Урок окружающего мира по теме: «Какие предметы окружали русских людей»















Урок окружающего мира по теме:



«Какие предметы окружали русских людей».



УМК «Начальная школа XXI века».



3-й класс

































Цели:

создание условий для знакомства с русской крестьянской избой и старинными предметами быта русского человека в разные эпохи, 
– развитие умений работать со справочной литературой, развитие способностей анализировать и делать выводы, 
– привитие уважения к образу жизни русского народа в стародавние времена.
Оборудование:  учебник “Окружающий мир” 3-й класс, толковые словари, каточки со словами из пословицы, компьютер, аудиозапись.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вам желаю доброго пути! 
На урок , чтоб было радостно идти! 
Приведет, конечно, добрый путь 
Непременно к доброму чему-нибудь!

2. Проверка домашнего задания.

Непременно к доброму, потому что мы на последних уроках окружающего мира мы говорим с вами о жизни людей на Руси.

А с какой целью мы с вами знакомимся с жизнью наших предков? (Ответы детей.)
– Что вы готовили дома? 
– Как отдыхали наши предки? 
– Вспомните и назовите русские народные песни, игры. 


3. Целеполагание.

Откройте и исследуйте страницу 51 учебника. Определите тему урока.

Тема: Какие предметы окружали русских людей?

Поставьте цели на урок.

Цели: знакомство с жильем крестьянина и предметами быта.

Учитель: мы с вами сейчас живем в домах, благоустроенных квартирах. А раньше люди жили в избах. Вам знакомо слово изба? Найдите в толковом словаре понятие слова изба. (Дети находят и зачитывают понятие).

4. Изучение нового материала.

Собираясь строиться крестьянин сам рубил деревья поздней осенью или ранней весной, когда жизнь в дереве замирает. Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. Она то и дала название своей постройке “ИЗБА” . Слово “изба” произошло от древнего “ИСТЪБА”, “ИСТОПКА”.

Скажи, какой у тебя дом, и я скажу где ты живешь”– гласит русская пословица. И в этом мы сейчас убедимся.

А) Работа в группах.

Учебник с. 57 (каждая группа работает над одной иллюстрацией и рассказывает о жилище людей в разные эпохи от 8 до 19 века).

Подведение итога работы в группах.

Физкультминутка.

Звучит аудиозапись.

Беседа:

Почему изба называлась курной? 
– Что значит изба топилась по черному? 
– Какую пользу приносил дым?

Дети выступают в роли экскурсоводов и рассказывают о русской печи, о красном угле, о сундуках.

Свежие документы:  Урок-путешествие для 3 класса "Профессии русской печки"

Рассказ учителя о старинных предметах : прялке, рубель, ухваты, саднике, чугунах, гребнях, шкаф для одежды, буфет для посуды и др..

Что интересного взяли для себя?

Вы должны найти карточки со словами пословицы и составляем эту пословицу. (“Догадлив крестьянин, на печи избу поставил”.)

Объясните смысл этой пословицы.

Вывод:

Что является основой русской избы? 
– Чем являлась печь для крестьянина? (Кормилица, защитница от холода, лекарь.) 
– Какие элементы (предметы) были обязательны в каждой русской избе? (Печь, красный угол, большой прямоугольный стол, лавки, предметы посуды.)

Звучит музыка.

А сейчас я предлагаю вам перенестись в эпоху Московской Руси. Какие это века? (15–17 в.)

Работа с рубрикой “Картинная галерея” по учебнику на с.60

5. Итог урока

К чему доброму привел сегодняшний урок? Что нового и интересного узнали? Какой вывод вы сделали для себя?

6. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке. Что хотели бы узнать на следующем уроке?

7. Домашнее задание

Составить рассказ на тему “Моя изба” (представьте, что вы жители Древней Руси).



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: