Тема урока : «Солнце, растения и мы с вами».
Учебник. УМК «Планета знаний» Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов «окружающий мир»
Цель: формировать представление о взаимосвязи между растениями и Солнцем.
Задачи:
1. Ознакомить учащихся со способом питания зеленых растений, показать взаимосвязь солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов Земли.
2. Развивать познавательную активность детей, речь, логическое мышление учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
3. Воспитывать доброе и бережное отношение к природе, воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру.
4. Находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательное отношение
Оборудование:
Компьютер, проектор, интерактивная доска;
Учебник, тетрадь
тестовые задания на интерактивной доске; презентация к уроку; схемы, раздаточный материал, открытки для учащихся, карточки.
Структура занятия с временной раскладкой:
1. Организационный момент. (1 мин.)
2. Повторение изученного материала. (7 мин.)
3. Подготовка к активной познавательной деятельности. (7 мин.)
4. Изучение новых знаний. (15 мин.)
5. Закрепление новых знаний. (8 мин.)
6. Рефлексия. (2 мин.)
7. Итоги урока. (3 мин.)
8. Задание на дом. (2 мин.)
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД.
Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно
формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.
Личностные УУД: развивать нравственную отзывчивость.
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые УУД | ||
Орг. момент
Цель – настроить учащихся на работу.
| Слайд 1 — Добрый день, ребята и уважаемые гости! Я очень рада встрече с вами. Надеюсь, что наш урок принесет нам радость от общения друг с другом.
Нам радостно, нам весело! Смеемся мы с утра! Но вот пришло мгновение, серьезным быть пора. | Эмоциональный настрой. | Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Создание ситуации успеха, доверия. | |
| Целеполагание и мотивация Цель – мотивировать учащихся к учебной деятельности. | — Мы начинаем урок окружающего мира. И начать его я хочу с наших масок настроения. Поднимите ту маску, какой соответствует ваше настроение. — Я желаю вам хорошо потрудиться на уроке. | Работа с маской настроения. | Коммуникативные УУД |
| Проверка домашнего задания.
Цель – проверить знания учащихся по теме «Разнообразие растений».
Повторение изученного материала
Актуализация опорных знаний.
Цель – актуализировать знания о видах растений.
Подготовка к активной познавательной деятельности
Изучение новых знаний
Цель – организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется тайна связи Солнца, растений и человека.
Проблемный вопрос.
Цель – выявить необходимость растений для людей и животных. | — Дома, ребята, вы читали рассказ о разнообразии растений. — Сейчас мы проверим, на сколько внимательны вы были. Вы разделены на группы. Давайте вспомним правила работы в группе. Слайд — Определите группы растений. * Это – жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Слайд 2 *Они растут во влажных местах. Они имеют стебель и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами. Слайд 2 * Их можно узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. У них есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает. Слайд 2 * У этой группы растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена. Слайд 2 * Эти растения наиболее разнообразны. У них есть цветки и плоды. Они имеют все другие части: корни, стебли и листья. Слайд 2 — Что вы можете рассказать о водорослях? Слайд 3 — о мхе Слайд 4,5 — о папоротнике Слайд 6,7 — о хвойных растениях Слайд 8,9 — о цветковых растениях Слайд 10 — Ребята, посмотрите на текст и исправьте ошибки. Слайд 11 1.У хвойных растений нет листьев, а есть хвоинки. 2.У лиственницы листья всю зиму зеленые. 3.Ранней весной можно увидеть, как цветут хвойные растения.
— Проверим ваши ответы.
— Молодцы! Хорошо справились с работой! — Ребята, внимательно послушайте стихотворение. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? Рано утром солнышко поднимает вас, Вы бежите в школу, где ждет вас дружный класс. А над вами осенняя шелестит листва. В чем секрет урока? Узнай наверняка! Слайд 12 — О чем и о ком говорится в стихотворении? — Давайте разберем его по строчкам. А что такое растение? Слайд 13 — Сегодня на уроке мы продолжим изучать царство растений: рассмотрим значение растения как источника питательных веществ и кислорода для всего живого, в том числе и для человека. Мы узнаем о тайне растений, и поймем, почему без растений не смогли бы жить на Земле ни люди, ни животные… То есть рассмотрим взаимосвязь: Солнце – Растения — Человек. Слайд 14 — Как слова «солнце», «растения», «человек» распределить на две группы?
— Назовите признаки живой природы.
Продолжим урок после небольшой разминки. Вместе по лесу идём Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.) Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.) Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.) К небу ручки протянули, Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.) Отдохнуть мы все успели И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.) — Отдохнули немного и тихо сели.
Слайд 15. — Растения – живые существа, значит, они дышат и питаются. Поговорим о «Дыхании растений». Рассмотрим это в учебнике на стр. 92, тема «Дыхание растений»
— Посмотрите на экран и сформулируйте правило. Дышат растения так: из воздуха они поглощают (что?)…., при этом выделяют в воздух (что?)….
-Откройте печатные тетради на стр. 39, №98
— при дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ — А сейчас рассмотрим, как питаются растения. Рассмотрим схему на интерактивной доске. Слайд 16 Своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями. — Но как растения получают главные питательные вещества — сахар, крахмал? Ведь их в природе нет, а в растениях есть? В чем тайна? — Выяснилось, что листья растений – это удивительные «повара», которые из частиц воды и углекислого газа«готовят» пищу – сахар, крахмал. Но запомните: работает эта чудесная «кухня» только на свету. Дело в том, что солнечный свет несет энергию, без которой чудесная «кухня» остановилась бы. — Когда люди разгадали тайну питания растений, они поняли, что без растений не могут жить люди и животные. Как это доказать?
Спасибо за прекрасный рассказ! — Ученые сделали и другое открытие: в «зеленой» кухне вместе с питательными веществами образуется и кислород! Растения выделяют его в воздух. — Откройте в учебнике стр.90. Прочитаем Продолжим предложение и сделаем вывод: — Если бы не было растений, то в воздухе не было бы … — Откройте печатную тетрадь на стр.37 №90 -В зеленых листьях на свету из углекислого газа и воды образуется сахар и выделяется крахмал |
Учащиеся показывают карточку с верным ответом.
Водоросли.
Мхи.
Папортники.
Хвойные растения.
Цветковые растения.
Чтение текста учащимися.
Нахождение в тексте ошибок.
Выбор верного ответа.
Ученик исправляет ошибки на интер- активной доске Чтение исправленного текста. Оценивание ответа.
Дети внимательно слушают стихотворение. — о солнце, о растениях, о человеке
— Сегодня на уроке мы будем говорить о связи Солнца, растений и человека.
-Солнце – неживая природа; растения и человек- живая природа. -Движение, питание, дыхание, рост. развитие, размножение.
Выполнение упражнений под музыку.
Дети рассматривают схему.
— чтением одним учеником вслух
частицы кислорода
углекислый газ
— чтение задания одним учеником вслух
Предположения Детей
Индивидуальный рассказ ученика. — Ни одно животное, ни один человек не могут из воды и углекислого газа получить сахар и другие питательные вещества. Это делают только растения. А животные и человек едят растения и таким образом «добывают» для себя питательные вещества. Я понял, какое значение для людей и животных имеют растения
— чтением одним учеником вслух
кислорода. | Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД Самостоятельное формулирование познавательной цели.
Познавательные УУД Логические УУД Личностные УУД.
Познавательные УУД Анализ объектов с целью выделения признаков.
|
| Закрепление новых знаний.
Цель – зафиксировать знания по теме «Дыхание растений» и «Питание растений».
| — Наши полученные знания помогут нам в дальнейшей работе. Слайд 17 Посмотрим на схемы: — Сравним две схемы: «Дыхание растений» и «Питание растений». — Чем они отличаются?
— Спасибо за правильные ответы! Слайд Они помогут вам выполнить письменное задание на листочках №1 — Задание 1. Вписать в схему названия газов, которое растение поглощает и выделяет при дыхании. — Задание 2. Подчеркнуть, какой описан процесс. — Растение поглощает воду, углекислый газ и получает из них сахар и крахмал. При этом в воздух выделяется кислород. — В конце урока сдайте, пожалуйста, листочки на проверку. |
— При дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. — При питании растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород.
Работа с карточками
Углекислый газ, кислород
| Познавательные УУД Общеучебные УУД Регулятивные УУД
Регулятивные УУД Личностные УУД
Познавательные УУД
|
| Самостоятельная работа. Взаимопроверка.
Цель — тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
| — Я предлагаю вам выполнить тест. Вопросы с вариантами ответов вы увидите на экране. На листочках № 2 вы напишите фамилию, номер вопроса и вариант ответа. Слайд 18 1. Процесс, при котором растение поглощает кислород, а выделяет углекислый газ.
2. Процесс, при котором растение поглощает углекислый газ, а выделяет кислород.
3. В каких частях растений образуется сахар и крахмал?
4 Задание по желанию учащихся. Отметь, что необходимо для работы «чудесной кухни» в листьях растений.
— Давайте проверим работы Взаимопроверкой. Слайд 19
— Кто выполнил задания быстро и без ошибок? Они получат за урок «5». — Кто допустил только 1 ошибку? — А кому было очень трудно? |
Выбор верного ответа. а) Дыхание. б) Питание. в) Размножение.
а) Дыхание. б) Питание. в) Размножение.
а) В корнях. б) В листьях. в) В стеблях. г) В цветках.
а) Углекислый газ. б) Вода. в) Кислород. г) Свет.
Проверка теста на интерактивной доске.
| Регулятивные УУД Личностные УУД Познавательные УУД |
| Цель – формировать умения договариваться, находить общее решение.
| Групповая работа. Задания для каждой группы. На листочках №3 вы увидите задание На выполнение задания дается 3 минуты. Группа №1. 1. Нарисовать схему «Питание растений». Группа №2. 1. Нарисовать схему «Дыхание растений». | Работа в группах.
Коллективный обмен мнениями.
Работа учащихся.
| Личностные УУД.
Познавательные УУД
|
| Включение в систему знаний и повторения.
Цель – закрепить знания по данной теме.
| — Какой вывод о значении растений для планеты вы можете сделать? Слайд №20 — Как приятно, когда ребята знают и берегут природу. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок –маленькая рана, нанесенная природе. А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны. — Давайте, ребята, будем настоящими друзьями природы! | Ответы детей.
— Необходимо бережно относиться ко всем растениям. — Все в природе взаимосвязано.
| Коммуникативные УУД Познавательные УУД |
| Рефлексия.
Цель – оценить результаты собственной деятельности.
| — Ребята, с каким настроением вы уходите с урока? Покажите, пожалуйста маску. — А кто с удовольствием продолжил бы урок? — Продолжите фразу: « Я теперь знаю, что…» — меня удивило, что… -урок дал мне для жизни…
| Выслушивание мнений об уроке.
| Выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
Личностные УУД |
| Задание на дом.
Цель – выявить значимость и интерес по данной теме. | Слайд 21 1. Придумать фантастический рассказ о том, что случилось бы на Земле, если бы исчезли растения. 2. Составить схему, которая показывает, что дают растения животным и человеку. 3. Придумать загадки про растения. 4. Разгадать кроссворд. 5. Написать мини – сочинение на тему «Солнце и растения». | Дети выбирают интересное для него задание по желанию.
| Личностные УУД |
| Подведение итогов.
Цель – зафиксировать знания, полученные на уроке. | Слайд 22 -Я благодарю вас, ребята, за работу на уроке. Выставление отметок с комментированием. — На память я хочу подарить вам открытку с изображением солнышка, которое вам улыбается. Пусть оно согревает и сопутствует вам всегда. — Урок окончен! — Спасибо всем! |
Дети получают поздравительные открытки- солнышки и читают поздравление. | Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД |
Анализ открытого урока в 3 классе.
—Урок изучения нового материала.
— Подходы к обучению: деятельностный, личностно — ориентированный, здоровьесберегающий, дифференцированный, индивидуальный.
— Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная.
— Метод обучения: словесно – наглядный, частично – поисковый, обобщающий, метод контроля.
— Использованные технологии: здоровьесберегающие, личностно – ориентированные, технология проблемного обучения.
— Принципы обучения: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
— Характер деятельности: частично – поисковый, творческий, рефлексивный.
— Принципы обучения: индивидуальность, возможность выбора заданий, самостоятельность, творчество.
Изложение нового материала на уроке характеризуется глубиной и научностью и представляется на уроке в виде совокупности основных понятий. Это помогает усвоить теоретический материал и обеспечивает его дальнейший анализ.
Мультимедийное сопровождение дает возможность каждый этап урока превратить в относительно завершенный этап и контролировать процесс первичного понимания, осмысления и закрепления изложенного материала, при необходимости вернуться к определенному моменту урока вновь. Это помогает учащимся воспринимать урок как стройную, логически завершенную систему.
На уроке сочетается несколько форм и методов обучения, групповая работа, что соответствует выбранному типу урока. Урок комбинированный. В начале урока был повторен ранее изученный материал, что позволило лучше понять тему урока. В процессе формирования знаний, умений и навыков использовался объяснительно-иллюстративный метод обучения. Продуктивная деятельность учащихся связана с активной работой мышления, которая находит своё выражение в таких мыслительных операциях как анализ, сравнение, обобщение, умозаключение. Ученики формулируют сами в группах вывод, выполняют задания по карточкам, повышают уровень самоконтроля. Вся работа направлена на развитие речи учащихся, расширение кругозора.
Для формирования познавательных интересов и положительного отношения к учению были использованы следующие приемы: игровые моменты, презентация, наглядность, занимательность, последовательная смена деятельности.
Каждый ребенок на уроке должен принять активное участие в обсуждении, выдвинуть свои предположения, гипотезы и выступить в качестве субъекта учебной деятельности. Урок должен достичь поставленных целей.
Дети должны работать с желанием, хорошо отвечать, сами делать выводы,
обобщать.
Личностные УУД: развивать нравственную отзывчивость.