Воробьинска Т.М.
учитель начальных классов
МКОУ «Клочковская СОШ»
Ребрихинского района
Алтайского края
Окружающий мир
3 класс
Тема: Разнообразие животных.
Цель:
познакомить с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией животных по их групповым признакам.
способствовать развитию познавательной активности детей в процессе формирования представлений о животных, умению сравнивать, классифицировать, обобщать;
способствовать воспитанию бережного, заботливого отношения к животным.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые, парные
Методы, приёмы обучения: познавательные (беседа, рассказ учителя), практические (работа в группах, самостоятельная работа, работа с учебником). Частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные.
Используемые технологии: здоровьесберегающая, компьютерного обучения, игровая, дифференцированного обучения
Средства обучения: учебник, карточки, презентация, компьютер, иллюстрации
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный момент.
| Начинаем урок. У нас сегодня присутствуют гости. Давайте поприветствуем их.
| Учащиеся настраиваются на урок. |
Актуализация опорных знаний.
| —Прочитайте слова: Слайд2 .ОКУНЬ,СОВА,КАРАСЬ,МЕДВЕДЬ,КНИГА,ОЛЕНЬ,ВОРОНА,ЩУКА,БЕЛКА, ДЯТЕЛ, МУХА -Какое слово лишнее? Почему? -Что обозначают оставшиеся слова? -Что их объединяет? |
-Книга —Рождаются, растут, размножаются, питаются, дышат и умирают |
Целеполагание
| -Сформулируйте тему урока. -Какую цель поставим на уроке? Итак, главная задача нашего урока – выделить группы животных и определить отличительные особенности этих групп. | Дети высказывают предположения |
Формирование новых знаний.
Физкультминутка
Работа с учебником
| А)Проверка д/з -Кто изучает животных? Какая наука? Чтобы ответить на этот вопрос выполним задания теста? 1) В каком органе растения происходит образование питательных веществ? л – корень з – листья 2) Какое дерево относится к хвойным растениям о – сосна и – берёза 3) Какие растения размножаются семенами? о — огурец а – смородина 4) Какое растение относится к садовым ? м – пшеница л – яблоня 5) Какой газ выделяют растения при питании, когда «Работает кухня»? о – кислород т – углекислый газ 6) При каком условии будет работать «кухня» растений? г – на свету д – при определённой температуре 7) Какой орган растения находится в почве? а – стебель и – корень 8) Наука, которая занимается изучением растений я – ботаника у – биология — Какое слово получилось? Слайд 3.Зоология – наука о животных. Б) Сегодня мы с вами будем учеными-зоологами. Слайд 4. И вот наше первое исследование: -Найдите иллюстрации животных в классе и разделитесь на группы так, чтобы в одной группе были животные одного вида. -Почему так разделились? -Посмотрите на слайд. -Каких ещё животных возьмете себе в группу? -Почему так разделили? Слайд 5. РЫБЫ
Слайд 6. ПТИЦЫ
Слайд 7. ЗВЕРИ
-Итак, какие группы животных повторили?
В) Проблемный вопрос. -А куда же мы отнесем МУХУ Слайд 8. -Какие животные относятся к насекомым? -Какие общие признаки у них? Самая многочисленная группа животных. Их известно более 1 миллиона видов Г) Загадка о пауке «Наткет, наплетет, сядет и добычу ждет» -К какой группе относится паук? Слайд 9. -Это отдельная группа- паукообразные. -Чем отличаются от насекомых? Пауки в настоящее время одна из самых процветающих групп животных. Ученые насчитывают около 38 тысяч видов пауков. Они необычайно жизнеспособны. Их можно встретить даже в горах на высоте 5 тысяч метров. Д) Исследовательская работа в группах с фотографиями. — Определите, к какому виду относятся животные. Приготовьте выступающего по плану Слайд 10. 1. Определить общее название. 2. Среда обитания. 3. Покровы тела. 4. Способы передвижения. Проверка: -Как можно назвать эту группу?
-Итак , какие группы животных узнали?
Слайд 11. ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
Слайд 12. ЗЕМНОВОДНЫЕ
Слайд 13. ИГЛОКОЖИЕ
Откройте учебник стр. 90 . Рассмотрите группы животных.
Слайды 14-19. -Посмотрите на слайд: -Найдите пару подходящих по внешнему виду животных. -Что общего вы заметили у этих животных? -Найдите в учебнике группу, к которой могла бы относится это пара.
-Итак , какие группы животных узнали? Д/з— приготовьте сообщение о каком то животном из любой группы. -Где вы можете получить информацию? | Дети работают индивидуально по карточкам
Дети выполняют задание
От каждой группы выступает один ребенок. Тело рыб покрыто чешуёй и слизью. Передвигаться им помогают хвост и плавники. С помощью жабр рыбы дышат кислородом, растворённым в воде. Живут рыбы в воде. Есть растительноядные рыбы , а есть хищники. Тело этих животных покрыто перьями. Тело состоит из головы, шеи, туловища, крыльев и двух лапок. Многие из них приспособлены к полёту. Питаются насекомыми, семенами, зернами. Живут звери в самых разнообразных условиях: на поверхности земли, в почве, в морской и пресной воде. Звери рождают детёнышей и вскармливают их молоком. Тело зверей покрыто шерстью. Питаются звери растениями или другими мелкими животными. —насекомое
-стрекозы жуки мухи -голова. туловище. 6 лап
-паук
— 8 ног
Дети рассматривают фотографии животных , готовят выступающего. Выходит вся группа и показывает фотографии всему классу. Один ребенок готовит сообщение.
У нас крокодилы, змеи, черепахи, змея. Их тело покрыто чешуйками. Они могут жить в воде и на суше. Они все время ползают. Любят греться на солнышке. У нас лягушки, жабы, тритон. Тело у них голое нежное. Они тоже могут жить в воде и на суше. Мы представляем морскую звезду, морского ежа, морская лилия. Все они живут в море. На их теле много иголочек. Они медленно передвигаются.
Находят группу животных и зачитывают рассказ. -Черви-пиявки. -Каракатица- осминог. -Рак- краб.
Предполагаемые ответы уч-ся
|
Закрепление
| Животные моей Родины. -Какие же животные обитают у нас? Каждой группе дается карточка с текстом -Прочитай внимательно и уберите лишнее. Слайд 20. 1 группа: Богат и разнообразен животный мир нашего села. Из копытных здесь обычны лось, сибирская косуля, олень. Практически всюду обитает обыкновенная белка, заяц, бегемот. В кустарниках живет жираф, бурундук. В чаще леса встречается барсук, ёж, ласка, хорёк, лев. Заросшие заводи реки заселяет бобр. Часто охотники встречают рысь. Слайд 21. 2 группа: В сухих соснах можно встретить большую синицу, поползня, черного стрижа, попугая, скворца. Разнообразные птицы живут в смешанном лесу: снегирь, пестрый дятел, кукушка, вертишейка, ворон, сова, сойка, серая ворона, фазан. Практически повсюду можно встретить воробья, коршуна, сороку, голубя, павлина. Слайд 22. 3 группа: В прибрежных лугах многочисленна лягушка, встречается серая жаба, крокодил, ящерица, уж, кобра. Много водоплавающих уток: кряква, лысуха. В реках Касмала и Боровлянка можно поймать щуку, окуня, карася, дельфина и даже рака, много улиток, червей, медуз. Летом много бабочек, стрекоз, разнообразных жучков и паучков, черепах. ИТОГ: О животных каких групп вы сейчас услышали. Богат и разнообразен животный мир нашей Родины. Но с каждым годом он становится всё беднее. -Почему? -Какие правила поведения необходимо помнить? |
Учащиеся выполняют задание в группе и готовят одного выступающего.
Ответы уч-ся. |
Итог урока
| -Какой была главная задача нашего урока? — Какие вы теперь знаете группы животных? — Назовите их отличительные особенности. | -Выделить группы животных и определить отличительные особенности этих групп |
Рефлексия.
| — Оцените свою работу на уроке:
| Выбор карточки. |