Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Калининская средняя образовательная школа»
Урок окружающего мира 1 класс
«Что такое хвоинки?»
подготовила
учитель начальных классов
Курочкина Татьяна Викторовна
с. Калинино
2014 г.
Тема: «Что такое хвоинки?»
Цель: Формирование представления о лиственных и хвойных деревьях и их отличии друг от друга.
Планируемые результаты:
Предметные: научиться различать лиственные и хвойные деревья; сравнивать ель и сосну; получат возможность научиться описывать дерево по плану; определять деревья с помощью атласа- определителя; понимать учебную задачу урока; стремиться её выполнять; работать в паре; используя представленную информацию для получения новых знаний; отвечать на вопросы и оценивать свои знания;
Метапредметные: регулятивные- формировать умение планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
познавательные: освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам;
коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и найти выход из спорной ситуации; формирование уважительного отношения к иному, принятие и освоение социальной роли обучающего, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Методы и формы обучения: объяснительно- иллюстративная, индивидуальная, фронтальная.
Образовательные ресурсы: презентация «Что такое хвоинки?», фильм «Хвойный лес».
Оборудование: гербарий, веточки ели, сосны, лиственницы, кедра; так же их шишки, цветные карандаши, атласы-определители, тетрадь, учебник.
Ход урока.
Организационный момент.
(Психологический настрой, эмоциональная и мотивационная подготовка учащихся.)
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
-Доброе утро солнцу и птицам!
— Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Я желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока, даже несмотря на то, что за окном осень. ( Личностные – понимают значение знаний для человека, принимают их; имеют желание учиться и т. д.)
Актуализация прежних знаний
— Скажите, какие изменения произошли в природе с приходом осени? (Ответы детей).
Идя в школу и возвращаясь домой, вы видите, как падают с деревьев листочки. И никому невдомёк, что листочки о чём-то переговариваются. Давайте послушаем разговор падающих листочков и опавшей листвы.
АВТОР: -Опавшей листвы разговор еле слышен:
ЛИСТВА: -Мы с клёнов…
-Мы с яблонь…
-Мы с вязов…
— Мы с вишен…
-С осинки…
-С черёмухи…
-С дуба…
-С берёзы…
АВТОР: Везде листопад:
ЛИСТВА: На пороге морозы!
-Скажите, ребята, о чём шепчутся листья? (Ответы детей).
-Как называется явление природы, когда осыпаются листья? (Листопад). Я предлагаю вам поиграть в игру: «Угадай дерево», (листик (засушенный) от какого дерева показываю классу. Детям нужно угадать, все листья от лиственных деревьев).
-Как называются эти деревья? Почему? (Проходит работа в парах «Собери картинку дерева», кто быстрее). Скажите какое у вас получилось дерево. Назовите его. А теперь давайте мы с вами тоже превратимся в листики.
3. Физминутка.
Мы листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер, полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Снова ветер набежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
4.Самоопределение к деятельности. Сообщение темы урока.
-Как красива осенняя природа. Какие краски яркие дарит нам осень. Я вас приглашаю сегодня в лес. (Кинофильм «Хвойный лес».)
-Что необычного заметили в клипе? (На картинках всё был хвойный лес, весь зелёный). Какую тему нашего сегодняшнего урока вы можете предложить? (Или: какова будет тема нашего урока?)
ПУТЕШЕСТВИЕ В ХВОЙНЫЙ ЛЕС.
Какую перед собой поставите учебную задачу ? А что вы на уроке хотите сегодня узнать? Высказывания детей (узнать какие деревья растут в лесу, почему они называются хвойными, что такое хвоинки. Чем отличаются деревья друг от друга, описывать их по плану).
5. Открытие новых знаний.
Отгадайте загадки:
-Её всегда в лесу найдёшь.
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж
Зимою в платье летнем. (Ель).
-У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке. (Сосна). (Сосна – светлолюбивое дерево, поэтому ветви только наверху.
-Скажите, чем отличаются эти деревья от дуба, берёзы и клёна? Имеют ли они листья?
6. Практическая работа.
У вас на столах лежат веточки деревьев. С помощью атласа – определителя найдите названия этих растений. (ель, сосна, лиственница, кедр, пихта).
-Скажите, что общего у всех этих веточек? (У них почти у всех иголки, кроме одной). А чем отличаются веточки? ( У одних иголки длинные, у других короткие и колючие. А одна веточка совсем голая или с желтоватыми иголками).
А ещё у вас лежат шишки, тоже нужно найти шишку каждого растения. Как будут называться все эти растения-деревья? Почему?
Итак, деревья, у которых есть иголки или хвоинки – называются хвойными.
-Давайте ещё раз назовём хвойные деревья. ( называют, учитель показывает их из гербария).
7. Физминутка.
Есть в лесу три полочки:
Ели, ёлки, ёлочки.
Лежат на елях небеса,
На ёлках птичьи голоса,
Внизу на ёлочках роса.
8. Продолжение работы по теме урока.
Даже ёлки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки –
Значит, это ёлочки.
А когда на ветку ели
Мы получше посмотрели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна.
Веточки каких деревьев мы рассмотрели? Чем же они отличаются? А чем похожи? А что такое хвоинки – то? (Хвоинки – это действительно листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму. Потому что достаточно прочны. Восковая кожица не даёт хвоинкам пересохнуть. Хвоинки даже зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи).
Кто знает загадку про наших красавиц, какая она? Она всем известна. Скажите. (Зимой и летом – одним цветом). Почему их называют «вечнозелёными».
9. Закрепление материала и подведение итогов.
1) Работа с материалом к уроку на диске (электронное приложение).
2) Работа в печатных тетрадях.
3) Закрепление по таблице.
Знал раньше | Узнал на уроке | |
1.Деревья, у которых листья в виде пластинок, называются лиственными. |
|
|
2.Деревья, у которых листья имеют вид иголок, называются хвойными. |
|
|
3.Ель, сосна, кедр, пихта, можжевельник, лиственница – хвойные. |
|
|
4.Хвоинки – это листья. |
|
|
5.Из-за тяжести снега лиственные деревья сбрасывают листву на зиму, а хвойным снегопад нипочём. |
|
|
10. Заключение.
(Составить синквейн – пятистрочие, каждую строку увеличиваем на одно слово).
— Итак, как называются листья наших деревьев? (Хвоинки).
— Какие они бывают? (Зелёные, пушистые).
-Что они делают? (Колются, опадают, растут).
—Как выглядят эти растения круглый год? (Зимой и летом – одним цветом).
-Какое общее слово можно подобрать для всех этих деревьев? (Листья, или хвоинки). А кто из вас знает, как ещё по-другому называют листья деревьев хоть хвойных, хоть лиственных одним словом? Это вам узнать дома. (Крона).
Какую задачу вы ставили перед собой вначале урока при изучении нового материала. Мы её выполнили, справились с ней?
11. Рефлексия.
Если вам понравился урок, то поднимите веточку хвойного дерева. Если урок не понравился, то поднимите листочек лиственного дерева, лежащий у вас на столах.
Используемая литература.
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса 1-4 класса
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 1 класса (ч.1,2). Москва: Просвещение, 2012
3. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы. – Москва: Просвещение, 2004
4. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – Москва: Просвещение, 2005
5. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. Москва: Просвещение, 2005
6. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс (ч.1,2), Москва: Просвещение, 2012