Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Когда появилась одежда?»
Прогнозируемые результаты:
— познакомить учащихся с историей возникновения одежды, видами одежды;
— научить подбирать для некоторых случаев подходящую одежду;
— развивать мышление, память, умение слушать;
— воспитывать у детей ответственное отношение к своему внешнему виду; — воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ; формирование УУД.
Личностные УУД:
• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
• осознание ответственности ученика за общее благополучие класса.
Регулятивные УУД:
• принимать и сохранять заданную учебную цель;
• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно понимать оценку взрослого;
• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные УУД:
• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе;
• обобщать полученные знания;
• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД:
• слушать собеседника;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра;
• позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Оборудование и учебные материалы:
— учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешаков ;
— рабочая тетрадь на печатной основе;
— конверты с заданием для работы в группах;
— презентация «Когда появилась одежда?»;
— тучка и солнышко для настроения, цветные кружочки.
Организационный момент.
— Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
— Сегодня у нас необычный урок, к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и покажем всё, что мы умеем.
— Глазки ваши пусть не просто смотрят, а все видят и замечают, ушки не просто слушают, а все слышат. И не допускайте, чтобы язычки ваши забегали вперед ума.
— У вас на партах лежат тучка и солнышко, покажите какое у вас настроение.
2. Подготовка к основному этапу.
– Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы отправимся в путешествие, а в какое узнаете немного позже. Вместе с нами будет путешествовать один герой. Как вы думаете, кто он?
– Правильно, это Муравьишка- Вопросик. (Слайд 2.)
— Но сегодня он пришёл к нам не с пустыми руками. Что он принёс?
– Да, ребята, чемодан у Муравьишки не простой. В нём лежат загадки. Сейчас мы с Вопросиком будем их загадывать. А как только мы отгадаем загадку, из чемодана появится отгадка. Вы готовы?
Загадки.
Не галстук он, не воротник, а шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. (Шарф)
У нее есть капюшон, бывает мехом опушен. (Куртка)
Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Ботинки)
Упрятались голышки
В лохматые мешки:
Четверо вместе,
Один – не на месте. (Варежки)
Есть у белок, есть у мышки, есть у серого зайчишки.
И в холодный день зимы в ней гулять выходим мы. (Шубка)
– Как вы думаете, что лишнее? Почему? (Ботинки, т.к. это обувь.)
– Как можно назвать одним словом все оставшиеся предметы? (Одежда.)
– О чём будет идти разговор на уроке? (СЛАЙД 3.)
– А что вы хотите узнать об одежде? ( Когда появилась одежда, какая бывает одежда?)
– Итак, сегодня мы вместе с Муравьишкой Вопросиком будем путешествовать из прошлого в настоящее и говорить об одежде.
Тема урока: Когда появилась одежда? (называют дети)
3. Усвоение новых знаний и способов действий.
1) – Ребята, а что же такое одежда? (Ответы детей.)
– Где мы можем посмотреть точное значение слова? (В словаре.)
– Правильно. Можно узнать значение слов в толковом словаре. Вот как объясняется это слово в толковом словаре С. Ожегова: “Одежда – совокупность предметов, которые покрывают тело”. (Слайд 4.)
– А что такое совокупность? (Это группа.)
2) – Как вы думаете, а когда появилась одежда? (Ответы детей.)
– Посмотрите на экран. (Слайд 5.) Это – лента времени. Наша планета Земля существует уже миллиарды лет и люди живут на ней миллионы лет. Они условно разделили время существования на Земле на 2 периода: до нашей эры и наша эра. Вы сказали, что одежда появилась очень давно. А как давно? До нашей эры или в нашу эру? (Ответы детей.)
– Выходит, если одежда появилась в нашу эру, то до нашей эры люди ходили раздетые? Давайте, почитаем в учебнике, что нам об этом говорит Мудрая Черепаха.
(Чтение текста на стр.21 и беседа по содержанию.)
(Слайд 6-8.)
– Когда появилась одежда?
– Во что одевались первобытные люди?
– Когда жил первобытный человек до нашей эры или в нашу эру?
– Значит, неверна была наша гипотеза и теперь мы точно можем сказать, когда появилась одежда. Когда?
– Что позднее научились делать люди?
– Что стали делать из ткани?
– Итак, из далёкой древности мы продвигаемся вперёд. (Слайд 9.)
Постепенно человек из шкур переоделся в ткань. Но это была ещё совсем не та одежда, к которой мы привыкли. (Слайд 10.)Рассмотрите изображение человека в сандалиях и наряде. Такую одежду носили в Древней Греции. Называлась она – туника. Её ещё не шили. Просто брали большой прямоугольные кусок ткани и оборачивали вокруг тела несколько раз. Концы закалывали булавкой или брошкой.
– Время шло. Люди научились шить красивые наряды, придумали шарфы и шляпы. Костюмы стали отличаться большой выдумкой, изобретательностью.
– Кто из вас скажет, а что за одежда на картинке? (Слайд 11 — 12.)
– Значит, была и особая одежда для защиты в бою. Из чего была сделана такая одежда? Почему? (Ответы детей.)
Физкультминутка.
3) – Ребята, а удобно ли нам носить такую одежду?
– Для нашего удобства современная одежда очень разнообразна. В чём мы с вами ходим сегодня? (Ответы детей)
— Отличается ли одежда по временам года? (Да)
— Что мы надеваем зимой, осенью, весной и летом? (Ответы детей.)
– Зачем нам так много одежды? Неужели нельзя обойтись только зимней одеждой или только летней? (Ответы детей)
– Мы живём в стране, где погода сильно меняется в разные времена года, поэтому, чтобы не болеть, мы вынуждены менять нашу одежду в зависимости от погоды.
– В разных ситуациях человек надевает разную одежду.
– Можно ли догадаться по одежде, в какой жизненной ситуации находится человек?
4. Проверка понимания.
Практическая работа (Работа в парах).
— У вас на партах лежат конверты, достаньте картинки, внимательно рассмотрите их и подумайте:
– На какие группы можно разделить одежду? (Дети разделили одежду на 4 группы: деловая, спортивная, одежда для дома или домашняя, рабочая.)
(Презентация слайд 13.)
– Что значит “деловая одежда”? (Ответы детей)
— Что именно относится к деловой одежде? (Ответы детей)
— Куда в такой одежде ходят взрослые, дети? (Ответы детей)
Слайд 14.
– Что относится к «спортивной одежде»?
— Какая спортивная одежда есть у вас?
— В каких случаях вы её надеваете?
Слайд 15.
– Что такое “рабочая одежда”?
— Значит ли это, что в неё должны ходить только рабочие? В каких случаях вы наденете рабочую одежду?
– В чём удобно ходить дома?
— В чём дома ходят ваши родители? А вы сами?
Слайд 16.
— Можно ли в домашней одежде отправиться в гости? Почему?
— Удобно ли в халате играть в футбол или волейбол? Почему?
5) – Можно ли по одежде узнать, кем работает человек?
– Кого можно узнать?
– Люди некоторых профессий носят специальную одежду, называемую формой. Догадайтесь, кто хозяин этих костюмов? (Слайд 17-25.)
– По одежде мы можем узнать, кем работает человек.
5. Подведение итогов.
– Вот и добрались мы по ленте времени до наших дней. Мы побывали в прошлом и вернулись назад. (Слайд 26.) (Слайд 27.)
– Какую роль играет одежда в жизни человека?
– Как мы должны относиться к одежде?
— Вот послушайте стихотворение и скажите, можно ли так поступать с одеждой?
(Стихотворение рассказывает подготовленный ученик.)
Что такое быть опрятным?
Значит чистым, аккуратным.
Чтоб штаны не знали дыр. Это брюки, а не сыр.
Но, бывает, у детишек, на коленях по дыре
От сражений во дворе.
Так знакомый Поросенок проводил свой день в саду.
Очень пачкался ребенок папе с мамой на беду.
Мама сына баловала, утром чисто одевала.
Приходила забирать – не могла его узнать.
За сынка она стыдится.
Так, ребята, не годится!
— Ребята, что вы узнали из стихотворения? ( К одежде надо относиться аккуратно и бережно, не пачкать, не рвать, чтобы потом не было стыдно за свой внешний вид.)
6. Рефлексия.
— У вас на столах лежат цветные кружочки, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке. (Дети выбирают соответствующие кружочки и поднимают их.)
— Кто для себя сделал открытие? (Синий)
— Кто про себя может сказать «Я активно работал на уроке!» (Зелёный)
— Кому на уроке было неинтересно? (Красный)