Урок краеведения в 3 классе «Не красна изба углами, а красна пирогами»

Янышевская Светлана Тарасовна,

учитель начальных классов ГОУ СОШ №1743 СЗУО


Груздева Елена Анатольевна,

учитель начальных классов ГОУ СОШ №1743 СЗУО















урок краеведения

3 класс

(9-10 лет)









Цель урока:

  1. Познакомить уч-ся с традиционным русским хлебосольством, с историей разнообразной московской кухни.

  2. Воспитать уважительное и бережное отношение к хлебу.

  3. Познакомить с разнообразием продуктов, данных природой и наиболее употребляемых в еде.

  4. Познакомить с устным народным творчеством по теме: пословицами и поговорками, потешками и играми, скороговорками и загадками.


Предварительная подготовка:

  1. Дети разбиты на группы. Они представители определённой слободы: «Хлеб всему голова», «Каша – мать наша», «Хрен да редька, лук да капуста – лихого не пропустят», «Царю да киселю всегда места хватит».

  2. Каждая слобода ищет старинные рецепты приготовления блюд русской кухни, готовит рассказ о своих блюдах, ищет занимательный материал.

  3. Родители команд помогают готовить блюда русской народной кухни по старинным рецептам.

  4. Каждая слобода оформляет свой стол: название на плакате, предметы старинного быта, продукты и изделия по названию слободы, блюда русской кухни.


Организационный момент.


  • Сегодня мы с вами совершим необычное путешествие. Куда мы отправимся, угадаем, если восстановим слова. Расставьте цифры в порядке увеличения, а вместе с ними и буквы:

(у каждой команды по листку)


34

42

40

45

36

47

41

35

49

44

39

52

37

51

48

50

43

46

38

53

м

а

с

т

с

а

к

о

е


в

а

к

н

п

з

я

р

о

я











































  • Верно, Московская трапезная.


  • Слово «ТРАПЕЗНАЯ» имеет корень ТРАПЕЗА, т.е. еда.

  • Значит ТРАПЕЗНАЯ – помещение, где принимается пища, где накрыт общий стол для приёма пищи.

  • Как вы думаете, у нас в школе есть ТРАПЕЗНАЯ? Правильно, это наша столовая.

  • Давайте же заглянем в старинную Московскую Трапезную, узнаем, чем потчевали гостей в древней Москве.


Выходят двое детей в русских народных костюмах, держат в руках хлеб-соль.

Говорят по очереди.

  • Просим к нашему хлебу и соли.

  • Хоть не богаты, а гостям рады.

  • Хороший гость хозяину в почёт.

  • Гостю в переднем углу место.

  • Сколько не думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

  • Хлеб чистый, квас кислый, ножик острый, отрежем гладко, поедим сладко.

  • За хлеб-соль не платят, кроме спасиба.

  • Что есть в печи, всё на стол мечи.

  • Что на столе – всё братское.

Кланяются, ставят поднос с хлебом-солью на стол «Хлеб — всему голова».



«Хлеб — всему голова»

(на столе – колосья, хлебные изделия)

  • Мы – хлебники из Басманной слободы.

  • Мы расскажем о том, какой хлеб наши предки ели, как его почитали, какие изделия из хлеба пекли.


  • Хлеб – один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда. Хлеб один из самых древних, самых важных видов пищи на земле и на Руси. Его называли «даром Божьим». Считалось, что хлеб приносит счастье, богатство, удачу.


  • В каждом доме, в каждой избе на самом видном месте под иконами стоял стол, а на нём лежал каравай хлеба с солонкой.


  • Само слово «СОЛЬ» имеет общее происхождение со словом «СОЛНЦЕ». В древности славяне называли солнце «СОЛОНЬ».


  • Соль, которая никогда не портится, стала символом вечности и наделялась свойствами защиты от злых духов.


  • Хлеб можно было брать только чистыми руками.

  • Нельзя было хлеб выбрасывать. А если вдруг кто-то нечаянно обронит кусок хлеба, то тут же поднимет его и обязательно поцелует!


  • Самым распространённым был хлеб из ржаной муки. Называли рожь любовно «матушкой». (показывает свой каравай)


  • Пшеничный же хлеб ели как лакомство по праздникам, да в связи с важным семейным событием. (показывает свой каравай)


  • Наши предки очень любили выпекать из пшеничного теста сдобный хлеб на молоке, масле, с большим количеством яиц, с добавлением изюма, орехов. Это КАРАВАИ, КУЛИЧИ, КОЛОБКИ, КАЛАЧИ.

(дети показывают изделия)


  • В Москве калачи как огонь горячи.

  • В Москве сайки что свайки; калачи что рогачи.

  • Ждём вас в нашей слободе.



  • А мы – «пирожники» московские.

  • М готовили и продавали пирожки и пироги прямо на улицах Москвы.

  • Иностранные гости, приезжавшие к нам, восхищались и поражались большому разнообразию видов пирогов и особенно начинок:

  • С рыбой,

  • С капустой,

  • С горохом,

  • С ягодами,

  • С яблоками,

  • С луком и морковью,

  • С грибами!


  • К каждому празднику и обязательно на именины москвичи пекли пироги.

  • Само слово «пирог» происходит от слова «пир».


  • Много разных изделий из хлеба передали нам в наследство наши предки, обо всех не расскажешь.

  • Но любили москвичи и бублики с маком, и баранки, и пряники печатные.

(все изделия показываются)


  • А мы вас угостим особым пирогом: кулебякой по-русски.

  • Ею и на царских пирах угощали.


Учитель:

  • Спасибо, хлебники!

  • Очень много интересного вы нам рассказали.

  • Спасибо за угощение!

  • Хлеб всегда почитался на Руси. О нём слагали песни, не забывали его и в праздники.

  • Мы предлагаем вам игру «Каравай», которая издавна известна на Руси.

(игра «Каравай»)





«Каша – мать наша»

  • Мы – «кашевары» древней Москвы.

  • Мы расскажем, какое блюдо называли наши предки «кашей», из каких продуктов её варили, сколько видов каши было, и как её называли.


  • Каша в жизни русских людей с древнейших времён играла особую роль. Она сопровождала их в течение всей жизни.

  • Без каши так же, как и без пирогов, не проходило ни одного важного события. Кашу варили и в праздники и в будни.


  • Использовали кашу в старинных обрядах: крещении, на свадьбах, на поминках, даже во время заключения мира с противниками.


  • Ели кашу с маслом, с молоком, простую и рыбную, с грибами и луком, с вареньем и с мёдом.


  • Плохой приметой было, если каша вылезла из горшка или сам горшок с кашей треснет.


  • Особенно любили москвичи гречневую кашу и говорили о ней: «Мать наша – гречневая каша: не перцу чета, не порвёт живота».

  • Кашу маслом не испортишь.

  • Густая каша семьи не разгонит.

  • Без каши обед не в обед.

  • Щи да каша – кормилицы наши.

  • Попробуйте нашей гречневой каши с грибами.


  • Кашу вспоминали не только в пословицах, но и в играх.

  • Давайте и мы поиграем в русскую народную игру-потешку

«Сорока, сорока…»


Дети разбиваются по двое.

Один водит по ладошке указательным пальцем и приговаривает:

Сорока, сорока,

Сорока – белобока,

Кашку варила,

На порог скакала,


Гостей созывала;

Гости не бывали

Кашки не едали:

Всё своим деткам отдала!




Указывая на каждый палец руки, начиная с большого, приговаривают:

Этому дала на блюдечке,

Этому – на тарелочке,

Этому – на ложечке,

Этому – поскрёбышки.


Останавливаясь на мизинце, добавляют:

А этому нет ничего!

А ты мал-малёнек-

За водицей не ходил,

Дров не носил, кашки не варил!


Разводя ручки в стороны и затем, быстро положив на головку, говорят:

Шу-у-у – полетели,

На головку сели!



«Хрен да редька, лук да капуста – лихого не пропустят»


  • Мы – дворцовые огородники из Огородной слободы Земляного города.


  • Приготовили вам интересный рассказ о том, какие овощи выращивали москвичи в древности на своих огородах и какие очень любили.


  • Стол москвичей с древнейших времён украшали овощи, которые они сами же выращивали на своих огородах.


  • Что только не росло на грядках: репа и капуста, горох и огурцы, свёкла и редька, хрен и лук, чеснок…(все, что возможно показывается)


  • Главными овощами наши предки считали репу и капусту. Запасали их в большом количестве.

  • Капусту обязательно резали и квасили в бочках, а репу парили, тушили, пекли и фаршировали.

  • Ели варёной, с маслом, с мясом, с грибами, рыбой, с молоком, с зеленью.

  • Много веков делила репа первое место с капустой и только с появлением картофеля уступила своё первенство.


  • Капуста для древних москвичей была необходима для приготовления самого древнего и главного блюда русского стола — щей.

Щи на Руси ели все — и в будни и в праздники.

  • Про щи говорили: «Щи капустою пригожи, а солью укусны».


  • Очень любили москвичи квашеную капусту и заготавливали её в больших количествах. Время рубки капусты было большим праздником.


  • Для этой работы собирались по несколько дворов, за работой пели частушки, делились новостями.

  • Так родились известные «капустники» — весёлые вечера с песнями и шутками.


  • О пользе овощей очень хорошо знали наши предки и говорили, что:

  • Кто лук ест, того Бог избавит от вечных мук.

  • Чеснок да редька, так и на животе крепко.

  • Чеснок да лук от семи недуг.

  • Хрен да редька лихого не пропустят.



  • Вот и мы угощаем вас капусткой квашеной, да приглашаем частушки старинные послушать.

    1. Много звёздочек на небе,

Только месяц не взошёл;

Много парней на беседе,

Только милый не пришёл!


    1. Потеряла из кармана

Яровое зёрнышко;

Я на милого глядела,

Как на красно солнышко!


    1. Хотел я уточку убить,

Серая – закрякала;

Хотел я девушку забыть,

Бедная – заплакала!


    1. Катится горошинка,

Идёт моя хорошенька;

Катится, катается,

Идёт моя красавица!


    1. Уж как наши-то ребята

Издали – что короли:

Надеты белые рубахи,

С лакировкой сапоги!




    1. Висит кофта на гвозде –

Синяя-пресиняя,

Сидит милый на плетне –

Всех ребят красивее!

    1. Ой, милашечкка, тоска!

Иссохло сердце, как доска:

По тебе, девчоночка,

Позеленел, как ёлочка!


    1. Не моя ли дорогая

Вдоль по улице идёт?

Ни за что не утерпеть,

Чтоб на неё не поглядеть!


    1. Ходи, миленький почаще,

Я дорожку укажу –

Уж я к каждому кусточку

По платочку привяжу!


    1. Мой милёнок высок, тонок –

Только веники ломать,

Провожал меня до дома –

Не сумел поцеловать!



«Царю да киселю всегда места хватит»


  • Разрешите представиться – «кисельники» из Кисельной слободы.

  • Мы расскажем вам о том, как в древности кисели варили.


  • Кисель был любимым блюдом москвичей в древности.

  • Делали его из овсяной и пшеничной муки, из гороха, ели с растительным – постным маслом или молоком.


  • Особенно любили москвичи овсяный кисель. Это о нём сложена пословица:

  • «Батюшке царю да овсяному киселю всегда места хватит».


  • В Москве сохранились до сегодняшних дней Кисельные переулки. Именно в этих переулках жили когда-то кисельники – люди, варившие кисель на продажу.


  • Кисели раньше были несладкими. Варился кисель очень просто.

  • Сначала муку замешивали с водой, а потом варили до загустения.

  • Когда кисель остывал, то становился густым, так что можно было резать его ножом на кусочки.


  • Часто наши предки употребляли в речи пословицы о киселе:

  • Где кисель, тут и сел.

  • Киселём брюхо не испортишь.

  • Кисель зубов не портит.

  • Ушёл восвояси, киселя похлебавши.

  • Мы вам приготовили пшеничный кисель. Отведайте на здоровье!



Уч-ся подходят к столам, пробуют угощение.

Родители помогают. Используется одноразовая посуда.

Желающие могут взять старинные рецепты блюд на каждой слободе.



Подведение итогов:

  • На каком же столе угощение вам больше всего понравилось?

  • Почему же к хлебу было такое уважение?

  • Какие мучные изделия русской кухни запомнили?


  • Какую кашу больше всего любили москвичи?

  • Перечислите моменты, когда на стол русского человека подавалась каша?


  • Какой овощ был самым главным до появления на Руси картофеля?

  • Пробовали его? Понравилось?

  • Почему домашние весёлые праздники называют «капустниками»?


  • Какой кисель вам больше понравился?

  • Как думаете, почему кисель так уважали москвичи?


  • Что больше всего вам понравилось и запомнилось на уроке?

  • Хотели бы вы приготовить дома такие блюда?

  • Все желающие могут получить старинный русский рецепт.












Рецепты старинных блюд русской кухни.

(лежат на каждом из столов, раздаются всем желающим)

Пирог-кулебяка по-русски.


Для теста:

3 фунта муки, 1 фунт русского масла, 6 яиц, 2 стакана молока. 3 золотника сухих дрожжей и щепотку соли.


Для фарша:

3 фунта какой-либо свежей рыбы без костей, 5 луковиц, 1½ фунта русского масла, ½ стакана зелени укропа, 3 стакана смоленских круп, 2 яйца, 2 фунта сёмги или лососины и 1 яйцо.


Тесто делают на молоке с дрожжами, дают подняться и прибавляют масло, соль , яйца и остальную муку и дают ещё раз подняться, а между тем делают начинку.

Начинка: берут 3 фунта какой-либо рыбы без костей, поджаривают в ½ фунта масла и 5 головками лука, прибавляют ½ стакана рубленой зелени укропа, и всё хорошо рубят.

Отдельно берут 3 стакана смоленских круп, растирают с 2 сырыми яйцами, высушивают и протирают через решето. Далее берут 1 бутылку воды и 1 фунт масла, когда вода закипит, всыпают крупу и хорошо мешают, солят и ставят на самое короткое время в духовую печь, чтобы слегка разопрела, после чего смешивают с рыбным фаршем.

Отдельно приготовляют ломтики из 2 фунтов сёмги или лососины и делают кулебяку так: на круглое металлическое блюдо раскатывают тесто, оставляя на столько края, чтобы их можно было сверху закрыть и защипать. На середину этого теста кладут половинное количество фарша, на него ломтики рыбы, на них остальной фарш, защипывают, смазывают яйцом, посыпают сухарями и ставят в печь.

Когда готова, то накрывают чем-либо, чтобы пирог отмяк. К нему отдельно подают сливочное масло и паюсную икру.




Репа глазированная.

Выдать 3-5 реп, ¼ фунта сливочного масла, ¼ французского хлеба.


Репу очищают и разрезают на четвертушку в виде апельсина, опускают минут на 10 в кипяток, потом воду сливают, а репу кладут в кастрюлю с распущенным хорошим маслом, прибавляют щепотку сахара и несколько ложек соку из-под ростбифа или телятины; кастрюлю закрывают крышкой и на одну минуту ставят в самый сильный огонь, чтобы репу охватило со всех сторон жаром, а потом постепенно уменьшают огонь.

Когда репа сделается мягкою и покраснеет, то вываливают её из кастрюли и немедленно подают. Гарнируют гренками из благо хлеба.



Капуста квашеная.

Рубят капусту и складывают рядами в кадку, пересыпают солью, смешанною с анисом или тмином, или семенами укропа и уколачивают деревянной колотушкой. Многие любят перекладывать ломтиками моркови, яблоками или брусникой.

Наложив таким образом полную кадку, делают палкой несколько отверстий в капусте до самого дна кадки, чтобы мог свободно выходить неприятный запах, что повторяют ежедневно в течение 2 недель, после чего кладут кружок и на него довольно тяжёлый гнёт.

Каша гречневая с грибами.

10-15 сухих грибов отваривают в солёной воде с кореньями и пряностями; варёные грибы мелко рубят, бульон процеживают.

Взять 2 ½ стакана этого бульона, ¼ фунта масла, 5 головок мелко рубленного и поджаренного лука, прибавить рубленых грибов, всыпать 2 стакана гречневой крупы, смешанной с 2 сырыми яйцами.

Предварительно высушив и сварив в 4 стаканах молока с ¼ фунта масла; когда уварится, дать остыть и протереть через решето. Посолить, хорошо перемешать кашу и поставить в печь.


Кисель овсяный.

Намачивают 2 фунта овсяной муки в воде и прибавляют туда хлебной закваски или кусок чёрного кислого хлеба, дают закиснуть, а утром процеживают сквозь сито в кастрюлю, солят и кипятят до готовности, мешая постоянно лопаткой; выливают в глубокое блюдо или форму и остужают.

Отдельно подают постное масло или миндальное молоко.



Хлеб ржаной кисло-сладкий.

Утром заварить ржаную муку кипятком так, чтобы в образовавшемся тесте могла стоять скалка; выбить до тех пор, пока тесто не будет более приставать к скалке, накрыть и поставить в тёплое место; вечером подбить мукой и хорошо вымесить.

На другое утро опять вымесить и прибавить закваски и оставить до вечера; вечером опять вымесить и прибавить горсть или две мелко рубленных апельсиновых корок.

На третье утро наделать хлебы и печь, смазывая каждый хлеб горячей водой и растирая ровно мукой; можно посыпать семена аниса, тмина или укропа.


























Список используемой литературы:



    1. Вагнер Б.Б. — «Игровые задания и тесты на уроках москвоведения».- М. 2001.

    2. Горелова Н.А. — «Город чудный, город древний…» — М. 1996.

    3. Горелова Н.А., Игонина Г.С. — «Москвоведение в начальной школе: Книга для учителя» — М: АНО ИЦ «Москвоведение», 2002

    4. Жунина О.В. — «Москвоведение» — ТОО «Вентана-Граф», 1997.

    5. Кац Э.Э. — «Мы живём в Москве. Дом.» — М. 1995.

    6. Молоховец Е. — Подарок молодым хозяйкам» — М. 1993

    7. Муравьёв В.Б. — «История Москвы в пословицах и поговорках» — М: ОАО «Московские учебники», 2003

    8. Сборник «Русское народное творчество»


12


Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса на тему "Звери-млекопитающие"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: