Урок окружающего мира в 3 классе
Тема: Для чего нужна экономика
Цели деятельности учителя:
Образовательные: создать условия для ознакомления с новым значением слова «экономика»; с понятиями: «богатство», «источники богатства», «природные богатства» (земля, полезные ископаемые, леса, реки и др.), «товар», «потребность», «услуга», с результатами трудовой деятельности (заводы, здания, картины, музыкальные произведения, изделия народных промыслов и т. п.); способствовать развитию кругозора учащихся, формированию представления о том, что такое богатство.
Развивающие: способствовать развитию умений группировать, анализировать, обобщать; навыков рациональной организации труда.
Воспитательные: содействовать воспитанию понимания того, что богатство – это результат большого труда, воспитанию трудолюбия, чувства взаимопомощи.
Оборудование и материалы: сигнальные карточки, карточки с названиями отраслей и инструкция по выполнению; тесты.
Сценарий урока
I. Организация начала урока.
Придумано кем-то, просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
– Доброе утро солнцу и птицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
– Доброе утро улыбчивым лицам!
И доброе утро длится до вечера.
– Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
II. Сообщение темы урока.
– Начнем урок с выполнения задания «Найди «лишнее» слово»:
Удача, везение, товар, успех.
Здоровье, экономика, гигиена, физкультура.
Потребность, солнце, лестница, местность.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с этими понятиями.
III. Изучение нового материала.
1. Что такое богатство.
Беседа.
– Что такое богатство? Что может быть источником богатства? (Деньги, золото, драгоценности и т. д.)
– Являются ли богатством домашняя библиотека; талант петь, танцевать, рисовать, писать стихи, играть на музыкальных инструментах; много знаний и умений; хорошее здоровье; интересные идеи, изобретения? (Комментарии учащихся.)
Богатство – обилие материальных и духовных ценностей.
– Из всего сказанного выделите природные богатства и богатства, созданные трудом человека. Послушайте сказку и скажите, что является лучшим богатством.
Где богатство зарыто
(финская сказка)
Отец перед смертью сказал сыну: «Живи так, чтобы плуг серебрился». И добавил: «Мое богатство в поле, там ты его и найдёшь, только копай». Но не хватило сыну ума понять отцовский наказ. Не понял он, что серебриться плуг будет тогда, когда он пашет землю, а земля будет давать урожай, если ее хорошо обрабатывать. Вместо этого он заплатил кузнецу, чтобы тот покрыл плуг серебром, а сам все копал ямы в поле, думал, что найдет там клад. И совсем бы он обеднел, если бы не объяснили ему добрые люди, как надо жить. Не случайно в народе говорят: «Разум – наилучшее богатство».
Читает стихотворение:
Великая радость – работа, Работай без лишнего счета –
В полях, за станком, за столом! Все счастье земли – за трудом!
Работай до жаркого пота, (В. Брюсов.)
– О какой потребности человека говорится в этом стихотворении? (Труд.)
– Для чего нужен труд? (Без труда не будет хлеба, одежды, обуви…)
– Скажите, как оценивается труд человека?
– Откуда берутся хлеб, сахар, одежда и обувь, дома и автомобили и многое другое, чего нет и не может быть в природе?
– Всё это дает нам экономика. Значит, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (Об экономике.)
– Давайте попробуем ответить на вопрос: «Что такое экономика?».
2. Экономика и потребности человека.
Рассказ учителя о понятиях «экономика», «потребности».
– Слово «экономика» произошло от двух греческих слов «экос» и «номос». «Экос» означает «дом» или как «домашнее хозяйство». А «номос» – означает «правило», «закон». Получается, что экономика – это правила и законы ведения домашнего хозяйства. Но это было раньше.
А сейчас: экономика – это способы о разумном (рациональном) ведении хозяйства. Ну а потом и наука ведения хозяйства.
– Какова же главная задача экономики?
– Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей.
Все, что необходимо человеку для жизни, называют потребностями.
– Какие потребности есть у каждого человека? (Потребность в еде, в отдыхе, в воздухе, в одежде, в обуви, в транспорте, в образовании, в медицине, в безопасности и сохранении здоровья, в общении и уважении, в работе, в проявлении интересов.)
Вывод: потребности у людей различны по цели и смыслу. Все потребности можно разбить на три группы. Естественные – это потребности природные, то, что дает нам природа. Общественные – это отношения между людьми, и экономические – это потребности материальные. Все эти потребности нам нужны для жизни.
Потребности бывают нравственные, познавательные (театр, общение, книги), физиологические (сон, жажда, голод), материальные (автомобиль, дача, компьютер).
3. Товары и услуги.
Беседа.
– Откуда берется все то, что нужно для удовлетворения потребностей?
Многое дает нам природа (воздух, вода, тепло солнца, красота цветущего луга, красота звездного неба…). А любовь и забота близких, дружба, помощь в трудную минуту, – это то, что мы получаем, общаясь с другими людьми.
Одежда, обувь, дома и автомобили – то, чего нет и не может быть в природе, это нам дает экономика или хозяйство.
А поскольку экономика направлена на удовлетворение разнообразных потребностей людей, люди, в свою очередь, производят различные товары и услуги.
Продукт труда, что можно обменять,
Купить и самому перепродать,
Свезти на ярмарку на рынок, на базар.
Что это за продукт? Скажи… (товар).
Вывод: значит, товары – это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. К товарам относятся продукты питания, одежда, мебель посуда, автомобили, дома и многое другое.
Работа по учебнику.
– Что такое товары и услуги, прочитайте в учебнике (с. 40).
– В чём отличие товара от услуги?
Игра «Товар – услуга».
отдельным ученикам дается по одной карточке с предложением, ученик зачитывает его, учащиеся отвечают, затем тот ученик, который зачитывал предложение, называет свой пример и т. д.
– Поднять карточку: если товар – красный цвет, если услуга – зеленый.
Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску.
Вы зашли в аптеку и купили лекарство.
Вас обслужили в магазине при покупке чего-либо.
Вы едете в автобусе в город.
Вам доставили почту.
Вы зашли в магазин и купили продукты.
– Назовите еще вам известные услуги.
Работа в тетради (задание № 7, с. 24).
– Назовите несколько профессий людей, которые производят товары и услуги.
– Внимательно послушайте отрывки из известных стихотворений и определите, где услуга, а где товар.
• Шел трамвай десятый номер По бульварному кольцу. В нем сидело и стояло Сто пятнадцать человек. • Я прививок не боюсь, Если надо, – уколюсь. • Он отправился в буфет Покупать себе билет. А потом помчался в кассу Покупать бутылку квасу. • Для больного человека Нужен врач, нужна аптека. |
– Вы все прекрасно знаете, что за товар и за услуги нужно платить. Что-то стоит дорого, а что-то дешево.
– Попробуйте объяснить следующие выражения: на вес золота; за бесценок; по божеской цене; не подступиться; задаром; цена кусается; не по карману; по сходной цене; влетит в копеечку; за грош – и записать в таблицу:
Дешево | |
|
|
Работа по учебнику (ответить на вопросы рубрик «Подумай!», «Проверь себя»).
– Как вы думаете, какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства, промышленности, транспорта, строительства, торговли?
– Можно ли сказать, что питьевую воду мы получаем непосредственно от природы? Или это продукт экономики?
– какие продукты питания человек непосредственно получает от природы, а какие ему дает экономика?
– Что включает в себя экономика? (Экономика – торговля, сельское хозяйство, транспорт, промышленность, строительство.)
Физкультминутка для глаз (см. урок 29, с. 190)
– Какие из своих потребностей человек удовлетворяет за счет природы?
– Какие – благодаря общению с другими людьми?
– Какие потребности человек может удовлетворить с помощью экономики?
– В чем состоит главная задача экономики?
IV. Закрепление изученного материала.
Тест
– Выпиши букву с правильным ответом.
1. Закончи определение: экономика – это…
С) наука;
Е) возможность заработать деньги;
М) искусство ведения хозяйства.
2. Какая отрасль экономика дает нам мясо, хлеб, молоко?
К) промышленность; О) сельское хозяйство; У) торговля.
3. Какая отрасль экономики дает нам одежду, мебель, обувь?
Л) промышленность; Н) сельское хозяйство; А) торговля.
4. Какая отрасль экономики помогает нам приобрести все продукты и вещи?
З) промышленность; Х) сельское хозяйство; О) торговля.
5. Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары?
П) торговля; Д) транспорт; Ю) строительство.
6. Какая отрасль экономики возводит различные постройки?
Ц) строительство; Г) торговля; И) транспорт.
7. Продолжи фразу: «Все отрасли экономики…
Я) …иногда пересекаются»;
Ж) …самостоятельны»;
Ы) …тесно взаимосвязаны».
– Какое слово у вас получилось? (МОЛОДЦЫ.)
V. Итог урока.
– Над какой темой работали?
– Что нового узнали? Что хотели бы узнать еще по данной теме?
– Какие задания вызвали у вас затруднения?
– Какие задания было выполнять легко?
– Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
домашнее задание: учебник, с. 38–41 (читать); рабочая тетрадь, задание № 8, с. 24.
*Творческое задание: нарисовать рисунок взаимосвязи различных отраслей экономики (по желанию).