Урок окружающего мира по теме: «Тела, вещества, частицы» 3 класс

Урок окружающего мира по теме:

«Тела, вещества, частицы»

(3 класс, УМК «Школа России», автор курса А.А.Плешаков)


Степанова Светлана Борисовна

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6» города Бежецка, Тверской области


Тип нового знания: Понятия

Цели урока:

  • формировать понятия «тело», «вещество», «частица»; формировать представление о том, что все вещества состоят из частиц; познакомить обучающися с многообразием тел, веществ;

  • развивать мышление, внимание, наблюдательность, познавательную активность;

  • воспитывать внимательное отношение к окружающим предметам.

Оборудование:

сосуды с водой, ложечки, сахар, пустой сосуд для образования смеси, схемы, таблицы, презентация, словарь С.И.Ожегова, карточки с буквами.







Название этапа

Временные рамки этапа

Содержание этапа

Применяемые методы

Формы взаимодействия

Результат взаимодействия

Перечень универсальных учебных действий, формируемых на данном этапе

Деятельность учителя

Деятельность детей

Самоопределение к деятельности.

2 мин.

Урок «Окружающий мир» Что изучаем на этих уроках?

— Сегодня нам предстоит открыть много тайн в самом интересном и любимом вами предмете — окружающий мир.


Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Психологический настрой обучающихся, обеспечение рабочей обстановки на уроке.

Приветствие.

Слушают внимательно учителя.

Словесный

Диалог

Включить детей в деятельность

Регулятивные

Актуализация знаний и мотивация.

4 мин.

— Тест.

Выбери правильный ответ:

  1. Что такое природа?

А) все, что сделано руками человека;

Б)все, что нас окружает и существует независимо от человека;

В)Все, что нас окружает

2. Какая бывает природа?

А) живая и неживая;

Б) только живая.

3. Что относится к неживой природе?

А) снегирь;

Б) стол;

В) снег

Работают с сигнальными карточками (буквы: А, Б, В)

Устный контроль

Коллективная самостоятельная работа с проверкой

Вспоминают ранее изученный материал, который связан с формулировкой проблемы

Коммуникативный

Постановка учебной задачи.

4 мин.


Я назову предметы живой и неживой природы, а вы попробуйте, применив воображение, увидеть то, что обозначают эти слова.

Ножницы, капля росы, сахар, металл, сахарница.

Назовите слова, которые позволили точно представить предмет.

(Демонстрация слайдов презентации, слайд №2 ).

Такие предметы, которые можно представить, потому что они имеют форму, какие-то очертания ученые назвали научным словом.

Кто может назвать это слово.

Любой предмет, живой и неживой и даже тот , что сделан руками человека учёные называют телом. Сегодня вам предстоит узнать ,что такое тела и из чего они состоят. Ваша задача — наблюдать, анализировать и делать выводы.

Учитель предлагает рассмотреть: сахарницу, сахарный песок, сладкую воду.

— Можно ли назвать все это телами?










Пытаются увидеть то, что обозначают слова, названные учителем.














Ученики выдвигают гипотезы и пытаются их доказать.


Постановка учебной проблемы (подводящий к теме диалог)


Коллективная

Представляют предметы, предлагают версии обозначения предметов одним словом

Коммуникативные

«Открытие» детьми нового знания.

15 мин.

Предлагаю вам найти в словаре С.И.Ожегова значения этого слова:

  1. Тело — отдельный предмет

в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-нибудь веществом…

  1. Тело — организм человека или животного в его внешних, физических формах.

  2. Тело — часть организма…

  3. Тело — основная часть, корпус чего-нибудь.

Что же это за слово?


Действительно, все предметы, которые нас окружают, называют телами.

(Демонстрация слайдов презентации, слайд №3).


На какие две группы можно разделить все тела?

Возьмите приготовленные карточки. Разделите предложенные слова на две группы.

Карандаш, дерево, камень, книга, стол, облако, луна.

По какому принципу разделили слова?

Все тела можно разделить

на естественные и искусственные.

(Демонстрация слайдов презентации слайд №4).


Вспомните, пожалуйста, загаданные мной в начале урока слова

Попробуйте назвать тела, которые состоят из воды, сахара, металла.

(Демонстрация слайдов презентации слайд №5).

Все тела состоят из веществ. Веществами называют то, из чего состоят все тела. Вода, сахар, металл, – вещества.

Все ли вещества одинаковы?


Вещества бывают твёрдыми, жидкими и газообразными.

(Демонстрация слайдов презентации слайд №6).

Вещества





твёрдые

жидкие

газообразные




Приведите по одному примеру веществ в разном состоянии.

В старших классах вы будете изучать очень интересные предметы – физику, химию, а сегодня мы проведём химический опыт.

Возьмём сосуд с водой, опустим в него кусочек сахара, хорошо размешаем.

Как вы думаете, можно сказать, что

в сосуде находится одно вещество?

Часто тела образованы не одним веществом, а несколькими. Тогда мы говорим о смеси веществ, например, воздух – смесь разных газов, чай, кофе с молоком и т.д. – смесь разных веществ.

— Куда исчез сахар?

Если мы не видим сахар, значит ли это, что он исчез, что произошло?

Попробуйте воду на вкус.



Мы не видим его потому, что он распался на более мелкие частицы. Вещество состоит из частиц (молекул и атомов).

Мы определили третью часть темы урока. Какая же тема нашего урока

Наша задача познакомиться

с понятием «тело» и узнать из чего оно состоит, научиться различать разные состояния веществ, познакомить с отличием смеси и чистого вещества.

Частицы (молекулы и атомы) отличаются друг от друга по форме, размеру, промежутками между ними в разных состояниях вещества.

В твёрдых телах эти промежутки маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу, в жидкостях – промежутки увеличиваются, нарушая ровные ряды, самые большие промежутки в газах. Частицы (молекулы) постоянно движутся. Молекулы (частицы) в твердых веществах сильно притягиваются друг к другу, так как промежутки между ними очень малы. Поэтому твердые тела сохраняют форму. (слайд №7)


У жидких веществ промежутки между молекулами (частицами) немного больше, и молекулы могут перемещаться. Жидкости текучи. (слайд №8)

У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы

в газах свободно и очень быстро движутся. Газы летучи и занимают весь предоставленный объем.(слайд №9)

Физпауза



Игра «Частицы»


Ответы детей.














































































Пробуют одноразовыми ложечками воду.












Вода сладкая, значит, сахар не исчез.
































Обучающиеся изображают

частицы твердого вещества (ученики медленно, практически стоя на месте, двигаются очень близко друг

к другу, выстраиваясь ровными рядами),

жидкости (ученики двигаются быстрее, увеличивая промежутки между собой и нарушая ровные ряды, создавая ощущение движущейся толпы),

газов (ученики двигаются гораздо быстрее, удаляются еще дальше друг от друга).


Объяснительно-иллюстративный,

информационный, поисковый

Коллективные (фронтальная работа0

Работа в группах.

Поиск информации.

Проделать опыт в группах,. выполняя это задание, ученики открывают новое знание.


Познавательные (обще-учебные),

коммуникативные.

Первичное закрепление.

4 мин.

. А сейчас попробуем применить полученные знания на практике.

Пожалуйста, откройте рабочую тетрадь на странице 14. Выполним задание №1. Напоминаю, что необходимо не только дать ответ, но и аргументировать его. Остальные обучающиеся, как обычно, демонстрируют свою точку зрения

при помощи жестов.




Молодцы! Надеюсь, вы так же успешно справитесь с заданием №4 на стр. 15.







Необходимо закрасить кружок в третьем ряду, т.к. все объекты (божья коровка, кленовый лист, воробей и Луна) являются естественными телами.

В первом ряду, кроме естественных тел (яблоко и солнце), есть и искусственные тела (ложка и будильник), а во втором ряду изображены только искусственные тела).


Ответы детей.

Репродуктивный .Метод упражнений

самостоятельная работа в тетради

Закрепление знаний естественных и искусственных тел.

Познавательные (общеучебные)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

5 мин.

Выполните второе задание

на раздаточной карточке.

Пожалуйста, 1 вариант соедините рисунки с надписью, 2 вариант, подумайте, где изображен рисунок расположения частиц в твёрдых телах, жидкостях и газах, подпишите их, ответьте на вопросы?

Проверьте себя с помощью учебника, рисунок на странице 35.

(Демонстрация слайдов презентации, слайд №10).















Ответы учащихся. (Дифференцированное задание:

  • одни учащиеся стараются определить соответствие схемы состоянию вещества: соединить рисунки с готовой надписью,

  • другие – сами подписывают рисунки,

  • третьи отвечают на вопросы: Почему твердые тела не распадаются на молекулы и атомы? Почему воду можно переливать? Почему так быстро распространяются запахи

в воздухе?).

Самопроверка. Первая и вторая группа учащихся открывают учебники, учащиеся третьей группы получают карточки с правильными ответами, проверяют свою работу.

Иллюстративный. Самостоятельная работ.Самоконтроль


Групповая

Выполняя дифференцированные задания дети получают ответы на поставленные вопросы.

Регулятивные (волевая саморегуляция)

Включение в систему знаний и повторение.

7 мин

Ребята, вы хотите проверить свои знания, узнать, удалось ли решить поставленную задачу? Согласны ли вы с утверждениями? — Все тела созданы природой. — Предметы, имеющие форму, очертания, которые можно представить точно — называются телами. — Вещества бывают жидкими, твердыми и газообразными. — Вещества состоят из более мелких частиц (молекул и атомов). — Все тела состоят только из одного вещества. (Демонстрация слайдов презентации, слайд №11).

Обучающиеся анализируют и оценивают свои ответы.

Иллюстративный, самоконтроль

Индивидуальная

Ученики обобщают, делают вывод по теме.

Познавательные (общеучебные)

Рефлексия деятельности.

4мин.

Учитель вновь показывает сахарницу, сахарный песок и сладкую воду.

Так можно ли это все назвать телами?

Что это?

У детей на партах карточки с изображением тел, веществ и частиц.

Покажите тело, вещество, частицу?


Подтверждение или опровержение выдвинутых в начале урока гипотез.





Иллюстративный,

подтверждения гипотез

Индивидуальные

Саморефлексия.



Регулятивные

(контроль над деятельностью, коррекция. Оценка деятельности.



  1. Домашнее задание

С.34-36, прочитать, с.37 – задания «Проверь себя»

Вылепить из пластилина модель:

тела или вещества, или частицы (по выбору об-ся)

С.38 по желанию











Свежие документы:  Конспект урока на тему "Хозяйство человека"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: