Департамент образования администрации города Липецка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка
«Мир растений»,
Конспект урока по «Окружающему миру» в 3 классе
подготовила
Золотарева Лариса Сергеевна,
учитель начальных классов
МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой
города Липецка
Липецк – 2014
Мир растений
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
Учебно-методический комплект «Перспектива»
Тема: «Мир растений».
Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)
Цели урока:
— познакомить с основной классификацией растений;
— рассмотреть особенности каждой группы растений.
Оборудование: таблица «Разнообразие растений», демонстрационные таблицы с изображением разных групп растений; алгоритм; таблица для заполнения видов растений.
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности).
Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с ними, пожалуйста садитесь.
Сядьте ровненько, выпрямите спинки, чтобы вы выросли красивыми, здоровыми.
Для того чтобы у вас все сегодня получилось я очень хочу чтобы на уроке царила атмосфера дружбы и поэтому предлагаю, чтобы девизом нашего урока стали следующие слова, давайте вместе их прочитаем:
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба,
Владычицей побед.
Как вы понимаете эти строки?
Дружба – это очень важно, ведь благодаря ей мы можем вместе справиться с любой трудностью.
И на уроке за ваши ответы я буду выдавать такие значки (учитель показывает детям улыбки).
Только если вы будете по-настоящему дружны, тогда урок будет для вас интересным и познавательным.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
— Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения — зеленая одежда Земли». Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной. Сегодня мы продолжим знакомиться с царством растений. Посмотрите на картинки и распределите растения на уже знакомые вам группы?
— Какие группы растений вы уже знаете
— Как назвать растения первой группы? травы
— Как назвать растения второй группы? деревья
— Как назвать растения третьей группы? кустарники
К какой группе растений вы отнесёте водоросли? ( Показать)
Ответы
III.Выявление места и причины затруднения.
Можете ли вы доказать, что это трава.
Почему не можете доказать? (Мы не знаем отличительные признаки).
Чтобы сказать к какой группе относятся растение нужно знать отличительные признаки растений по которым они группируются.
Вы ошиблись водоросли это не трава, хотите узнать к какой группе растений относятся водоросли.
Учёные изучали органы растений и пришли к выводу, что не все растения похожи друг на друга, поэтому они делят их на несколько групп. Их на много больше тех групп с которыми мы познакомились.
Какова цель нашего урока?
Мы сегодня на уроке познакомимся с отличительным признаками растений и узнаем на какие группы делят ученые – всё царство растений.
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
Я предлагаю вам работать по следующему плану:
1.Из каких органов состоят растения.
2. Исследуем растения каждой группы.
3. Составим алгоритм группировки растений.
4. Сделаем вывод.
V. Реализация построенного проекта.
Каждое растение – это живое тело, организм. И хотя растения очень разнообразны, все они состоят из органов: Назовите какие органы растений вы знаете. (Корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами, фото органов растений).
Учёные изучали органы растений и пришли к выводу, что не все растения похожи друг на друга.
Сегодня мы узнаем, на какие ещё группы делят ученые – всё царство растений.
(Даю таблицу).
У вас на партах лежит листок переверните его.
Я вам расскажу о морской капусте , а вы заполните таблицу.
Фото морской капусты.
Вы, наверное, замечали, что летом вода в реке или в пруду становится зелёной. «Вода зацвела», — говорят в таком случае. А знаете ли вы, что произошло? В тёплой воде стали быстро размножаться особые растения – водоросли. Они и окрасили воду в зелёный цвет. Если вы рассмотрите воду под микроскопом, то увидите много маленьких зелёных шариков. Это и есть колонии водорослей.
У водорослей отсутствуют основные части растений. Весь их организм состоит из клеток, собранных в слоевище (тело водоросли).
Слово « водоросли» произошло от двух слов: вода и расти. Значит, водоросли, в основном это водные растения. Водоросли – простейшие растения.
Водорослей на Земле очень много. Есть среди них и гиганты длиной до 40 метров. Живут они в океанах.
По цвету водоросли бывают зеленые, сине- зелёные, бурые и красные.
Зелёные водоросли могут жить на поверхности почвы, но чаще всего в воде. Маленькие водоросли свободно плавают на поверхности воды, а крупные – они прикрепляются ко дну и образуют подводные заросли – настоящие джунгли.
Мелкие водоросли, плавающие у поверхности воды, — пища рачков и других небольших морских животных. Среди водорослей нет ядовитых, поэтому многие животные не прочь полакомиться легко доступной пищей. Они обогащают воду кислородом и очищают её от гнилостных бактерий. Некоторые водоросли, в основном морские, человек использует в пищу, например, морская капуста.
Водоросли применяют и для лечебных целей. Из них получают йод, калий, выпускают таблетки.
Сделаем вывод.
Мхи.
Мхи появились на Земле более 350 миллионов лет назад – намного раньше динозавров.
Мхи – низкорослые растения, не более нескольких сантиметров в высоту. У них маленькие корнеподобные окончания (не настоящие корни), которые стелются по поверхности, а не растут в земле.
На первый взгляд, мхи могут показаться нежными и слабыми. В действительности, они весьма выносливы. Некоторые виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитают влажные тенистые места. В лесах они образуют мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.
Многие мхи похожи на настоящие губки. Они умеют впитывать в себя воду. Если взять в руки мох, сжать его, то из него вытечет много воды. Вытягивать воду из почвы не надо, поэтому у мхов нет корней.
Если внимательно рассмотреть растение, то на верхушке растения можно увидеть невзрачные коричневые или блестящие, как медная проволока, ниточки со вздутиями на конце. Эти вздутия называются коробочками, внутри них развиваются споры. Высыпавшись из коробочки, споры дают начало новым слоям мха.
Герои народных сказок, заблудивших в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса. В самом деле, мох обычно лучше растёт на северной стороне древесных стволов, поскольку, она, как правило, более влажная и тёмная.
Из мхов, которые образуются на болотах, получают торф – ценное удобрение и топливо.
Папоротник.
Папоротник относится к числу наиболее древних растений. Оно распространяется по всему земному шару. Но больше всего их во влажных лесах. Они могут произрастать как на почве, так и на стволах деревьев. Некоторые папоротники растут высоко в горах. Другие цепляются за трещины в скалах. Даже в пустынях встречаются папоротники.
Слово «порть» означало в старославянском языке «крыло», отсюда и название, напоминающее крылья диковинных птиц.
По размерам папоротник может быть от крошечных растеньиц до 25 метровых древовидных форм.
Листья папоротников рассечены на маленькие, как перья птицы. Молодые листья папоротников скручены в форме улитки.
Папоротники никогда не цветут. У папоротников нет семян. Если взглянуть на нижнюю часть папоротника, то можно увидеть рядами тёмные бугорки. В них находятся споры. С их помощью папоротник размножается.
Вырасти папоротник можно и домашних условиях. Папоротник – влаголюбивое и теневыносливое растение. Регулярный полив и частое опрыскивание дают красивое комнатное растение.
Цветковые растения.
Учитель. — Те растения, у которых есть корень, стебель, листья, цветы, плод с семенами называются цветковыми растениями.
Цветковые растения встречались на Земле ещё со времён динозавров. Цветковые растения – самый обширный отдел растительного мира. 250 тысяч видов растений насчитывают учёные – ботаники. Эти растения населяют практически современную сушу от Арктики до Антарктиды. Значение цветковых растений для человека исключительно велико. Все культурные растения, которые выведены человеком, представители этого отдела.
Хвойные.
Посмотрите на картинки и скажите почему эта группа получила такое название?
Какой орган растения заменяют хвоинки? (Это их листья).
Подумайте, а есть ли цветки и плоды у хвойных растений? (Нет).
На месте плодов у них шишки, к которых созревают семена.
Эти растения кроме корня, стебля и листьев, имеют еще семена, которые расположены, открыто на чешуйках шишек.
Всего насчитывается 600 видов хвойных растений. Посмотрим, какие еще растения относятся к хвойным.
Кедр— вечнозеленое дерево, достигающее высоты 50 м, диаметр их кроны составляет около 3 м. Кроме того, эти великаны ещё и долгожители: продолжительность их жизни – 3000 лет! В основном кедры произрастают в горах на высоте 1300-1600 метров, образуя леса вместе с пихтой, елью, сосной и дубом. Кедр цветёт осенью. Шишки созревают на 2 – 3 – й год.
Первая информация о кедре дошла до нас из древнеегипетской истории. Древние египтяне были уверены, что это могучее и красивое вечнозелёное дерево было создано для них по воле бога плодородия Осириса. В древности кедр широко использовался в строительстве и кораблестроении, так как бал устойчив к гниению. Масло кедра обладает лекарственными свойствами.
Можжевельник – тоже вечнозеленое растение. Этот хвойный кустарник чрезвычайно полезен. Там, где он посажен, воздух намного чище. Его используют в медицине, а также в кулинарии в качестве пряности для приготовления блюд. Древесину можжевельника применяют для изготовления карандашей.
Лиственница – очень интересное дерево. Кто скажет, чем интересно это растение? Ее хвоя мягкая, не колючая, как например у ели, сосны. И что самое интересное, ее хвоинки опадают к зиме, т.е. лиственница не вечнозеленое дерево. Лиственница хороша и весной. В конце апреля – мае, едва только брызнет зеленью, начинает она цвести. Деревья в лесу цветут с 30 -35 лет. Когда распускаются листья, воздух наполняется тончайшим ароматом. Ее древесину используют в строительстве – она очень прочная и долговечная.
— На какие группы делится царство растений? (Водоросли, папоротники, хвойные растения, цветковые растения).
— Где растут водоросли? (Жители воды).
— Где можно встретить мхи? (Во влажных местах).
— Как узнать папоротники? (По красивым листьям, похожим на перья).
— Назовите представителей хвойных растений. (Сосна, ель, кедр, можжевельник…).
— Какая из групп наиболее разнообразна? (Цветковые растения).
VI. Первичное закрепление с проговариванием.
Показать растения по каждой группе и учащиеся проговаривают пользуясь таблицей.
Лиственница (хвойные), жасмин (цветковый), папоротник, водоросль.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Рабочая тетрадь стр. 52 № 1.
Вам необходимо определить, какое растение является лишним и объяснить, почему вы так решили.
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
Ребята как вы считаете, смогли бы люди жить без этого удивительного мира растений. Давайте прочитаем в учебнике на стр. 54 «О роли растений в нашей жизни».
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
— Ребята вы много делали на уроке, старались кто больше, кто меньше за свой труд вы получите оценки, по окончанию урока пересчитайте улыбки и подойдите ко мне для выставления оценок.
— На столах у вас лежат прилагательные: интересный, познавательный, скучный, не интересный.
— Поднимите карточки, которые соответствуют вашему мнению об уроке.
(Дети поднимают карточки на обратной стороне которых цвета: красный — хорошее, синий — плохое).
— Открываем дневники и записываем д/з: стр. 78-81, р.т. стр.53 №,4.
— Урок окончен, всем большое спасибо.
Список использованной литературы
Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений с прил. На электрон. Носителе. В 2 ч. Ч. 1 /А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 143 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива).
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-частях (Ч. 1 – 80 с., ч. 2 – 80 с.)
Ситникова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс.- М.: ВАКО, 2013.