Учитель: Журавлева Л. А.
Надеждинсая средняя школа
Костанайская обл.
Костанайский р-н
Тема: «Как зимуют птицы?» Слайд №1
Цель: познакомить детей с зимующими птицами, их условиями жизни зимой; расширить кругозор, раскрыть важность заботы о птицах зимой . Знать значение птиц для человека и представителей живой природы .Обратить внимание на экологическую проблему – уничтожение птиц.
Развитие познавательных и мыслительных процессов, памяти, внимания, речи. Воспитание чувства долга и ответственности перед природными богатствами. Прививать любовь и гуманное отношение к птицам, животным; интерес к изучению животного мира.
Тип: комбинированный.
Применяемая технология: ИКТ, здоровьесберегающая.
Методы: словесный, наглядный, проблемно – поисковый, практический.
Оборудование: инд. карточки, слайдовая презентация, «Красная книга», интерактивная доска.
Базовые понятия: как зимуют птицы; перелетные и зимующие птицы.
Ход урока.
Оргмомент.
1.Приветствие.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро приветливым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
-Давайте ребята поздороваемся со всеми присутствующими у нас на уроке.
2. Психологический настрой.
-Сейчас мы с вами посмотрим небольшой фильм о природе и настроимся на урок.
Слайд № 2.
2. Актуализация знаний.
1.Фронтальный опрос.
-Природа. На какие два вида делится природа??
— Что мы относим к живой природе?
— А птицы относятся к какой природе?
-Какие два вида птиц вы знаете? (домашние и дикие)
-Почему они так называются?
— Назовите дом. птиц.
— Назовите диких птиц.
-Какое время года у нас сейчас?
— Да, ребята, вот и наступила весна и скоро снова полетят к нам пернатые
гости.
— Какие птицы прилетают к нам весной? Назовите их.
Слайд №3-12.
-Как они называются?
Слайд№13.
(Перелетные)
-А почему они улетают осенью в теплые края? (нет корма )
-А какие остаются зимовать? Назовите.
Слайд № 14-17.
-Как они называются я забыла?
Слайд 18. (Оседлые)
1. Инд работа по карточкам.
Соедините зимующих птиц с кормушкой, а перелетных обведите кружочком.
(самопроверка)
3. Подготовка к восприятию нового.
1.- Отгадайте загадку и вы узнаете о ком мы сегодня будем говорить на уроке.
Слайд №19
Воробьи,стрижи, пингвины, снегири, грачи, павлины, попугаи и синицы, одним словом это …..
2.Дополнительные знания .
— Птицы , ребята, –это единственные животные, тело которых покрыто перьями.
— Какова же история происхождения птиц?
Они появились очень давно, во времена когда на земле господствовали ящеры и динозавры. Все птицы имеют крылья. И, конечно, одни птицы летают быстрее, а другие медленнее. Какие птицы летают быстрее всех? ( орлы и стрижи) Скорость их полета составляет от 100 до 160 км в час
Слайд №20.Стриж и орел.
-Почти все птицы летают, но есть и нелетающие птицы.
Слайд №21.(страусы, пингвины.)
— А когда птицы прилетают весной, чем они занимаются?(вьют гнезда и выводят потомство)
— Давайте посмотрим фильм о потомстве птиц.
Слайды № 22-25.
-Ребята, а вы были летом в лесу?
-Что вы там слышали?
-Сейчас мы с вами перенесемся на несколько минут в летний лес.
Физминутка. Слайд №26. «Утро в лесу»
(сопровождение учителя)
4.Работа над новым материалом.
1.Сообщение темы и цели урока.
-Ребята, сегодня мы продолжим разговор о птицах.
— Скажите , а вы знаете как зимуют птицы?(ответы детей)
-Какая проблема возникает у птиц зимой?
-Почему они чаще зимой посещают города и села?
— Могут ли птицы справиться с этой проблемой сами, без помощи человека?
Слайд № 27.
Что за стол среди берез
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом.
-О чем идет речь? Давайте посмотрим из чего –же можно сделать кормушку?
Слайд № 28-30
— Мало сделать кормушку , надо еще знать, что можно в нее положить.
-Чем кормятся птицы?
(семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков, ягоды рябины, калины, овес или овсяная крупа, просо, пшено, семена березы, семена подсолнечника, крошки хлеба.)
Овес (синица) | Арбуз (синицы, поползни) | |
Пшено (воробьи, синицы) | Тыква ( синицы, воробьи) | Кедровые орешки (поползни, дятлы) |
Рябина, калина (снегири, свирестели) | Лен (все птицы) | Клевер (воробьи, синицы) |
Слайд № 31.
-Совсем нетрудно запасти корм для птиц на зиму. А как это нужно для них! Позаботьтесь о них , и они на ваше внимание ответят: подарят вам весной свои песни, уничтожат вредных насекомых.
-Какую пользу приносят птицы. (Ответы детей)
Слайд №32.
(Птицы являются защитниками зеленых насаждений, распространяют семена, являются санитарами, являются пищей для некоторых птиц и животных, некоторые опыляют растения)
Слайд № 33.
Нам не унять метели, не растопить снега,
Но чтобы птицы пели- это в наших руках.
-Существуют определенные правила подкормки птиц.
Слайд №34.
Правила подкормки птиц.
Кормить надо регулярно.
Корма в кормушке должно быть немного.
Та кормушка будет лучше, на которой будет корм. (хоровое чтение)
-Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибнет. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Помогите птицам перезимовать, они будут вам очень благодарны.
4. Работа по учебнику. (читают дети по ролям)
Как зимуют птицы?
5.Анализ текста.
-Чем и как питаются разные птицы?
— Почему питание тетерева зависит от оленей?
Как дятел находит себе корм?
Как человек заботится о дом . птицах?
6. Знакомство с красной книгой.
— Что такое красная книга?
-Какие животные туда занесены?
— А почему этих птиц и животных осталось очень мало на земле?
-Кто виноват в этом?
Слайд №35.
-Идея книги- спасти животный и растительный мир.
5.Проверка усвоения материала..
Практическая работа.
-Ребята, у вас на партах в коробочках корм для птиц. Выберите только то, чем можно кормить птиц? ( зерно, горох, сахар, семена, пшено, крошки хлеба, рябина, овес, варенье). Ответы детей.
— Ребята, к нам поступили жалобы от птиц .Вы должны отгадать от кого они.
Д/и «Угадай, кто я»
«Ох, не любят меня люди. Голос им мой не нравится . Глаза у меня большие, круглые, некрасивые. Считают , что я приношу людям беду. А так ли это? Если бы я не пришла к людям, сидеть бы им без хлеба.»
Слайд №36 (сова)
«Меня тоже люди не любят., потому что я своих детей не высиживаю. Говорят . что я никому не нужна. Неужели люди не знают о том, какую я пользу им приношу?
Слайд №37
(Кукушка)
– А какую пользу приносит кукушка? (сообщение Шляйгер А..)
-А что мы еще особенного знаем про нее?
4.Т.Р. Работа в тетрадях
Запись числа . Темы.
Нарисуйте кормушку.
6. Итог урока.
-Как мы можем помочь птицам пережить зиму?
Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма, горсть зерна нужна,
Горсть одна- и не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось вам встречать весну!
7. Подведение итогов.
Домашнее задание. Слайд № 38
Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу, как члены одной большой семьи. Кто кому больше нужен? Человек птицам или птицы человеку? Выживет ли человек , если на земле не останется птиц? Вот над этим вопросом вы должны поразмышлять дома.
Оценки.
Рефлексия.
— Понравился ли вам наш урок?
-Если понравился, у вас на партах лежит листочек, нарисуйте на нем большое солнышко, если нет, то маленькое. Покажите мне свои рисунки.
Слайд № 39. Конец, спасибо за урок.
—
ГУ «Надеждинская средняя школа»
Учитель: Журавлева Л. А.
2011-2012 год