Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10 г. Михайловки» Волгоградской области
УРОК
окружающего мира для 3 КЛАССа
«РАЗНООБРАЗНЫЙ МИР ВЕТРОВ»
Автор: Серебрякова Ирина Ивановна,
учитель начальных классов.
УРОК
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 КЛАСС
ТЕМА. «РАЗНООБРАЗНЫЙ МИР ВЕТРОВ.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПРИ СМЕРЧЕ, УРАГАНЕ, ШТОРМЕ»
Тема. «Разнообразный мир ветров. Как вести себя при смерче, урагане, буре»
Цели:
— показать, что ветер как природное явление является одним из факторов погоды, закрепить знания о разнообразном мире ветров, их главных характеристиках.
— познакомить с правилами поведения при смерче, урагане, буре.
— продолжить работу по развитию представлений у детей целостной картины мира, развивать умения смотреть, видеть, делать выводы и обобщения.
— воспитывать бережное отношение к окружающему миру, желание наблюдать и изучать природные явления.
Оборудование:
— ноутбук, мультимедийный проектор.
— презентация по теме урока.
— памятки для работы в группах.
— оборудование для игры «Счастливый случай».
— карта полушарий.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Мир прекрасен и удивителен.
Сколько событий, сколько открытий!
Отправляйся смело в путь,
Про внимание не забудь!
2. Актуализация знаний.
Сообщение «дежурных синоптиков» о наблюдениях за погодой на сегодняшний день по плану:
— дата
— температура воздуха
— положение солнца
— облачность
— осадки
— ветер
— продолжительность дня
— Вы рассказали о погоде.
— Что такое погода? Погода-это состояние атмосферы в данном
районе за сутки, неделю, месяц.
— Чем характеризуется погода? Погода характеризуется температурой воздуха,
атмосферным давлением, направлением и
силой ветра, осадками.
3. Постановка цели урока.
а) — Послушайте загадку.
Летит рычит,
ветки ломает.
Слышишь его,
А не видишь его. (ветер)
б) — Кто догадался, что будем изучать на уроке?
— Что такое ветер? Ветер-это движение воздуха над поверхностью
земли.
в) Презентация. Слайд № 2. «Как образуется ветер.»
— По схеме расскажите, как образуется ветер.
Почему возникает ветер?
Что происходит с воздухом при нагревании?
Что происходит с воздухом при охлаждении?
Расскажите о круговороте воздуха.
Вывод.
г) Обобщение.
— Сегодня на уроке будем говорить о разнообразном мире ветров, о том, как себя вести при смерче урагане, буре.
4. Работа над новым материалом.
а) – Чем характеризуется ветер? Ветер характеризуют скорость (км/ч, м/с),
силы (баллы), направление (8 основных
румбов горизонта: С, С-В, В, Ю-В, Ю, Ю-З,
З, С-З)
б) Презентация. Слайд №3. «Названия ветров.»
— Прочитайте названия ветров:
свежий бриз
сильный ветер
буря
шторм
смерч
ураган
— Что вы знаете об этих ветрах?
в) Сообщение учителя.
— Для того, чтобы по движению воздуха оценить силу ветра, в 1806г английский адмирал Френсис Бофорт создал шкалу оценки скорости (силы) ветра. Удобство этой шкалы в том, что она позволяет по описанным в ней признакам довольно точно определить без приборов скорость ветра. За ноль баллов было принято состояние полного штиля на море.
В 1838г эта шкала была принята всеми военно-морскими флотилиями мира, а с 1874г ею начали пользоваться все синоптики.
г) Презентация. Слайд №4. «Разнообразный мир ветров.»
Баллы | Скорость, км/ч | Признаки | |
Свежий бриз | 5 | 30,6-38,6 | Качаются тонкие деревья |
Сильный ветер | 6 | 40,2-49,9 | Качаются толстые деревья |
Буря | 8 | 62,8-74,0 | Ветви ломаются |
Шторм | 11 | 103,0-120,7 | Везде повреждения |
Ураган | 12 | более 120,7 | Большие разрушения |
— При каких ветрах происходят самые большие повреждения и разрушения?
д) Презентация. Слайд №5. Буря.
Сообщение ученика о буре. Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя. (А. С. Пушкин)
По силе ветра бури разделяют на сильные (9 баллов)
и полные (10 баллов).
Шквальные бури начинаются внезапно и так же
быстро оканчиваются. Их действия характеризуются
огромной разрушительной силой.
Пыльные (песчаные) бури сопровождаются
переносом большого количества частиц почвы и
песка. Они возникают в пустынях, полупустынях
и степях и способны перенести миллионы тонн пыли
на сотни и даже тысячи километров.
Снежные бури характеризуются большой скоростью
ветра и перемещением по воздуху огромных масс
снега.
В 1980г в Монголии во время снежной бури погибло
более 500 тыс. голов крупного рогатого скота.
В 1985г в Сочи шквальная буря смела с побережья в
море легковые автомобили и палатки. Десятки
человек получили травмы.
е) Презентация. Слайд №6. «Смерч».
Сообщение ученика. Торнадо, или смерч – это облако, закрученное в виде
воронки, которое спускается от туч до земли. Внутрь
этой гигантской воронки засасывается пыль и
обломки всего, что может перемещаться.
Смерчи вырывают с корнями деревья и разрушают
здания.
В мае 1986г в Китае смерч захватил 13 школьников,
перенёс их на 19 км и аккуратно опустил на землю.
На территории США свирепствует более 200 смерчей.
Это самое стихийное бедствие в Долине Миссисипи,
которую иногда называют Аллеей Торнадо. (карта
полушарий).
Я читал в книге А. Волкова «Волшебник изумрудного
города» о приключениях девочки Элли, которую унёс
смерч. Советую вам прочитать эту книгу.
ж) Презентация. Слайд №7. «Ураган».
Сообщение ученика. Ураганы – это страшные морские штормы. Они
образуются над тёплыми океанами в период самой
жаркой погоды. Ураган начинается, когда тёплый и
влажный воздух поднимается над морем и формирует
огромные группы облаков, насыщенные водяными
парами. Снизу в них проникает холодный воздух.
Он перемещается по спирали со скоростью до 300
км/ч. Каждому урагану дают собственное имя. Его
выбирают по алфавиту, причём поочерёдно – то
мужское, то женское. Ураган Гилберт был самым
разрушительным в XX веке.
В 1992г ураган Эндрю свирепствовал на побережье
южной части США. Ветер достигал скорости 200 км/ч,
оставил без крова более 200 000 человек и вызвал
страшные разрушения.
з) Обобщение.
— Все эти страшные ветры называют стихийными бедствиями, так как они несут разрушения и гибель людей. Очень важно знать, как правильно вести себя в такой ситуации.
5. Правила поведения при буре, смерче, урагане.
а) Работа в группах.
1 группа. Памятка № 1. Что делать, если поступило штормовое предупреждение?
Плотно закройте и укрепите все двери и окна.
Подготовьте запас воды и пищи, медикаментов, фонарик, свечи, керосиновую лампу, приёмник на батарейках, документы и деньги.
Отключите газ и электричество.
Из лёгких зданий переёдите в более прочные или убежища гражданской обороны.
Держитесь подальше от берега моря и рек.
Если у вас есть машина, постарайтесь отъехать как можно дальше от эпицентра урагана.
Дети из детских садов и школ должны быть отправлены по домам. Если штормовое предупреждение поступило слишком поздно, дети должны быть размещены в подвалах или центральной части здания.
Лучше всего переждать ураган, смерч или бурю в убежище, заранее подготовленном укрытии или хотя бы в подвале. Однако часто штормовое предупреждение даётся за несколько минут до прихода стихии, и за это время не всегда удаётся добраться до укрытия.
2 группа. Памятка № 2. Как вести себя при смерче, урагане и буре, если вы оказались на улице?
Держитесь подальше от зданий и строений, высоких столбов, деревьев, мачт, опор и электропроводов.
Спрячьтесь под мостом, железобетонным навесом, в подвале, погребе. Можно лечь в яму или любое углубление. Глаза, рот и нос защитите от песка и земли.
Нельзя залезать на крышу и прятаться на чердаке.
Если вы едете на машине по равнине, остановитесь, но не покидайте автомобиль. Плотнее закройте двери и окна.
Если вы в городском транспорте, немедленно покиньте его и ищите убежище.
Кода ветер стих, не выходите сразу из укрытия, так как через несколько минут шквал может повториться.
Сохраняйте спокойствие и не паникуйте, помогайте пострадавшим.
3 группа. Памятка № 3. Как вести себя после стихийных бедствий?
Выходя из укрытия, осмотритесь – нет ли нависающих предметов и частей конструкций, оборванных проводов.
Не зажигайте газ и огонь до тех пор, пока специальные службы не проверят состояние коммуникаций.
Не пользуйтесь лифтом.
Не заходите в повреждённые строения, не подходите к оборванным электропроводам.
Взрослое население оказывает помощь спасателям.
б) – Прочитайте памятку, выберите самое главное и расскажите всему классу.
Отвечает один представитель от каждой группы.
Закрепление изученного.
Игра «Счастливый случай».
а) Участвуют две команды.
б) Вопросы первой команде «Зефир».
* Движение воздуха над поверхностью земли. (Ветер)
* Какой ветер, несущийся по земле, по форме напоминает воронку? (Смерч)
* Одно из главных правил поведения во время чрезвычайных ситуаций. (Не паниковать).
в) Вопросы второй команде «Бриз».
* Что образуется благодаря свойству воздуха при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься? (Ветер)
* Какие приборы помогают определить направление ветра? (Компас, флюгер)
* Можно ли во время урагана включать электричество и пользоваться газом? (Нет)
Итог урока. Рефлексия.
— Оцените свою работу на уроке.
Выставление отметок учителем.
Домашнее задание.
а) Прочитайте рассказы о стихийных бедствиях.
б) Список рекомендованной литературы в классном уголке.
И. Литинецкий. «Голос моря».
В. Мезенцев «Удивительные ветры».
Ф. Кривин « Куда дует ветер?»
Г. Трафимова «Откуда появляются смерчи?»