Урок окружающего мира на тему «Ямская степь»


Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной группе


Коваленко Татьяна Ивановна,

воспитатель

первой квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»

город Губкин Белгородской области



Тема: «Ямская степь»


































Цели: познакомить детей с заповедным местом Губкинского края «Ямская степь».

Задачи:

Образовательные:

Формировать экологическое сознание на основе природоведческих знаний, факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе;

Формировать представления об охраняемых природных территориях – заповедниках;

Дать знания о том, что природа заповедника – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга;

Познакомить детей с Красной книгой, ее значением.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей;

Развивать творческое воображение и коммуникативные качества, логическое мышление, умение обобщать;

Развивать речь детей, память, наблюдательность, внимание.

Развивать умение выделять экологические цепочки.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к обитателям заповедника, умение видеть красоту природы, желание беречь и охранять ее.

Материалы и оборудование: атрибуты для игр «Собери рюкзак», «Скажи наоборот», «Собери лекарственные растения», «Пирамида», «Угадай животное», указатель «ЗАПОВЕДНИК ЯМСКАЯ СТЕПЬ», геометрические фигуры (треугольник, ромб, квадрат, лепестки цветка (модули, материалы для опытов с землей, мультимедийное оборудование.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».


Ход мероприятия:

Воспитатель: Поздоровайтесь с гостями, скажите всем здравствуйте.

Встаньте дети, встаньте в круг

Каждый каждому здесь друг!

Вправо, влево повернись

И друг другу улыбнись

Будем крепко мы дружить

Будем дружбой дорожить!

На столе стоят предметы: фотоаппарат, карта, бинокль, компас, игрушки, ложки, цветочный горшок, елочные игрушки, кукла, бутылка с водой.

Воспитатель: Обратите внимание на предметы, которые лежат на столе. Что вы здесь видите.

Ответы детей: фотоаппарат, карта, бинокль, компас, игрушки, ложки, цветочный горшок, елочные игрушки, кукла, бутылка с водой

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужны эти предметы?

Дети: Компас – для определения направления пути, карта – для ориентировки на местности.


Игра «Собери рюкзак»

Воспитатель: А все ли предметы будут нужны нам в походе?

Дети: Нет, не все предметы.

Воспитатель: Давайте отберем только те предметы, которые нужны нам для похода.


Воспитатель: Рюкзак собран, пора нам отправляться в поход. А отправимся мы в поход по заповедным местам Губкинского края, и пойдем в Ямскую степь!

Воспитатель: С собой мы возьмем глаза, чтобы все увидеть и полюбоваться красотой природы, уши, чтобы послушать «голоса природы», наши руки, чтобы помогать природе, и наши улыбки, чтобы было весело в пути. Путь нам предстоит неблизкий, чтобы быть готовым к любым ситуациям, в рюкзаке у опытного туриста всегда есть необходимые вещи.

Звучит аудиозапись — песня «По дороге с облаками»

Воспитатель: Построились парами и отправились в путь. Впереди узкая тропинка, перестроились в колонну по одному. На пути у нас большое раскидистое дерево, давайте под его ветками пройдем, прогнувшись, впереди еще тропинка необычная нам нужно пройти змейкой между треугольниками, перешагнуть ромбы, пройти по квадратам.

Стоит указатель «ЗАПОВЕДНИК ЯМСКАЯ СТЕПЬ» с отсутствующими буквами в слове «ЗАПОВЕДНИК».

Дети и воспитатель смотрят на карту и на компас. Звучит шум, шорох, голос за кадром.

Свежие документы:  Занятие по окружающему миру в 3 классе «Как спасти зелёную ёлочку?»

Профессор Большое Ухо: Кто зашел без разрешенья

В мои чудные владенья?

Дети: Мы из детского сада «Ромашка», а вы кто?

Профессор Большое Ухо: Я, профессор Большое Ухо!

Знаю лес и лес люблю.

Заповедник берегу!

Я люблю гулять по лесу,

Каждый день я там хожу!

Все в лесу мне интересно

Все брожу, брожу, брожу…

Здесь со всеми я дружу!

А вы зачем пожаловали?

Дети: Мы пришли познакомиться с красивым местом нашей Губкинской земли – Ямская степь!

Профессор Большое Ухо: Я очень рад видеть вас в своем заповеднике, надеюсь, вы узнаете здесь много нового и интересного. Да вот беда, был сильный ветер и повредил указатель. Сорвал буквы и разбросал их по всему заповеднику. Теперь, люди, идущие в заповедник не могут понять, куда они пришли. Вы сможете помочь мне найти буквы.

Дети: Да.

Профессор Большое Ухо: А поможет вам познакомиться с заповедными местами Красная книга. Что такое Красная книга?

Дети: Это книга с редкими растениями и животными.

Воспитатель: В эту книгу занесены названия редких растений и животных. Мы должны бережно относиться к ним, а с помощью Красной книги мы узнаем, какие редкие растения и животные есть в заповеднике Ямская Степь!

Профессор Большое Ухо: Дети, вы знаете правила поведения в природе?

Дети: Да.


Игра «Скажи наоборот»

Профессор Большое Ухо: Посмотрите на поляне цветочные лепестки, на лепестках изображены ситуации неправильного поведения в природе. Внимательно посмотрите и исправьте ситуацию поведения в лесу. И тогда наш цветок расцветет снова.

Дети собирают лепестки, получается цветок и он «расцветает».


Дети: Смотрите, здесь буква «О»

Воспитатель: Возьмем ее с собой.

Профессор Большое Ухо: Открывается первая страница нашей книги «Лекарственные растения Ямской степи».

Воспитатель: Здесь в заповеднике растет много лекарственных растений, но многие из них уже стали редкостью. Почему эти растения стали редкими?

Дети: Потому, что люди их срывают, выкапывают корни.

Воспитатель: Поэтому мы не будем их срывать, а только сфотографируем. И в группе сделаем фотовыставку.

Дети имитируют фотографирование. На проекторе появляются изображения лекарственных растений.

Воспитатель знакомит детей с названиями растений.

Воспитатель: Замечательная получится фотовыставка. А сейчас мы с вами поиграем.

Поспела интересная игра,

Нелегкое заданье.

За дело взяться вам пора,

И проявить старание.


Игра «Собери лекарственные растения»

На полу картинки с изображением лекарственных растений, у детей в руках корзинки, дети поднимают карточки и раскладывают их в соответствующую корзинку.

Красная корзина: собрать растения, у которых полезны только листья (пустырник, чабрец, крапива, мята, подорожник) .

Синяя корзина: собираем растения, у которых полезны цветы (ромашка, душица, одуванчик, мелисса) .

Белая корзина: нужно собрать растения, у которых полезны плоды (шиповник, боярышник, земляника, барбарис, рябина) .


Дети: Вот еще буква «А».

Воспитатель: Берем ее с собой.

Профессор Большое Ухо: А сейчас обратите внимание на следующую страницу нашей Красной книги.

(На проекторе переворачивается страница)

Свежие документы:  Конспект урока для 4 класса "СИМВОЛЫ ГОСУДАРСТВА"

Воспитатель: Это лес.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

Воспитатель: Давайте сядем на опушке леса и послушаем звуки. Когда воздух чистый, хочется глубоко вздохнуть, расслабиться, снять с себя напряжение и усталость.


Дыхательная гимнастика

Носом воздух набираем и через рот его выпускаем.

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

Подуем на живот,

Как трубка станет рот.

А потом на облака,

И остановимся пока.


Воспитатель: Лес это многоэтажный дом, где все соседи живут дружно, ни кому не мешая. У каждого растения есть свой этаж, на котором оно живет. На верхнем этаже самые высокие деревья (сосны, ниже – лиственные деревья и ели, еще ниже — высокие кустарники и подрастающие деревца, а самый нижний этаж занимают травы и мох. Давайте расселим растения и животных в свои квартиры.


Игра «Пирамида »

Из набора картинок выбрать нужные изображения растений и животных. Разместить их на пирамиде.


Дети: Смотрите, здесь буква «Е».

Воспитатель: Берем ее с собой.

Профессор Большое Ухо: Следующая страница Красной книги «Животные».

Воспитатель: Возьмите в руки бинокли (имитация) и посмотрите, какие животные живут в наших заповедных местах.

На мультипроекторе иллюстрации с изображением животных.


Игра «Угадай животное»

Воспитатель: Ведущего мы выберем при помощи считалки.

«Белки зайцев угощали

И морковку подавали.

Все орешки сами съели,

А водить тебе велели».

Ребенок надевает жилетку, на спине изображение животного. Остальные дети задают ему наводящие вопросы и отгадывают, что за животное изображено у него на жилетке.


Дети: Вот буква «И».

Воспитатель: Берем ее с собой.

Профессор Большое Ухо: Открывается следующая страница Красной книги «Родники».

В глуши степной,

В глуши зеленой

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный!

Воспитатель: Вот мы и у родника!


«Игра с водой»

Воспитатель: А родник холодный, студеный.

Я прошу вас не дрожать,

А за мною побежать.

Дружно, дружно все за мной,

А теперь все встаньте в круг.

У меня ведро с водой,

Да с водицей ключевой.

Приготовили ладошки,

Чуть покрепче рот закрыли.

(Воспитатель брызгает на каждого ребенка на лицо и на ладошки).

Не испугались брызг?

Не задрожали?

И опять все побежали.

А теперь подойдите к центру круга. Опустите ладошки в ведро и поднимите их вверх. Посмотрите, как сбегает струйками вода. Не пускайте ее далеко. Пусть до локтей добежит и опять к пальчикам поспешит.

(Руки вверх согнуты в локтях) .

Воспитатель: Мои маленькие друзья природы, открываем следующую страницу «Лесная лаборатория». Я вас приглашаю в свою лесную лабораторию, где вы сможете исследовать почву заповедника и узнать, на какой почве растения лучше растут.


Опыты с почвой.

Воспитатель: Дети, с собой в поход я взяла землю с участка детского сада, для того, чтобы сравнить ее с землей в заповеднике «Ямская степь».

Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира на тему «Прогулка в лес»

Давайте рассмотрим почву степную и почву с участка детского сада.

Возьмите лупы, внимательно рассмотрите, что можно сказать о земле с участка детского сада?

Дети: Земля чистая, рыхлая.

Воспитатель: Рассмотрим землю «Ямской степи».

Дети: Здесь много листочков, корешков, перегноя.

Воспитатель: Как вы думаете, на какой почве растут лучше растения?

Дети:Растения лучше растут на той почве, где больше перегноя.

Воспитатель: Давайте попробуем сжечь почву в металлической тарелочке.

Воспитатель поочередно сжигает почву из детского сада, затем почву из «Ямской степи» — дети нюхают.

Воспитатель: Какой запах у степной земли?

Дети:Запах сожженной травы.

Воспитатель: Какой запах у земли из детского сада?

Дети: Без запаха.

Воспитатель: Как вы думаете, что способствует тому, что почва становится плодородной, «богатой»?

Дети: «Богатство» почвы зависит от количества сгнивших растений, поэтому в заповеднике почва богатая и плодородная, ведь здесь ни кто не косит траву и растения.

Воспитатель: Вы правы, поэтому в заповеднике так красиво, очень много разных, редких растений произрастает здесь.


Воспитатель: Вот и закрылась последняя страница Красной книги. За это время мы собрали все буквы. Давайте расставим их по местам. У нас получилось слово «ЗАПОВЕДНИК», давайте мы его прочтем. Итак, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем профессору спасибо за интересное и увлекательное путешествие!

Профессор Большое Ухо: Путешествуя по моему заповеднику, вы наверняка встретили много редких растений и животных. Все они занесены в эту Красную книгу. На память я дарю вам путеводители «Заповедные уголки горняцкого края».

Воспитатель: В степи красота и покой, а нам пора уже домой!

Звучит музыка «По дороге с облаками».

Воспитатель: Вот мы и дома!


Рефлексия «Метод пяти пальцев»

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Давайте вспомним, где мы с вами были?

Дети: Мы ходили в заповедник «Ямская степь».

Воспитатель: О ваших впечатлениях помогут рассказать ваши пальцы. Выберите любой палец правой руки, возьмите его левой рукой.

Те, дети которые выбрали мизинец, скажите, что нового, интересного было в походе?

Дети: Мы узнали много нового о растениях и животных.

Воспитатель: Те, дети которые выбрали безымянный палец, скажите, чего Вы достигли?

Дети: Мы узнали, что природу нужно оберегать, охранять, стали ближе к природе.

Воспитатель: Те, дети которые выбрали средний палец, скажите, каким было ваше настроение во время путешествия?

Дети: Веселым, бодрым.

Воспитатель: Те, дети которые выбрали указательный палец, расскажите, кому Вы сегодня помогли?

Дети: Помогли профессору Большое Ухо.

Воспитатель: Чем Вы его порадовали?

Дети: Мы справились со всеми заданиями, научились беречь природу.

Воспитатель: Те, дети которые выбрали большой палец, расскажите, что полезного вы сделали для своего здоровья?

Дети: Мы делали дыхательную гимнастику, играли с ключевой водой.


Список используемой литературы


  1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. — М.: ЦГЛ,2006.

  2. Волина В.В. В гостях у природы. – С-Пб.: «Творческий центр»,1997.

  3. Ёлкина Н.В.Пословицы, поговорки, скороговорки.- Ярославль.;1997.

  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение,1985.


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: