Урок окружающего мира на тему «Поволжье. Население и хозяйство»

















Урок окружающего мира на тему

«Поволжье. Население и хозяйство»















Составитель: учитель географии

МОКУ ГСОШ Холкина Н.В.







Цели:

  • Дать характеристику ЭГП района, природных условий и ресурсов, сформировать знания о территориальной структуре и специализации Поволжья, на примере каждого субъекта.

  • Определить в ходе работы проблемы района, и пути решения.

Оборудование:

  • Социально-экономическая карта России Атласа.

  • Карточки с заданиями, дополнительный материал и т.д.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Изучение нового материала

Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубин лесного родника,
Выбегает голубое чудо-
Русская великая река.

Лёгкий дом, как девичья светёлка, 
Вяз, ольшаник, сумрачная ель.
Стойте, люди! Здесь родилась Волга!
Здесь её и дом, и колыбель!


Сегодня Вам предстоит совершить заочное путешествие по субъектам Поволжского экономического района.

Для того чтобы суметь определить специализацию всего района, а так же существующие проблемы, нам необходимо изучить каждый субъект отдельно.

Есть два разряда путешествий,

Один пускаться с места в даль,

Другой сидеть себе на месте,

Листать обратно календарь…

Сегодня вы будете туристами которым предстоит отправиться на место и изучить особенности территории, по плану. (план раскладывается на каждую парту)

На доске контуры субъектов РФ вошедших в состав ПЭР, а также герб и флаг каждого субъекта.

Работа в парах:

Один ученик выходит и вытягивает контур территории, по которой будут работать, и так все пары.

При отчете класса о проделанной работе (устный отчет), группа прикрепляет контур на доску, в результате мы сможем восстановить карту всего района. При подготовке ответа, вам необходимо определиться, кто будет отвечать.


Задание: Использую карты атласа и дополнительные источники информации, дайте комплексную характеристику субъекту РФ входящей в состав Поволжья по плану:

  1. Особенности ЭГП.

  2. Природно-ресурсный потенциал.

  3. Население.

  4. Народное хозяйство.

Вопрос: Как вы думаете, какая общая проблемы существует у субъектов данного района?

Проблема «Большой Волги».

Одна из главных проблем Поволжья — проблема «Большой Волги». Так назывался проект её преобразования путём создания плотин и водохранилищ.

Проект преследовал решение основных задач:

  • энергетической

  • транспортной

  • орошения засушливых территорий

  • водообеспечения промышленности и населения.

Но была решена только одна проблема — энергетическая.

На Волге и Каме построено 11 ГЭС, однако водохранилища не увеличили транспортную пропускную способность.

Повышение уровня грунтовых вод в Волжском бассейне привело к тому, что 80% территории находятся в критическом состоянии, гибнут приволжские леса.

Обеспечение промышленности и населения водой не только не улучшилось, а стало сложнее из-за сильного загрязнения (прозрачность снизилась в несколько раз).

Волга несёт в Каспийское море сотни тысяч тонн взвешенных веществ, нефтепродуктов, мыльной пены, фенолов.

Плотины и сильное загрязнение воды поставили под угрозу исчезновения крупнейшее стадо осетровых рыб.

Затопление огромных площадей плодородных земель.

Переселение или затопление 96 городов и ПГТ, 2500 сёл и деревень, тысячи памятников истории и культуры.

Вопрос: Как развязать сложный узел волжских проблем?

Решение проблемы.

Жизнь людей Поволжья проходит под лозунгом:

«Быть Волге чистой!»

Правительство приняло строгие меры против загрязнения бассейна Волги:

— Прежде чем вода попадет в Волгу и её притоки, она полностью должна быть очищена. На это тратятся огромные средства.

— Промышленное предприятие не может вступить в строй, если нет установки для очистки промышленных стоков.

— Создаются очистные сооружения на старых предприятиях.

— Флот, перевозящий нефть, бензин, смазочные вещества, удобрения, переоборудуются так, чтобы его груз не мог попасть в воду.

— Запрещается сбрасывать в реку мусор с пассажирских судов.

Вернуть затопленные земли, не сократив выработку электроэнергии, можно с помощью ГАЭС (гидроаккумулирующие электростанции). Которые накапливают энергию путём подъёма воды насосами в бассейн выше станции. При росте потребности в электроэнергии из бассейна выпускается поток, энергия которого преобразуется в электрическую.

В результате, включение земель в Волжский каскад резко сокращает зеркало водохранилищ и компенсирует связанные с этим энергетические потери.


Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "Кого можно назвать человеком?"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: