Рамешковский район МОУ «Кушалинская СОШ»
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ»
«С чего начинается Родина?»
3 класс
«Школа 2100»
Учитель начальных классов : Агапова С.В.
Цели и задачи урока.
ЛИНИЯ 1. Овладение картиной мира: помочь ученикам осознать принадлежность к стране, в которой он родился и живет. Сформировать первичные представления о таких понятиях , как власть, правительство, армия, полиция.
ЛИНИЯ 2.Чувственно- эмоциональное отношение к миру: способствовать становлению чувства патриотизма.
ПЛАН УРОКА
Постановка проблемы: что человек называет своей Родиной?
Версии детей, актуализация знаний.
Поиск решения проблемы(открытие нового знания):
а) Взаимосвязь людей в обществе.
б) Порядок в стране.
4. Выражение проблемы.
Применение нового знания.
Итоги урока.
Домашнее задание.
ХОД УРОКА
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.
Постановка проблемы осуществляется с помощью текста учебника. Дети по ролям читают текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации(с. 16).
-Какую основную мысль высказала Анюта в первой фразе?
-Наша Родина – Россия.
На доске появляется запись : «Наша Родина – Россия».
— Что удивило Анюту?
— Что папа назвал своей родиной – Новгород.
На доске появляется запись – «Новгород – родина Анютиного папы».
-Посмотрите на доску. Какое вы заметили противоречие?
-Получается, что у Анютиного папы две Родины?
-Какой возникает вопрос?
Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос урока : «Что человек называет своей Родиной?»
Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия , особенно на последнем этапе урока.
2.ВЕРСИИ ДЕТЕЙ, АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
— Рассмотрите рисунки на стр. 16. К каждому рисунку придумайте высказывание со словом «Родина».
Ученики придумывают предложения. От записанной на доске проблемы урока учитель проводит стрелки, под которыми пишет ключевые слова основных версий ее решения: Родина – это дом, в котором родился, родное село (город), родная страна.
3 .ПОИСК РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ (ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ).
а) Взаимосвязь людей в обществе.
— Родной дом, село, город называют малой родиной. А страну, в которой ты родился , — большой Родиной. Как вы объясните, что такое страна?( 2 класс).
Ученики высказывают свои предположения . Их ответы поверяются по тексту фрагмента «Человек без Родины – что птица без гнезда»(с.16-17).
— Прежде чем помочь Илюше ответить на вопросы папы, давайте внимательно рассмотрим , что видно из окна их квартиры?(с. 17- иллюстрация из жизни современного города).
Дети описывают рисунок, выделяя самые разные детали:
-автобус с пассажирами;
-мальчик, покупающий продукты;
-грузовик с овощами;
-врач и больной;
-строители.
Далее ученики отвечают на вопросы папы, которые он задал Илюше.
-Без чьей помощи пассажиры автобуса не смогут добраться до своей работы? (Без помощи водителя.)
— А кто еще должен потрудиться, чтобы этот автобус подъехал к остановке с пассажирами?( Рабочие завода, где он был изготовлен; конструкторов; мастеров технического обслуживания; тех, кто связан с производством топлива и т.д.)
Работа по следующим вопросам ведется по аналогии. В конце работы с иллюстрацией должен прозвучать вывод, который можно сравнить с выводом учебника на стр.18.
-Где бы ни жил человек, в городе или в деревне, он не может обойтись без помощи других людей. У всех нас одна общая Родина – Россия- страна, где мы родились, живем и трудимся .И все мы – это одно общество.
-Сможет ли человек в современном городе, селе, прожить один, сам по себе, без помощи и поддержки других людей?
-Может ли один город или село в нашей стране быть независимыми, не связанными с другими городами (селами)?
-Нет ,по всей стране люди пользуются товарами, произведенными другими людьми; по радио и телевидению мы слушаем и смотрим передачи о жизни других людей и т.д.
б) Порядок в стране.
Без предварительного описания ученикам предлагается сравнить рисунки на стр.20.
-Почему одна ситуация на улице так сильно отличается от другой? Что или кто необходим, для того чтобы был порядок ?
Ученики в группах читают текст «Для Родины своей сил не жалей» на стр. 19 и выполняют задание. Каждая группа предлагает свой вывод:
Россия – это государство, в котором кроме законов есть правительство, армия и полиция. Все это помогает поддерживать порядок в стране.
Если позволяет время, то можно поработать с материалом на стр. 20-21.
ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ.
-Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?
— Что человек называет своей Родиной?
-Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?(Ученики совещаются в группах и дают свой вариант ответа.):
-Родиной можно назвать не только родной дом, село, город, но и всю страну. В стране, как и в доме, должен быть порядок, который поддерживается на государственном уровне.
ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ.
-Ответьте на вопросы на стр. 21
— Выполните задания из рабочей тетради на стр. 6 № 1,2.
ИТОГ УРОКА.
-Какие знания вы приобрели сегодня на уроке?
— Где они пригодятся вам в жизни?
— Так что же является Родиной для тебя?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Чтение текста на стр. 16-21; ответить на вопросы № 1,5; рабочая тетрадь – стр. 7 № 3.