Урок окружающего мира для 3 класса «КТО ЧТО ЕСТ?»

КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТАРСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 1 им. А. М. ЛУППОВА

Тарского района Омской области












Урок

окружающего мира для 3 класса

«КТО ЧТО ЕСТ?»







Подготовила

Учитель начальных классов

Акимова Елена Юрьевна
















2012 г.





Тема: Кто что ест?

Цели:

1. Познакомить с классификацией животных по типу питания, со способами приспособления.

2. Развивать умения ставить учебную задачу, самостоятельно выдвигать гипотезы, делать выводы.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.


Тип урока:

Урок «открытия» новых знаний


Оборудование:

Таблички с названиями групп, карточки с заданиями для групп, 3 пакетика с запахами для игры «Лиса и мыши», сигнальные карточки с названиями групп животных по способу питания, маски животных – лисы, волка, зайца, рисунки с изображением листьев деревьев и коры, компьютер.


Ход урока.

  1. Самоопределение деятельности

Цель: включение учащихся в учебную деятельность

  • Ребята, сейчас у нас с урок окружающего мира.

О чём на уроке будет идти речь, вы узнаете, собрав слова из букв на экране. (Слайд 2)

  • Верно! Мы продолжим тему «Животные» (Слайд 3)и сегодня поговорим о том , чем они питаются и как к этому приспособлены. (Слайд 4)


2. Актуализация знаний.

Цель: воспроизведение ЗУН, необходимых, для переноса старого

способа деятельности в новые условия. Активизирование мысли-

тельного процесса.


  • На какие группы разделили учёные зоологи всех представителей царства животных?

  • Каждая группа получила изображения животных. Вы сейчас должны рассказать о них по плану, который увидите на экране. (Слайд 5)

План.

1. К какой группе животных относится, почему?

2. Где живёт?

3. Чем питается?

4. Назовите животных, которые относятся к этой

группе.

На экране появляется классификация . (Слайд 6)

3. Постановка учебной задачи.

Цель: выявить цель, задачи урока.

  • Сегодня мы подробнее рассмотрим особенности жизни животных и познакомимся с другими классификациями.

    • Классификация животных по способу питания!

  • Посмотрите на экран. (Слайд 7)Обратите внимание на это животное. Кто изображён?

Верно! Живут коалы в эвкалиптовых лесах Австралии. Они не могут, есть ничего кроме листьев эвкалипта.

  • Какие животные также питаются только растительной пищей?

  • Как вы думаете, как можно назвать животных питающихся только растительной пищей?

  • Верно! Животных, которые питаются растительной пищей, называ-

ют растительноядными.


  • Обратите внимание на это животное. Кто изображён? (Слайд 8)

  • Верно! Жабы питаются насекомыми и их личинками, которых они ловят или в воздухе, или на поверхности почвы.

  • Какие животные также питаются только насекомыми?

  • Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся только насекомыми?

  • Верно! Животных, которые питаются только насекомыми, называ-

ют насекомоядными.


  • Обратите внимание на это животное. Кто изображён? (Слайд 9)

  • Верно! Рысь— свирепый хищник. Она охотится на зайцев, лисиц, крупных птиц, копытных. Добычу подкарауливает в засаде около троп и водопоев.

  • Какие животные также добывают себе пищу охотой на других животных?

  • Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся другими животными?

  • Верно! Животных, таких животных называют – хищники.


  • Скажите, а чем питаются эти животные? (Слайд 10)

  • Верно! В темное время суток ёж охотится на насекомых, мышей, лягушек, а также может полакомиться грибами, ягодами или стащить с огорода какой-нибудь овощ.

  • Какие животные также добывают себе пищу охотой на других животных и едят растительную пищу?

  • Как вы думаете, как можно назвать таких животных, питающихся всем – и растительной пищей, и другими животными?

  • Верно! Животных, таких животных называют – всеядные.


На экране слайд с классификацией животных по способу питания! (Слайд 11)


      • Первичное закрепление –рефлексия.

Игра «Будь внимательный»


Учитель называет животное.

Учащиеся поднимают соответствующую названию группы карточку.


    • Цепь питания.

Цель: дать понятие цепи питания.


  • Все живые организмы связаны с теми, кто живет рядом с ними. Говорят, что они связаны в цепи питания.

Посмотрите на экран(Слайд 12)


Цепь питания — связь нескольких видов организмов.

  • В самом начале цепочки находятся растения, так как усваивают питательные вещества непосредственно из неживой природы.


  • Растениями питаются растительноядные животные. Это второе звено в цепи питания.


  • Третье звено- насекомоядные или хищники.


Посмотрите, вот пример цепи питания. (Слайд 13)


Осина зайцы волки

      • Первичное закрепление –рефлексия.

Игра

«Составь цепь питания»

      • Попробуйте сами составить две цепи питания из данных представителей растительного и животного мира. (Слайд 14)


  • Как животные приспособились добывать себе пищу, а также защищаться от хищников(Слайд 15)

  • Как вы думаете, как животные приспособились добывать себе пищу, почему одни животные могут, есть растительную пищу, а другие нет, а также защищаться от хищников?

(Выступление 1 ученика, выполнившего исследование.)

Однажды я с отцом отправился в лес. Я стал собирать шишки, валяющиеся внизу, присмотрелся и заметил, что они уже обработаны какими — то зверьками и имеют разный внешний вид.

Отец мне сказал, что это так разные животные приспособились объедать шишки.

Тогда я решил провести исследование и поставил перед собой

Задачу: выяснить почему одни и те же шишки- еловые, сосновые, кедровые выглядят по– разному, после того, как ими полакомились разные животные.

И какие животные придают им такой внешний вид.

Я предположил, что это может быть из-за того ,что животные, питающиеся их семенами имеют разное строение тела.

Чтобы решить поставленную задачу, я

  • читал различные энциклопедии,

  • книги о растениях и животных,

  • использовал информацию в Интернете,

  • расспросил родителей, что они знают по этому вопросу.


Изучив всю информацию, я узнал, что обработанные белкой шишки выглядят, как пустой стержень с небольшим количеством неотделённых чешуек на верху. Это происходит потому, что сорвав шишку белка поворачивает её лапками, обгрызает чешуйки и выбирает из-под них семена.

Почти также выглядят шишки после бурундука, только он отгрызает чешуйки не так близко к стержню. Поэтому стержень более толстый, с более длинными остатками чешуи.

Шишки, обработанные дятлом, можно узнать по отогнутым или оттопыренным чешуйкам. Сорвав с дерева шишку, дятел летит к своей кузнице- щели в стволе дерева, втискивает туда шишку вершиной вверх, ударами клюва отгибает чешуйки, вынимает семена.

Обработанная клестом шишка отличается тем, что в ней остается много неотогнутой чешуи и невынутых семян. Причем на сорванной клестом шишке остаются зелёные веточки, так как птица срывает их неаккуратно, не так как делает это дятел и белка.

Рассмотрев внимательно изображения данных птиц и зверей в энциклопедии, я понял, почему одни и те же шишки выглядят по –разному, после того, как ими полакомились разные животные. Сейчас я прелагаю задание на карточках, выполняя которое и вы, ребята, придете к тому выводу, к которому пришёл я, проводя своё исследование.

Вывод: животным помогает добывать себе пищу строение их тела.


  • Что говорить, каждое животное хорошо приспособилось добывать себе еду, чтобы выжить. Но также хорошо приспособились животные к тому, чтобы самим не стать добычей других, например хищников или всеядных.


(Выступление 2 ученика, выполнившего исследование.)

Однажды я стал свидетелем того, как моя кошка охотится за мышью, которая ничего не подозревая грызла корку хлеба. Я стал следить, поймает она мышку и как это произойдет. Я видел, что кошка притаилась, навострила уши и тихонько и осторожно стала подбираться к мышке. Потом она резко прыгнула, и мышка оказалась у неё в зубах. Я понял, что моей кошке, как и другим хищникам в природе помогают охотиться тихие шаги, прекрасный слух и нюх, острые зубы. А как приспособлены защищаться те животные, которые могут стать их добычей?

Тогда я поставил пред собой

задачу выяснить, как приспособлены животные к тому, чтобы защищаться от врагов.

Я предположил, что в этом им может помогать строение их тела.

Чтобы это выяснить я

  • читал различные энциклопедии,

  • книги о животных,

  • использовал информацию в Интернете,

  • расспросил деда, который в прошлом был охотник и любил охотиться на зайцев.

Я выяснил, что зайцу помогают, во-первых, его окрас: зимой белый, маскирующий его под снег, а летом серый маскирующий его в пестроте леса. Во-вторых, у зайца быстрые ноги, его трудно догнать. Также заяц любит путать свои следы, чтобы хищник, разыскивая его по запаху, был сбит с толку. В-третьих, зайчата рождаются без запаха, то есть хищник, вынюхивая себе добычу, их уже не найдет.

Как приспособились к защите от врагов другие животные, вы узнаете, выполнив мои задания на карточках.

Вывод: все животные приспособились выживать в окружающем их мире – им помогает строение их тела.

4. Рефлексия деятельности.

Цель: провести рефлексию деятельности всего класса.

  • Итак, давайте подведём итоги всего, о чём мы говорили сегодня на уроке. (Слайд 16)


1. Мы познакомились с новой классификацией животных по … (типу питания).

2. Узнали, что по типу питания животные делятся на ….

  • Растительноядных.

  • Насекомоядных

  • Хищников

  • Всеядных

3. Также мы узнали, что животные хорошо приспособились… ( добывать себе пищу и спасаться от врагов).

4. А помогает им в этом … (строение их тела).

5. Итог урока.

Цель: подвести итог урока. (Слайд 17)

  • Как выя думаю поняли нелегко быть и охотником за добычей, а особенно нелегко тому кто сам ей может стать.

Игра «Лиса и мыши»


  • Что необходимо лисе, чтобы поймать мышку?

  • Трудно лисе найти мышку, а ведь её ещё нужно и поймать, чтобы не остаться голодной. А мышки тоже приспособлены и умеют защищаться.

Предлагаю попробовать себя в роли лисы, которая вышла на охоту.

Вызывается ученик. Ему одевается маска лисы. Даётся понюхать мышка, которая имеет отличительный запах.

Задание: мышка спряталась в норку. Найди мышку с закрытыми глазами по запаху.





Карточки 2 выступающего ученика

1 карточка

Раскрась животных и подумай,

как их окрас помогает им выжить в природе.




























2 карточка

Помогите животным «отыскать» их части тел, дорисуйте недостающие. Можно ли определить, как животные приспособились спасаться от врагов?





















Карточки 1 выступающего ученика


1 карточка

Помогите птицам «отыскать» их ноги. Карандашом соедините ноги и изображение птицы. Можно ли определить по ногам, как птицы приспособились к добыванию пищи?





























2 карточка

Помогите животным «отыскать» их части тел. Можно ли

определить, как животные приспособились к добыванию пищи?




















Список использованной литературы:

  1. Программа УМК Школа России, окружающий мир 3 класс http://shoolguide.ru/index.php/progs/shoolrussia2011.html

  2. Плешаков А.А.Учебник. Окружающий мир. 3 класс.

  3. Энциклопедия для детей. Все о животных от А до Я. https://www.razum.ru/5209-jenciklopedija-dlja-detejj.-vse-o-zhivotnykh.-ot.html

  4. Источники заимствования картинок: http://www.google.ru/imghp

Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира «Осень на дворе»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: