.
— Помогите попугаю разобраться, что верно, а что нет. Свои ответы фиксируйте математическими знаками: (+,-)
1. Осенью все птицы улетают на юг. 2. Воробей не ходит, а только Прыгает. 3. У клеста птенцы появляются зимой. 4. Можно брать домой здоровых птенцов. 5. Зимой надо помогать птицам пережить тяжёлые времена: делать кормушки, не забывать класть туда корм. 6.Можно разорять гнёзда. 7. Нельзя убивать птиц: они не только способны доставить нам радость, но и необходимы природе.
|
Организует самостоятельную работу.
|
Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.
1)Выполняют самостоятельную работу. 2)Осуществляют самоконтроль.
Тест (ответы) 1- 2+ 3+ 4- 5+ 6- 7+
|
Индивидуальный. Методы самоконтроля за учебно – познавательной деятельностью. Приёмы критериального безотметочного оценивания(+,-) |
Формирование УУД: Регулятивные: владеть способами организации; планировать репродуктивную деятельность. Личностные: осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками. |
VII. Рефлексия учебной деятельности (итог) (5 минут) Цель: самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
|
— Какую задачу ставили на уроке? -Удалось ли решить постав ленную задачу? -Что знали? -Что узнали? -Что хотели бы узнать? -О каком факте узнали? -Что нам в этом помогло?
Все на уроке хорошо работали, были активны. -Оцените свою работу Слайд 19
Замечательный писатель М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
|
1) Организует рефлексию. 2)Побуждает к высказыванию мнения: чему научились?
|
1)Формулируют конечный результат своей работы на уроке. 2)Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.
Смайлики |
Фронтальный |
Формирование УУД: Личностные: понимать роль человека в обществе, принять нормы нравственного поведения в природе, обществе. Познавательные: уметь контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; уметь слушать и понимать речь других. |