Урок окружающего мира в 3 классе «Лес и человек»

МКОУ «Красноярская СОШ»

Мугинова Татьяна Александровна

Учитель начальных классов

Урок окружающего мира в 3 классе

«Лес и человек»



Цели:

  1. Формировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы.

  2. Знакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

  3. Развивать познавательный интерес к изучению природы, воспитывать любовь к природе, к лесу, культуру поведения.

  4. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь.

Оборудование: презентация, кроссворд, экологические знаки, записи шума леса, мультимедийный проектор, экран, кружки красного и синего цвета.

Ход урока

I .Организационный момент. Настрой на работу.

— Здравствуйте ребята.

— Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

— Ребята, какое у вас настроение? (Показывают кружки соответствующего цвета). У меня тоже прекрасное настроение (Показываю красный кружок) и я надеюсь, что и на этом уроке вы будете моими помощниками.

-Послушайте текст и определите, о чем мы сегодня поведем речь на нашем уроке? «Буйно, необыкновенно и замечательно выглядит он в летнюю пору. Вокруг и сверх него блуждает ветерок, не отваживаясь спуститься в тенистую чащу, наверное, боится заблудиться там надолго. Солнце пригревает сверху шапки деревьев. А внутри него всегда тихо, всегда зеленые тени ложатся под ноги, и приятная прохлада будто трогает тебя невидимыми руками. Там, где-то в гуще листьев, птицы ведут свой разговор. А соловьи раскидываются на весь лес проливным щебетанием, будто хотят выпеть все свои песни…»

-Молодцы! Вы правильно разгадали тему урока.

II. Введение в тему мероприятия

-Сегодня мы с вами пойдем на прогулку в лес и узнаем, какие тайны таит в себе могучий, красивый в любое время года величественный лес. Про лес писали многие русские писатели и поэты:

Игорь Кобзев

Из всех земных сокровищ и чудес

Нежней всего люблю дремучий лес.

Не то люблю, что ягоды дарит,

А то, что он о тайнах говорит,

и  шум лесной и шепот тишины –

Загадочными знаками полны,

Кусты, деревья, травы и цветы.

Хранят в лесу разгадку красоты.

А красота для всех земных людей

Учитель жизни до заката дней

Вот мы услышали стихотворение.

— Ребята,  как вы  понимаете, что такое лес? (ответы ребят)

А по словарю С.И.Ожегова «Лес -это множество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами».

— Лес очень важен для природы и человека. В лесу чистый свежий воздух. Красота лесов вдохновляла поэтов, художников и музыкантов на создание замечательных произведений искусства, например, композитора П.И. Чайковского, художника И.И. Шишкина. Полюбуйтесь на репродукции лесных пейзажей, написанных Иваном Шишкиным.

-А сколько лесу посвящено стихотворений! Продолжи строчки…

1)Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!»

2)Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной… И.А. Бунин «Листопад».

3)Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит…

Итак, мы начинаем  путешествие.

Первая наша остановка называется польза леса.

— Ребята, а для чего нужен лес? (дает кислород, красота, жилище животных).

— А какова польза леса для человека? Что он нам дает? (кислород, ягоды, грибы, лекарственные травы)

— Чем является лес  для животных? (пропитание, жилище, убежище).

Значение леса.

ЛЕС


— дом для растений и животных

— защитник воздуха, водоемов

— место отдыха для человека

-источник ягод, грибов, лекарственных растений

-источник древесины

-одежда, мех, кожа

— В лесу живут «братья наши меньшие»: птицы и звери.

Среди них множество наших верных друзей. Есть тесная связь между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека.

Сейчас ребята расскажут, какую пользу приносят людям некоторые из них:

Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то, значит, одна сова спасет в году тонну хлеба!

У кукушки необыкновенный аппетит, за час она может съесть сто гусениц.

Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.

Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров.

Ласточка за лето ловит от полумиллиона до миллиона всяких комаров, мошек, тлей.

Если сложить в одну линию насекомых, которых съедает стриж за лето, то она растянется на километр.Вот ребята мы узнали, чем является лес для животных. Животные от нас – людей обычно прячутся, сейчас мы с вами попробуем отыскать лесных животных.

II остановка -Животные леса

Кроссворд «Животные леса»

(кроссворд «Животные леса»)

1.Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь).

2.Он, как елка, весь в иголках,

Ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий,

Обижать его не смей!

Он в лесу живет, но вхож

И в сады, отважный … (Еж).

3.Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её – (Лиса).

4.В сосне дупло

В дупле – тепло.

А кто в дупле

Живет в тепле? (Белка).

5.Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он.

Видно, желуди искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан,

Очень грозен был … (Кабан).

6.Кто зимой холодной

Ходит злой, холодный (Волк).

7. Он работает «шахтером»
В шубе, черной, словно ворон.
Под полями роет норки,
На траве чернеют горки.
Что же за зверек такой
Поселился под землей? (Крот)

8.Меньше тигра, но немножко

Больше рыжей крупной кошки.

На суку она обычно,

Притаившись, ждет добычу.

Не робей, но берегись:

В том лесу, где бродит … (Рысь).

9.В гору бегом

А с горы кувырком (Заяц)

На земле уже исчезли многие виды животных. Поэтому ученые составили Красные книги. В них перечислены те виды животных, которые оказались на грани исчезновения.- Молодцы, ребята! Пора продолжить наш путь. Мы с вами зашли в лес. Ребята, а что мы видим в первую очередь? (деревья)Следующая наша остановка так и называется – деревья леса.   

III. Остановка «деревья леса»

Давайте узнаем, какие деревья растут в лесу, а чтобы узнать это, надо угадать загадки. Итак, ребята, будьте внимательны.

Стоит Алена,

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан.

— Какое это дерево, ребята? (береза) (Седьмой слайд появляются угаданные деревья по щелчку)

— Как вы узнали, что это береза, по каким признакам? (белая кора)

— Ребята, слушайте внимательно! Следующая загадка.

Что же это за девица-

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?

— Какое это дерево? (ель)

— Как ты догадался, что это ель? (колючая, не меняет наряд)

Слушайте следующую загадку.

У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке.

Ветви только на макушке.

— Что это за растение? (сосна)

— По каким признакам вы догадались, что это сосна? (иголки длинные, ветки сохраняются только на макушке дерева)

— Ребята слушайте внимательно следующую загадку.

Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют.

— Какое это дерево? (рябина)

— По каким признакам вы узнали, что это рябина? (осенью созревают красные ягоды, а в остальное время рябина зеленая).

— Следующая загадка. Будьте внимательны!

Что за дерево стоит —
Ветра нет, а лист дрожит?

— Кто догадался, что это за дерево? (осина)

— Как вы определили это дерево, по каким признакам?

— Слушаем следующую загадку.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок

— Какое это дерево?(дуб)

— Как вы узнали, что это дуб?

По вашим отгадкам, я вижу, что вы знаете названия  деревьев.

-А сколько в лесу разнообразных грибов!

IVостановка –Грибная полянка.

Но когда мы приходим в лес за грибами, что мы должны помнить?

Игра «Съедобное –несъедобное»»

-Давайте поиграем в игру «Съедобное –несъедобное».

(показ слайдов с изображением грибов)

Физкультминутка.

Вот высокая сосна,
К солнцу тянется она.
Над поляной дуб старинный
Ветви в стороны раскинул.
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся!
Хорошо гулять по лесу!
Но учиться интересней!
О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова

— Правда, интересно, ребята, но пришла пора двигаться дальше в путь на следующую станцию экология.

V остановка –Экологическая.

— Как вы понимаете слово «экология»?

Экология – это наука, которая занимается охраной живых организмов – животных, растений.

—  А сейчас, ребята, послушайте  внимательно сказку, но она не простая, а экологическая.

Стоял летний, солнечный день. Дул легкий ветер. Он качал высокие травы и волновал речную гладь. Он гнал по небу белые облака и шелестел в листве одинокой старой березы.

         Зимой эту березу обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега, осенью дожди сбивали пожелтевшую листву, и только летом отдыхала она от немилости природы. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в ее листве. Одинокая береза перешептывалась с соснами и елями, стоявшими неподалеку.

         По лесу с корзинкой шел мальчик, он собирал грибы. Грибов было много. Мальчик часто наклонялся за ними и очень устал. Корзинка была уже полная. И вот мальчик вышел на опушку и увидел одинокую березу. Он сел, прислонившись к ее стволу, и заснул в тени.  Ему снился удивительный сон. Когда он проснулся, листва березы все так же пела свою песню, травы касались его лица. Чтобы запомнить это место и снова вернуться сюда, мальчик достал ножик, вырезал на стволе свое имя. Замерла береза от боли. Горькие слезы потекли по стволу. Затрепетала береза от ран, и потянулась к небу, прося у него защиты. Но не было помощи от неба. Тогда рванулась береза ветвями к соснам и елям, но и они молчали, поникнув вершинами. Еще сильнее заплакала береза, еще сильнее заныли еще свежие раны. А через некоторое время пожелтела и осыпалась листва. Засохли ветви, почернел когда-то белый ствол. Только имя мальчика огромными буквами зияло на нем.

— Какие чувства, ребята, вызвала эта сказка? (жалость, боль, печаль)

— А мог бы мальчик поступить по-другому? (Конечно)

— Как бы он мог поступить, если ему хотелось отметить дерево? (привязать платок, тряпочку)

Подумайте, о каких экологических проблемах леса пишет Анатолий Орлов “Про туриста Федю и медведя (как не надо вести себя в лесу)”

По густой траве зеленой
Шел в поход турист “зеленый”.
В тишине грохочет “маг”,
В такт ему гремит рюкзак.
Солнце в небе ярко светит,
Бьет в лицо прохладный ветер.
Федя, — так туриста звали, —
В первый раз штурмует дали…
— Тают, — знай себе при этом, —
В яркой пачке сигареты.
Да в кустах дымятся спички,
Что бросает по привычке…
Вот в рябиновой куртинке,
Подцепив носком ботинка
Свой окурок, паренек
Смачно кинул на пенек.
Что испуганная птаха
Из гнезда взлетела махом.
Прокричал ей Федя вслед:
— Глухарю большой привет!
Недопитую бутылку
Бросил в кучу у развилки.
От бутылки скачет лучик
Жаркой струйкою по куче…
Пересохший веток ворох
Вспыхнет скоро, словно порох.
— …Парень крепок, полон сил –
От него и след простыл…
Из ракетницы по белке
Бьет, как в тире по тарелке…
Средь густого бурелома
Отдохнуть решил, как дома.
И на отдых Федя скор –
Вмиг развел большой костер.
“Сникерс” съел, чаек попил. –
Полон снова свежих сил.
И, костер не затушив,
Скрылся в сумрачной глуши…
Но за Фединой спиной
Дым густою пеленой.
А примерно в эту пору
Брел медведь тихонько в гору.
Видеть все его привычка:
Смотрит – лес горит от спички…
Там, где теплился костер –
Полыхает старый бор.
От горящей кучи в чащу
Змей ползет, огнем чадящий…
Вот подкинули работу
До седьмого, сразу, пота!
Шкура рыжая дымится,
Продолжает мишка биться
С разгулявшимся огнем.
— Не хватило часа днем –
Тушит вечер, тушит ночь,
Чтоб родной тайге помочь!
Гнев во всю медведя душит:
— Оборву поганцу уши.
Пусть зарубит на носу,
Как вести себя в лесу.
Но пока тайгу тушил,
Феди след давно простыл…
Да, — задумался медведь, —
В лес приходят сотни Федь.
Не узрит за каждым Федей
Даже тысяча медведей.
Нужно сделать, чтобы Феди
Чтили Правила медведей!
Чтоб они, и все мальчишки
Их читали, словно книжки.
Не курили, не сорили,
Лес во всём боготворили.
Берегли зверей и птичек,
Без плохих бы шли привычек.
И тогда в лесу медведи
Будут рады даже Федям!

Какие правила поведения в лесу нарушил Федя? Какой поступок такого горе — туриста привёл к большой беде для леса и его обитателей?

-Но нередко человек становится врагом леса. Как вы думаете когда?

Мусор в лесу

Лесные пожары

Вырубка леса

Последствия вырубки лесов

Браконьерство

-Охраной всего живого являются такие люди – защитники их еще называют экологами.

— Сейчас мы с вами попробуем себя в роли экологов и попытаемся вспомнить правила защитников природы.

-Правила экологов

Не кричи в лесу!

Не оставляй мусор!

Не разрушай птичьи гнезда!

Не разрушай муравейники!

Не обижай лесных насекомых!

Не разжигай костер!

Не забирай животных из леса домой!

Не вырезайте надписи на деревьях!

Не портите несъедобные грибы!

Эти правила нужно помнить и выполнять.

А, чтобы повторить их послушайте стихотворение.

Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать.

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай.

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай, никогда не забывай

Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!

Из рогатки не стрелять: ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги, ведь они нам не враги!

Помоги лесным зверюшкам, приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверек  — будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба – скажет: «Ты, мой друг! Спасибо!»

Н. Рыжова- Кем мы, являемся в лесу? (гостями).

— Как нас благодарят животные? Чем?

Вот мы вспомнили и повторили правила юных экологов и незаметно мы вышли обратно к дому.

VI Итог мероприятия

И это означает, что наш урок подходит к концу. Мы с вами прошли все остановки и вышли из леса. Какие остановки мы сегодня сделали?

— Что мы сегодня увидели в лесу?

-Какой вывод должен сделать для себя каждый из вас?

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

А в завершении нашего мероприятия я хочу дать такое напутствие.

Напутствие.

Постарайтесь посадить в жизни хотя бы одно дерево и оберегать уже посаженные леса. Так вы станете настоящими защитниками природы и познаете все тайны, которые хранит в себе лес.

Берегите лес!

— А теперь у вас какое настроение? (Показывают кружочки).

У меня тоже прекрасное настроение, так как вы мне очень понравились на уроке.

Молодцы!

Спасибо вам.




Свежие документы:  Конспект урока в 1 классе «Мир, который меня окружает»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: