КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТАРСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 1 им. А. М. ЛУППОВА
Тарского района Омской области
Урок
окружающего мира для 3 класса
«КТО ЧТО ЕСТ?»
Подготовила
Учитель начальных классов
Акимова Елена Юрьевна
2012 г.
Тема: Кто что ест?
Цели:
1. Познакомить с классификацией животных по типу питания, со способами приспособления.
2. Развивать умения ставить учебную задачу, самостоятельно выдвигать гипотезы, делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока:
Урок «открытия» новых знаний
Оборудование:
Таблички с названиями групп, карточки с заданиями для групп, 3 пакетика с запахами для игры «Лиса и мыши», сигнальные карточки с названиями групп животных по способу питания, маски животных – лисы, волка, зайца, рисунки с изображением листьев деревьев и коры, компьютер.
Ход урока.
Самоопределение деятельности
Цель: включение учащихся в учебную деятельность
Ребята, сейчас у нас с урок окружающего мира.
О чём на уроке будет идти речь, вы узнаете, собрав слова из букв на экране. (Слайд 2)
Верно! Мы продолжим тему «Животные» (Слайд 3)и сегодня поговорим о том , чем они питаются и как к этому приспособлены. (Слайд 4)
2. Актуализация знаний.
Цель: воспроизведение ЗУН, необходимых, для переноса старого
способа деятельности в новые условия. Активизирование мысли-
тельного процесса.
На какие группы разделили учёные зоологи всех представителей царства животных?
Каждая группа получила изображения животных. Вы сейчас должны рассказать о них по плану, который увидите на экране. (Слайд 5)
План.
1. К какой группе животных относится, почему?
2. Где живёт?
3. Чем питается?
4. Назовите животных, которые относятся к этой
группе.
На экране появляется классификация . (Слайд 6)
3. Постановка учебной задачи.
Цель: выявить цель, задачи урока.
Сегодня мы подробнее рассмотрим особенности жизни животных и познакомимся с другими классификациями.
Классификация животных по способу питания!
Посмотрите на экран. (Слайд 7)Обратите внимание на это животное. Кто изображён?
Верно! Живут коалы в эвкалиптовых лесах Австралии. Они не могут, есть ничего кроме листьев эвкалипта.
Какие животные также питаются только растительной пищей?
Как вы думаете, как можно назвать животных питающихся только растительной пищей?
Верно! Животных, которые питаются растительной пищей, называ-
ют растительноядными.
Обратите внимание на это животное. Кто изображён? (Слайд 8)
Верно! Жабы питаются насекомыми и их личинками, которых они ловят или в воздухе, или на поверхности почвы.
Какие животные также питаются только насекомыми?
Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся только насекомыми?
Верно! Животных, которые питаются только насекомыми, называ-
ют насекомоядными.
Обратите внимание на это животное. Кто изображён? (Слайд 9)
Верно! Рысь— свирепый хищник. Она охотится на зайцев, лисиц, крупных птиц, копытных. Добычу подкарауливает в засаде около троп и водопоев.
Какие животные также добывают себе пищу охотой на других животных?
Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся другими животными?
Верно! Животных, таких животных называют – хищники.
Скажите, а чем питаются эти животные? (Слайд 10)
Верно! В темное время суток ёж охотится на насекомых, мышей, лягушек, а также может полакомиться грибами, ягодами или стащить с огорода какой-нибудь овощ.
Какие животные также добывают себе пищу охотой на других животных и едят растительную пищу?
Как вы думаете, как можно назвать таких животных, питающихся всем – и растительной пищей, и другими животными?
Верно! Животных, таких животных называют – всеядные.
На экране слайд с классификацией животных по способу питания! (Слайд 11)
Первичное закрепление –рефлексия.
Игра «Будь внимательный»
Учитель называет животное.
Учащиеся поднимают соответствующую названию группы карточку.
Цепь питания.
Цель: дать понятие цепи питания.
Все живые организмы связаны с теми, кто живет рядом с ними. Говорят, что они связаны в цепи питания.
Посмотрите на экран(Слайд 12)
Цепь питания — связь нескольких видов организмов.
В самом начале цепочки находятся растения, так как усваивают питательные вещества непосредственно из неживой природы.
Растениями питаются растительноядные животные. Это второе звено в цепи питания.
Третье звено- насекомоядные или хищники.
Посмотрите, вот пример цепи питания. (Слайд 13)
Осина зайцы волки
Первичное закрепление –рефлексия.
Игра
«Составь цепь питания»
Попробуйте сами составить две цепи питания из данных представителей растительного и животного мира. (Слайд 14)
Как животные приспособились добывать себе пищу, а также защищаться от хищников(Слайд 15)
Как вы думаете, как животные приспособились добывать себе пищу, почему одни животные могут, есть растительную пищу, а другие нет, а также защищаться от хищников?
(Выступление 1 ученика, выполнившего исследование.)
Однажды я с отцом отправился в лес. Я стал собирать шишки, валяющиеся внизу, присмотрелся и заметил, что они уже обработаны какими — то зверьками и имеют разный внешний вид.
Отец мне сказал, что это так разные животные приспособились объедать шишки.
Тогда я решил провести исследование и поставил перед собой
Задачу: выяснить почему одни и те же шишки- еловые, сосновые, кедровые выглядят по– разному, после того, как ими полакомились разные животные.
И какие животные придают им такой внешний вид.
Я предположил, что это может быть из-за того ,что животные, питающиеся их семенами имеют разное строение тела.
Чтобы решить поставленную задачу, я
читал различные энциклопедии,
книги о растениях и животных,
использовал информацию в Интернете,
расспросил родителей, что они знают по этому вопросу.
Изучив всю информацию, я узнал, что обработанные белкой шишки выглядят, как пустой стержень с небольшим количеством неотделённых чешуек на верху. Это происходит потому, что сорвав шишку белка поворачивает её лапками, обгрызает чешуйки и выбирает из-под них семена.
Почти также выглядят шишки после бурундука, только он отгрызает чешуйки не так близко к стержню. Поэтому стержень более толстый, с более длинными остатками чешуи.
Шишки, обработанные дятлом, можно узнать по отогнутым или оттопыренным чешуйкам. Сорвав с дерева шишку, дятел летит к своей кузнице- щели в стволе дерева, втискивает туда шишку вершиной вверх, ударами клюва отгибает чешуйки, вынимает семена.
Обработанная клестом шишка отличается тем, что в ней остается много неотогнутой чешуи и невынутых семян. Причем на сорванной клестом шишке остаются зелёные веточки, так как птица срывает их неаккуратно, не так как делает это дятел и белка.
Рассмотрев внимательно изображения данных птиц и зверей в энциклопедии, я понял, почему одни и те же шишки выглядят по –разному, после того, как ими полакомились разные животные. Сейчас я прелагаю задание на карточках, выполняя которое и вы, ребята, придете к тому выводу, к которому пришёл я, проводя своё исследование.
Вывод: животным помогает добывать себе пищу строение их тела.
Что говорить, каждое животное хорошо приспособилось добывать себе еду, чтобы выжить. Но также хорошо приспособились животные к тому, чтобы самим не стать добычей других, например хищников или всеядных.
(Выступление 2 ученика, выполнившего исследование.)
Однажды я стал свидетелем того, как моя кошка охотится за мышью, которая ничего не подозревая грызла корку хлеба. Я стал следить, поймает она мышку и как это произойдет. Я видел, что кошка притаилась, навострила уши и тихонько и осторожно стала подбираться к мышке. Потом она резко прыгнула, и мышка оказалась у неё в зубах. Я понял, что моей кошке, как и другим хищникам в природе помогают охотиться тихие шаги, прекрасный слух и нюх, острые зубы. А как приспособлены защищаться те животные, которые могут стать их добычей?
Тогда я поставил пред собой
задачу выяснить, как приспособлены животные к тому, чтобы защищаться от врагов.
Я предположил, что в этом им может помогать строение их тела.
Чтобы это выяснить я
читал различные энциклопедии,
книги о животных,
использовал информацию в Интернете,
расспросил деда, который в прошлом был охотник и любил охотиться на зайцев.
Я выяснил, что зайцу помогают, во-первых, его окрас: зимой белый, маскирующий его под снег, а летом серый маскирующий его в пестроте леса. Во-вторых, у зайца быстрые ноги, его трудно догнать. Также заяц любит путать свои следы, чтобы хищник, разыскивая его по запаху, был сбит с толку. В-третьих, зайчата рождаются без запаха, то есть хищник, вынюхивая себе добычу, их уже не найдет.
Как приспособились к защите от врагов другие животные, вы узнаете, выполнив мои задания на карточках.
Вывод: все животные приспособились выживать в окружающем их мире – им помогает строение их тела.
4. Рефлексия деятельности.
Цель: провести рефлексию деятельности всего класса.
Итак, давайте подведём итоги всего, о чём мы говорили сегодня на уроке. (Слайд 16)
1. Мы познакомились с новой классификацией животных по … (типу питания).
2. Узнали, что по типу питания животные делятся на ….
Растительноядных.
Насекомоядных
Хищников
Всеядных
3. Также мы узнали, что животные хорошо приспособились… ( добывать себе пищу и спасаться от врагов).
4. А помогает им в этом … (строение их тела).
5. Итог урока.
Цель: подвести итог урока. (Слайд 17)
Как выя думаю поняли нелегко быть и охотником за добычей, а особенно нелегко тому кто сам ей может стать.
Игра «Лиса и мыши»
Что необходимо лисе, чтобы поймать мышку?
Трудно лисе найти мышку, а ведь её ещё нужно и поймать, чтобы не остаться голодной. А мышки тоже приспособлены и умеют защищаться.
Предлагаю попробовать себя в роли лисы, которая вышла на охоту.
Вызывается ученик. Ему одевается маска лисы. Даётся понюхать мышка, которая имеет отличительный запах.
Задание: мышка спряталась в норку. Найди мышку с закрытыми глазами по запаху.
Карточки 2 выступающего ученика
1 карточка
Раскрась животных и подумай,
как их окрас помогает им выжить в природе.
2 карточка
Помогите животным «отыскать» их части тел, дорисуйте недостающие. Можно ли определить, как животные приспособились спасаться от врагов?
Карточки 1 выступающего ученика
1 карточка
Помогите птицам «отыскать» их ноги. Карандашом соедините ноги и изображение птицы. Можно ли определить по ногам, как птицы приспособились к добыванию пищи?
2 карточка
Помогите животным «отыскать» их части тел. Можно ли
определить, как животные приспособились к добыванию пищи?
Список использованной литературы:
Программа УМК Школа России, окружающий мир 3 класс http://shoolguide.ru/index.php/progs/shool—russia2011.html
Плешаков А.А.Учебник. Окружающий мир. 3 класс.
Энциклопедия для детей. Все о животных от А до Я. https://www.razum.ru/5209-jenciklopedija-dlja-detejj.-vse-o-zhivotnykh.-ot.html
Источники заимствования картинок: http://www.google.ru/imghp