Урок окружающего мира в 3 классе «ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЭКОНОМИКА»


Урок окружающего мира в 3 классе

Тема: Для чего нужна экономика

Цели деятельности учителя:

Образовательные: создать условия для ознакомления с новым значением слова «экономика»; с понятиями: «богатство», «источники богатства», «природные богатства» (земля, полезные ископаемые, леса, реки и др.), «товар», «потребность», «услуга», с результатами трудовой деятельности (заводы, здания, картины, музыкальные произведения, изделия народных промыслов и т. п.); способствовать развитию кругозора учащихся, формированию представления о том, что такое богатство.

Развивающие: способствовать развитию умений группировать, анализировать, обобщать; навыков рациональной организации труда.

Воспитательные: содействовать воспитанию понимания того, что богатство – это результат большого труда, воспитанию трудолюбия, чувства взаимопомощи.

Оборудование и материалы: сигнальные карточки, карточки с названиями отраслей и инструкция по выполнению; тесты.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Придумано кем-то, просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро улыбчивым лицам!

И доброе утро длится до вечера.

Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.

II. Сообщение темы урока.

Начнем урок с выполнения задания «Найди «лишнее» слово»:

Удача, везение, товар, успех.

Здоровье, экономика, гигиена, физкультура.

Потребность, солнце, лестница, местность.

Сегодня на уроке мы познакомимся с этими понятиями.

III. Изучение нового материала.

1. Что такое богатство.

Беседа.

Что такое богатство? Что может быть источником богатства? (Деньги, золото, драгоценности и т. д.)

Являются ли богатством домашняя библиотека; талант петь, танцевать, рисовать, писать стихи, играть на музыкальных инструментах; много знаний и умений; хорошее здоровье; интересные идеи, изобретения? (Комментарии учащихся.)

Богатство – обилие материальных и духовных ценностей.

Из всего сказанного выделите природные богатства и богатства, созданные трудом человека. Послушайте сказку и скажите, что является лучшим богатством.

Где богатство зарыто
(финская сказка)

Отец перед смертью сказал сыну: «Живи так, чтобы плуг серебрился». И добавил: «Мое богатство в поле, там ты его и найдёшь, только копай». Но не хватило сыну ума понять отцовский наказ. Не понял он, что серебриться плуг будет тогда, когда он пашет землю, а земля будет давать урожай, если ее хорошо обрабатывать. Вместо этого он заплатил кузнецу, чтобы тот покрыл плуг серебром, а сам все копал ямы в поле, думал, что найдет там клад. И совсем бы он обеднел, если бы не объяснили ему добрые люди, как надо жить. Не случайно в народе говорят: «Разум – наилучшее богатство».

Свежие документы:  Классный час на тему "Моя малая Родина"

Читает стихотворение:

Великая радость – работа, Работай без лишнего счета –

В полях, за станком, за столом! Все счастье земли – за трудом!

Работай до жаркого пота, (В. Брюсов.)

О какой потребности человека говорится в этом стихотворении? (Труд.)

Для чего нужен труд? (Без труда не будет хлеба, одежды, обуви…)

Скажите, как оценивается труд человека?

Откуда берутся хлеб, сахар, одежда и обувь, дома и автомобили и многое другое, чего нет и не может быть в природе?

Всё это дает нам экономика. Значит, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (Об экономике.)

Давайте попробуем ответить на вопрос: «Что такое экономика?».

2. Экономика и потребности человека.

Рассказ учителя о понятиях «экономика», «потребности».

Слово «экономика» произошло от двух греческих слов «экос» и «номос». «Экос» означает «дом» или как «домашнее хозяйство». А «номос» – означает «правило», «закон». Получается, что экономика – это правила и законы ведения домашнего хозяйства. Но это было раньше.

А сейчас: экономика – это способы о разумном (рациональном) ведении хозяйства. Ну а потом и наука ведения хозяйства.

Какова же главная задача экономики?

Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей.

Все, что необходимо человеку для жизни, называют потребностями.

Какие потребности есть у каждого человека? (Потребность в еде, в отдыхе, в воздухе, в одежде, в обуви, в транспорте, в образовании, в медицине, в безопасности и сохранении здоровья, в общении и уважении, в работе, в проявлении интересов.)

Вывод: потребности у людей различны по цели и смыслу. Все потребности можно разбить на три группы. Естественные – это потребности природные, то, что дает нам природа. Общественные – это отношения между людьми, и экономические – это потребности материальные. Все эти потребности нам нужны для жизни.

Потребности бывают нравственные, познавательные (театр, общение, книги), физиологические (сон, жажда, голод), материальные (автомобиль, дача, компьютер).

3. Товары и услуги.

Беседа.

Откуда берется все то, что нужно для удовлетворения потребностей?

Многое дает нам природа (воздух, вода, тепло солнца, красота цветущего луга, красота звездного неба…). А любовь и забота близких, дружба, помощь в трудную минуту, – это то, что мы получаем, общаясь с другими людьми.

Одежда, обувь, дома и автомобили – то, чего нет и не может быть в природе, это нам дает экономика или хозяйство.

Свежие документы:  Сценарий урока окружающего мира «Грибная полянка»

А поскольку экономика направлена на удовлетворение разнообразных потребностей людей, люди, в свою очередь, производят различные товары и услуги.

Продукт труда, что можно обменять,

Купить и самому перепродать,

Свезти на ярмарку на рынок, на базар.

Что это за продукт? Скажи… (товар).

Вывод: значит, товары – это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. К товарам относятся продукты питания, одежда, мебель посуда, автомобили, дома и многое другое.

Работа по учебнику.

Что такое товары и услуги, прочитайте в учебнике (с. 40).

В чём отличие товара от услуги?

Игра «Товар – услуга».

отдельным ученикам дается по одной карточке с предложением, ученик зачитывает его, учащиеся отвечают, затем тот ученик, который зачитывал предложение, называет свой пример и т. д.

Поднять карточку: если товар – красный цвет, если услуга – зеленый.

  • Вы сходили в парикмахерскую, сделали причёску.

  • Вы зашли в аптеку и купили лекарство.

  • Вас обслужили в магазине при покупке чего-либо.

  • Вы едете в автобусе в город.

  • Вам доставили почту.

  • Вы зашли в магазин и купили продукты.

Назовите еще вам известные услуги.

Работа в тетради (задание № 7, с. 24).

Назовите несколько профессий людей, которые производят товары и услуги.

Внимательно послушайте отрывки из известных стихотворений и определите, где услуга, а где товар.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу.


И сейчас же с высокой скалы

К Айболиту спустились орлы.

«Садись, Айболит, верхом!

Мы живо тебя довезем».


В магазине, как в лесу:

Можно тут купить лису,

Лопоухого зайчонка,

Снежно-белого мышонка,

Попугайчиков зеленых,

Неразлучников влюбленных.

Шел трамвай десятый номер

По бульварному кольцу.

В нем сидело и стояло

Сто пятнадцать человек.


Я прививок не боюсь,

Если надо, – уколюсь.


Он отправился в буфет

Покупать себе билет.

А потом помчался в кассу

Покупать бутылку квасу.


Для больного человека

Нужен врач, нужна аптека.

Вы все прекрасно знаете, что за товар и за услуги нужно платить. Что-то стоит дорого, а что-то дешево.

Попробуйте объяснить следующие выражения: на вес золота; за бесценок; по божеской цене; не подступиться; задаром; цена кусается; не по карману; по сходной цене; влетит в копеечку; за грош – и записать в таблицу:

Дорого

Дешево



Работа по учебнику (ответить на вопросы рубрик «Подумай!», «Проверь себя»).

Как вы думаете, какие потребности людей удовлетворяются с помощью сельского хозяйства, промышленности, транспорта, строительства, торговли?

Можно ли сказать, что питьевую воду мы получаем непосредственно от природы? Или это продукт экономики?

какие продукты питания человек непосредственно получает от природы, а какие ему дает экономика?

Что включает в себя экономика? (Экономика торговля, сельское хозяйство, транспорт, промышленность, строительство.)

Физкультминутка для глаз (см. урок 29, с. 190)

Какие из своих потребностей человек удовлетворяет за счет природы?

Какие – благодаря общению с другими людьми?

Какие потребности человек может удовлетворить с помощью экономики?

В чем состоит главная задача экономики?

IV. Закрепление изученного материала.

Тест

Выпиши букву с правильным ответом.

1. Закончи определение: экономика – это…

С) наука;

Е) возможность заработать деньги;

М) искусство ведения хозяйства.

2. Какая отрасль экономика дает нам мясо, хлеб, молоко?

К) промышленность; О) сельское хозяйство; У) торговля.

3. Какая отрасль экономики дает нам одежду, мебель, обувь?

Л) промышленность; Н) сельское хозяйство; А) торговля.

4. Какая отрасль экономики помогает нам приобрести все продукты и вещи?

З) промышленность; Х) сельское хозяйство; О) торговля.

5. Какая отрасль экономики доставляет продукты и товары?

П) торговля; Д) транспорт; Ю) строительство.

6. Какая отрасль экономики возводит различные постройки?

Ц) строительство; Г) торговля; И) транспорт.

7. Продолжи фразу: «Все отрасли экономики…

Я) …иногда пересекаются»;

Ж) …самостоятельны»;

Ы) …тесно взаимосвязаны».

Какое слово у вас получилось? (МОЛОДЦЫ.)

V. Итог урока.

Над какой темой работали?

Что нового узнали? Что хотели бы узнать еще по данной теме?

Какие задания вызвали у вас затруднения?

Какие задания было выполнять легко?

Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?

домашнее задание: учебник, с. 38–41 (читать); рабочая тетрадь, задание № 8, с. 24.

*Творческое задание: нарисовать рисунок взаимосвязи различных отраслей экономики (по желанию).


Свежие документы:  Конспект урока для 2 класса "Условия процесса выращивания фасоли"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: