Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной группе
Коваленко Татьяна Ивановна,
воспитатель
первой квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»
город Губкин Белгородской области
Тема: «Ямская степь»
Цели: познакомить детей с заповедным местом Губкинского края «Ямская степь».
Задачи:
Образовательные:
Формировать экологическое сознание на основе природоведческих знаний, факторах окружающей среды и гуманного отношения к природе;
Формировать представления об охраняемых природных территориях – заповедниках;
Дать знания о том, что природа заповедника – это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга;
Познакомить детей с Красной книгой, ее значением.
Развивающие:
Развивать познавательную активность детей;
Развивать творческое воображение и коммуникативные качества, логическое мышление, умение обобщать;
Развивать речь детей, память, наблюдательность, внимание.
Развивать умение выделять экологические цепочки.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к обитателям заповедника, умение видеть красоту природы, желание беречь и охранять ее.
Материалы и оборудование: атрибуты для игр «Собери рюкзак», «Скажи наоборот», «Собери лекарственные растения», «Пирамида», «Угадай животное», указатель «ЗАПОВЕДНИК ЯМСКАЯ СТЕПЬ», геометрические фигуры (треугольник, ромб, квадрат, лепестки цветка (модули, материалы для опытов с землей, мультимедийное оборудование.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Ход мероприятия:
Воспитатель: Поздоровайтесь с гостями, скажите всем здравствуйте.
Встаньте дети, встаньте в круг
Каждый каждому здесь друг!
Вправо, влево повернись
И друг другу улыбнись
Будем крепко мы дружить
Будем дружбой дорожить!
На столе стоят предметы: фотоаппарат, карта, бинокль, компас, игрушки, ложки, цветочный горшок, елочные игрушки, кукла, бутылка с водой.
Воспитатель: Обратите внимание на предметы, которые лежат на столе. Что вы здесь видите.
Ответы детей: фотоаппарат, карта, бинокль, компас, игрушки, ложки, цветочный горшок, елочные игрушки, кукла, бутылка с водой
Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужны эти предметы?
Дети: Компас – для определения направления пути, карта – для ориентировки на местности.
Игра «Собери рюкзак»
Воспитатель: А все ли предметы будут нужны нам в походе?
Дети: Нет, не все предметы.
Воспитатель: Давайте отберем только те предметы, которые нужны нам для похода.
Воспитатель: Рюкзак собран, пора нам отправляться в поход. А отправимся мы в поход по заповедным местам Губкинского края, и пойдем в Ямскую степь!
Воспитатель: С собой мы возьмем глаза, чтобы все увидеть и полюбоваться красотой природы, уши, чтобы послушать «голоса природы», наши руки, чтобы помогать природе, и наши улыбки, чтобы было весело в пути. Путь нам предстоит неблизкий, чтобы быть готовым к любым ситуациям, в рюкзаке у опытного туриста всегда есть необходимые вещи.
Звучит аудиозапись — песня «По дороге с облаками»
Воспитатель: Построились парами и отправились в путь. Впереди узкая тропинка, перестроились в колонну по одному. На пути у нас большое раскидистое дерево, давайте под его ветками пройдем, прогнувшись, впереди еще тропинка необычная нам нужно пройти змейкой между треугольниками, перешагнуть ромбы, пройти по квадратам.
Стоит указатель «ЗАПОВЕДНИК ЯМСКАЯ СТЕПЬ» с отсутствующими буквами в слове «ЗАПОВЕДНИК».
Дети и воспитатель смотрят на карту и на компас. Звучит шум, шорох, голос за кадром.
Профессор Большое Ухо: Кто зашел без разрешенья
В мои чудные владенья?
Дети: Мы из детского сада «Ромашка», а вы кто?
Профессор Большое Ухо: Я, профессор Большое Ухо!
Знаю лес и лес люблю.
Заповедник берегу!
Я люблю гулять по лесу,
Каждый день я там хожу!
Все в лесу мне интересно
Все брожу, брожу, брожу…
Здесь со всеми я дружу!
А вы зачем пожаловали?
Дети: Мы пришли познакомиться с красивым местом нашей Губкинской земли – Ямская степь!
Профессор Большое Ухо: Я очень рад видеть вас в своем заповеднике, надеюсь, вы узнаете здесь много нового и интересного. Да вот беда, был сильный ветер и повредил указатель. Сорвал буквы и разбросал их по всему заповеднику. Теперь, люди, идущие в заповедник не могут понять, куда они пришли. Вы сможете помочь мне найти буквы.
Дети: Да.
Профессор Большое Ухо: А поможет вам познакомиться с заповедными местами Красная книга. Что такое Красная книга?
Дети: Это книга с редкими растениями и животными.
Воспитатель: В эту книгу занесены названия редких растений и животных. Мы должны бережно относиться к ним, а с помощью Красной книги мы узнаем, какие редкие растения и животные есть в заповеднике Ямская Степь!
Профессор Большое Ухо: Дети, вы знаете правила поведения в природе?
Дети: Да.
Игра «Скажи наоборот»
Профессор Большое Ухо: Посмотрите на поляне цветочные лепестки, на лепестках изображены ситуации неправильного поведения в природе. Внимательно посмотрите и исправьте ситуацию поведения в лесу. И тогда наш цветок расцветет снова.
Дети собирают лепестки, получается цветок и он «расцветает».
Дети: Смотрите, здесь буква «О»
Воспитатель: Возьмем ее с собой.
Профессор Большое Ухо: Открывается первая страница нашей книги «Лекарственные растения Ямской степи».
Воспитатель: Здесь в заповеднике растет много лекарственных растений, но многие из них уже стали редкостью. Почему эти растения стали редкими?
Дети: Потому, что люди их срывают, выкапывают корни.
Воспитатель: Поэтому мы не будем их срывать, а только сфотографируем. И в группе сделаем фотовыставку.
Дети имитируют фотографирование. На проекторе появляются изображения лекарственных растений.
Воспитатель знакомит детей с названиями растений.
Воспитатель: Замечательная получится фотовыставка. А сейчас мы с вами поиграем.
Поспела интересная игра,
Нелегкое заданье.
За дело взяться вам пора,
И проявить старание.
Игра «Собери лекарственные растения»
На полу картинки с изображением лекарственных растений, у детей в руках корзинки, дети поднимают карточки и раскладывают их в соответствующую корзинку.
Красная корзина: собрать растения, у которых полезны только листья (пустырник, чабрец, крапива, мята, подорожник) .
Синяя корзина: собираем растения, у которых полезны цветы (ромашка, душица, одуванчик, мелисса) .
Белая корзина: нужно собрать растения, у которых полезны плоды (шиповник, боярышник, земляника, барбарис, рябина) .
Дети: Вот еще буква «А».
Воспитатель: Берем ее с собой.
Профессор Большое Ухо: А сейчас обратите внимание на следующую страницу нашей Красной книги.
(На проекторе переворачивается страница)
Воспитатель: Это лес.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Воспитатель: Давайте сядем на опушке леса и послушаем звуки. Когда воздух чистый, хочется глубоко вздохнуть, расслабиться, снять с себя напряжение и усталость.
Дыхательная гимнастика
Носом воздух набираем и через рот его выпускаем.
Подуем на плечо,
Подуем на другое.
Подуем на живот,
Как трубка станет рот.
А потом на облака,
И остановимся пока.
Воспитатель: Лес это многоэтажный дом, где все соседи живут дружно, ни кому не мешая. У каждого растения есть свой этаж, на котором оно живет. На верхнем этаже самые высокие деревья (сосны, ниже – лиственные деревья и ели, еще ниже — высокие кустарники и подрастающие деревца, а самый нижний этаж занимают травы и мох. Давайте расселим растения и животных в свои квартиры.
Игра «Пирамида »
Из набора картинок выбрать нужные изображения растений и животных. Разместить их на пирамиде.
Дети: Смотрите, здесь буква «Е».
Воспитатель: Берем ее с собой.
Профессор Большое Ухо: Следующая страница Красной книги «Животные».
Воспитатель: Возьмите в руки бинокли (имитация) и посмотрите, какие животные живут в наших заповедных местах.
На мультипроекторе иллюстрации с изображением животных.
Игра «Угадай животное»
Воспитатель: Ведущего мы выберем при помощи считалки.
«Белки зайцев угощали
И морковку подавали.
Все орешки сами съели,
А водить тебе велели».
Ребенок надевает жилетку, на спине изображение животного. Остальные дети задают ему наводящие вопросы и отгадывают, что за животное изображено у него на жилетке.
Дети: Вот буква «И».
Воспитатель: Берем ее с собой.
Профессор Большое Ухо: Открывается следующая страница Красной книги «Родники».
В глуши степной,
В глуши зеленой
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный!
Воспитатель: Вот мы и у родника!
«Игра с водой»
Воспитатель: А родник холодный, студеный.
Я прошу вас не дрожать,
А за мною побежать.
Дружно, дружно все за мной,
А теперь все встаньте в круг.
У меня ведро с водой,
Да с водицей ключевой.
Приготовили ладошки,
Чуть покрепче рот закрыли.
(Воспитатель брызгает на каждого ребенка на лицо и на ладошки).
Не испугались брызг?
Не задрожали?
И опять все побежали.
А теперь подойдите к центру круга. Опустите ладошки в ведро и поднимите их вверх. Посмотрите, как сбегает струйками вода. Не пускайте ее далеко. Пусть до локтей добежит и опять к пальчикам поспешит.
(Руки вверх согнуты в локтях) .
Воспитатель: Мои маленькие друзья природы, открываем следующую страницу «Лесная лаборатория». Я вас приглашаю в свою лесную лабораторию, где вы сможете исследовать почву заповедника и узнать, на какой почве растения лучше растут.
Опыты с почвой.
Воспитатель: Дети, с собой в поход я взяла землю с участка детского сада, для того, чтобы сравнить ее с землей в заповеднике «Ямская степь».
Давайте рассмотрим почву степную и почву с участка детского сада.
Возьмите лупы, внимательно рассмотрите, что можно сказать о земле с участка детского сада?
Дети: Земля чистая, рыхлая.
Воспитатель: Рассмотрим землю «Ямской степи».
Дети: Здесь много листочков, корешков, перегноя.
Воспитатель: Как вы думаете, на какой почве растут лучше растения?
Дети:Растения лучше растут на той почве, где больше перегноя.
Воспитатель: Давайте попробуем сжечь почву в металлической тарелочке.
Воспитатель поочередно сжигает почву из детского сада, затем почву из «Ямской степи» — дети нюхают.
Воспитатель: Какой запах у степной земли?
Дети:Запах сожженной травы.
Воспитатель: Какой запах у земли из детского сада?
Дети: Без запаха.
Воспитатель: Как вы думаете, что способствует тому, что почва становится плодородной, «богатой»?
Дети: «Богатство» почвы зависит от количества сгнивших растений, поэтому в заповеднике почва богатая и плодородная, ведь здесь ни кто не косит траву и растения.
Воспитатель: Вы правы, поэтому в заповеднике так красиво, очень много разных, редких растений произрастает здесь.
Воспитатель: Вот и закрылась последняя страница Красной книги. За это время мы собрали все буквы. Давайте расставим их по местам. У нас получилось слово «ЗАПОВЕДНИК», давайте мы его прочтем. Итак, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем профессору спасибо за интересное и увлекательное путешествие!
Профессор Большое Ухо: Путешествуя по моему заповеднику, вы наверняка встретили много редких растений и животных. Все они занесены в эту Красную книгу. На память я дарю вам путеводители «Заповедные уголки горняцкого края».
Воспитатель: В степи красота и покой, а нам пора уже домой!
Звучит музыка «По дороге с облаками».
Воспитатель: Вот мы и дома!
Рефлексия «Метод пяти пальцев»
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Давайте вспомним, где мы с вами были?
Дети: Мы ходили в заповедник «Ямская степь».
Воспитатель: О ваших впечатлениях помогут рассказать ваши пальцы. Выберите любой палец правой руки, возьмите его левой рукой.
Те, дети которые выбрали мизинец, скажите, что нового, интересного было в походе?
Дети: Мы узнали много нового о растениях и животных.
Воспитатель: Те, дети которые выбрали безымянный палец, скажите, чего Вы достигли?
Дети: Мы узнали, что природу нужно оберегать, охранять, стали ближе к природе.
Воспитатель: Те, дети которые выбрали средний палец, скажите, каким было ваше настроение во время путешествия?
Дети: Веселым, бодрым.
Воспитатель: Те, дети которые выбрали указательный палец, расскажите, кому Вы сегодня помогли?
Дети: Помогли профессору Большое Ухо.
Воспитатель: Чем Вы его порадовали?
Дети: Мы справились со всеми заданиями, научились беречь природу.
Воспитатель: Те, дети которые выбрали большой палец, расскажите, что полезного вы сделали для своего здоровья?
Дети: Мы делали дыхательную гимнастику, играли с ключевой водой.
Список используемой литературы
Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. — М.: ЦГЛ,2006.
Волина В.В. В гостях у природы. – С-Пб.: «Творческий центр»,1997.
Ёлкина Н.В.Пословицы, поговорки, скороговорки.- Ярославль.;1997.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение,1985.