Автономное учреждение «Дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей №6 «Сказка» муниципального образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
городской округ город Радужный
Урок окружающего мира для 1 класса
Пархоменко Надежда Ювинальевна., воспитатель
2014 г.
Продолжать учить моделировать природные процессы, недоступные для наблюдений ребенком в природе;
Закреплять знания детей о нашем крае, о его полезных ископаемых;
Образовывать сложные слова: нефтепровод, газопровод, нефтяная качалка;
Развивать речь память, внимание, мышление, мелкую моторику рук;
Воспитывать интерес к познанию природных ископаемых, любовь к родному краю;
Нефтепровод, нефтяная качалка.
Иллюстрации, колба с нефтью, макет нефтекачалки, два аквариума, целлофановая пленка, бумага, карандаши, ножницы, кисточки для клея, оформление «водоема», капельки воды по количеству детей, ТСС).
Рассматривание иллюстраций, фотоматериалы о нашем крае. Беседа «Откуда берется нефть», «Мои родители — нефтяники». Чтение сказки «Буровичок — Югорка», загадывание загадок. Экскурсия в эколого- этнографический музей.
Ход занятия.
Вход детей. Приветствие гостей. Воспитатель читает отрывок из стихотворения
Место, где родился
Место, где живешь
Место, что ты любишь
Родиной зовешь!
Воспитатель: — Дети, какие замечательные слова были сказаны. Не правда ли? И сегодня мы проведем беседу о нашем крае.
Воспитатель: — Скажите, как называется город, в котором мы живем?
Ответы детей: Наш город называется Радужный.
Воспитатель: Как вы думаете, почему его так назвали?
Ответы детей: Появилась над тайгой радуга и его назвали Радужный.
Воспитатель: — На берегу какой реки находится наш город?
Ответы детей: На берегу реки Аган.
Воспитатель: — Подумайте и скажите, как называется округ, в котором мы живем?
Ответы детей: Мы живем в Ханты — Мансийском автономном округе — Югра.
Воспитатель: — Дети, а как вы думаете, чем богат наш край?
Ответы детей: Лесами, реками, дикими животными, птицами, грибами,
ягодами и полезными ископаемыми.
Воспитатель: — Назовите, какие полезные ископаемые добывают в нашем городе?
Ответы детей: нефть и газ.
Воспитатель: — Как называется профессии людей, добывающих нефть и газ?
Ответы детей: Нефтяники и газовики.
Воспитатель: — Дети, как вы думаете, каким образом нефть и газ доставляют на заводы?
Ответы детей: Нефть доставляют на заводы по нефтепроводу, а газ по — газопроводу.
Воспитатель: — Как называется устройство, которое качает нефть.
Ответы детей: Нефтяная качалка.
Воспитатель: — Дети, какую пользу приносит людям нефть.
Ответы детей: Из нефти делают бензин, керосин, солярку, лаки, краски.
Воспитатель: — Машина, трактор, самолет, теплоход и даже подводная лодка не сдвинутся с места, если они не будут заправлены горючим, сделанным из нефти.
Воспитатель: — Какую пользу людям приносит газ?
Ответы детей: Газ согревает воду, она поступает по батареям, обогревает детские сады, школы, больницы, дома. Мамы и бабушки готовят еду на газовой плите.
Воспитатель: — дети, давайте еще раз скажем, что же мы знаем о нефти.
Ответы детей: Нефть — это полезное ископаемое, черного цвета, жидкая. Ещё её называют «черным золотом», и она на солнце переливается всеми цветами радуги.
Воспитатель: — А еще вокруг нашего города находится много рек и больших и маленьких, озер, болот. Как вы думаете, кто живет в этих водоёмах.
Ответы детей: В озерах и реках живут рыбы, мальки, рачки, улитки, насекомые и водные растения.
Воспитатель: — Что может случиться, если в реку выльется нефть. (Рассуждение детей).
Воспитатель: — Давайте пройдем в нашу лабораторию и проведем исследование.
Дети, перед вами две емкости наполненные водой. Представьте себе, что это «две реки». Расскажите, что вы видите в реках? Ответы детей: чистая, светлая, вода, плавают рыбки, растут водоросли.
Воспитатель: — Как вы думаете, что может случиться с рыбками, если поверхность водоема накрыть целлофановой пленкой?
Ответы детей: Рыбки могут погибнуть. Воспитатель: — Почему?
Ответы детей: Целлофановая пленка не пропускает воздух, и рыбки без воздуха жить не могут.
Воспитатель: — Давайте узнаем, что может произойти, если нефть выльется в воду.
(Воспитатель выливает нефть на поверхность воды) — Дети, что же вы здесь видите?
Ответы детей: На поверхности воды образовалась черное, жирное, нефтяное пятно.
Воспитатель: — Как вы думаете, в этом водоеме смогут рыбы жить?
Ответы детей: Нет, потому что нефтяная пленка не пропускает воздух.
Воспитатель:- С чем её можно сравнить?
Ответы детей: С целлофановой пленкой, она тоже не пропускает воздух.
Воспитатель: — Подумайте, что может произойти с птицей, когда она садится на воду, покрытую нефтяной пленкой?
Ответы детей: Крылья птица покрывается грязью, слипаются, и птица не может взлететь и становится добычей хищников.
Физминутка.
Рыбки весело плескались
В чистой светленькой воде, (согнутся, разогнутся)
То зароются в песке. (Приседаем)
Сколько рыбок здесь у нас
И подпрыгнем столько ж раз.
Воспитатель: — Дети, давайте для наших рыбок сделаем много друзей и поместим их в водоем. Для этого у нас есть бумага, карандаши, кисточки. Приступаем к выполнению задания.
(Под музыкальное сопровождение дети изготавливают рыбок и размещают их в «водоем»).
Воспитатель: — Дети, какие вы молодцы! Какой красивый получился водоем!
Ребенок:
Вот готов для рыбок дом.
Пусть они резвятся в нем
Хвостиком виляют
Насекомых собирают.
Воспитатель: -Как вы думаете в этом «доме» рыбам будет уютно жить?
Ответы детей: Да!
Воспитатель: Почему?
Ответы детей: Здесь чистая, светлая вода и много корма.
Итог занятия
Воспитатель: — Дети, чем мы сегодня занимались?
Ответы детей: Проводили беседу о нашем крае, о его полезных ископаемых, проводили опыты с нефтью.
Воспитатель: А что вам больше всего понравилось на занятии?
Ответы детей.
Воспитатель благодарит детей. Дарит «капельки» воды. Дети прощаются с гостями.
Использованная литература и источники:
“Все обо всем” Т.1 А.Ликум, Москва – 95, стр.117 “Что такое нефть?”
Дудников Н.Е. Мой дом Север. — М., 1998
coolreferat. com › Происхождение нефти
ru.wikipedia.org›Радужный (Ханты—Мансийский автономный округ)