Муниципальная общеобразовательная школа
«Северная средняя общеобразовательная школа №1
Белгородского района Белгородской области»
Урок окружающего мира
в 4 классе
Великая Отечественная война 1941-1945гг.
подготовила
Кравченко Лариса Анатольевна,
учитель начальных классов
2013г
Тема: Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)
Цели: углубить знания детей о событиях 1941–1945 гг.; провести сравнительный анализ отечественных войн 1812 г. и 1941–1945 гг.
Задачи:
1. Сформировать представление об основных сражениях Великой
Отечественной войны.
2. Воспитывать чувство уважения к старшему поколению, к Родине.
3. Воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: учебник «Окружающий мир,4 класс» часть 2, запись песни А. В. Александрова «Священная война», портреты М.И.Кутузова, Г.К Жукова, индивидуальные карточки с заданиями,
Ход урока
Проверка усвоения предыдущей темы.
Индивидуальная работа по карточкам.
Как стала называться наша страна в 1924 году?(Напишите полное и сокращённое название) __________________________________
Соедините линиями даты и события XX века.
Великая Октябрьская Социалисти- ческая революция Великая Отечественная война Первая мировая война Гражданская война Образование СССР |
(Самопроверка по «ключу», самооценка)
II. Изучение нового материала.
1. С о о б щ е н и е темы и задач урока.
Назовите тему урока, прослушав запись песни.
Звучит запись песни А. В. Александрова «Священная война». После прослушивания – ответы детей.
— Тема нашего урока «Великая Отечественная война (1941-1945 г.)»
Сегодня на уроке проследим за основными событиями войны.
2. П р а к т и к а п о д р у к о в о д с т в о м у ч и т е л я.
– Расскажите, что вы знаете о Великой Отечественной войне.
– Как она затронула вашу семью? (Выслушиваются рассказы учащихся.)
Ч т е н и е 2-го абзаца на с. 46.
– Какую цель преследовал фашизм?
– В каком году началась Вторая мировая война? Кто её развязал?
Р а б о т а п о к а р т е, с. 47.
— Ранним воскресным утром 22 июня 1941 года, когда все спали, в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на СССР. Граница была нарушена на огромном участке: от Баренцева моря на севере до Чёрного моря на юге. В 12 часов дня из всех громкоговорителей по всему Советскому Союзу люди услышали официальное сообщение об объявлении войны. (Слушание записи Юрий Левитан, диктор ВРК — Сообщение о вероломном нападении Германии на СССР 22 июня 1941 г.)
– Какую историческую ситуацию она напоминает? (Начало войны 1812 года.)
Ч т е н и е с комментариями: со с. 49 и до конца с. 51.
С р а в н и т е л ь н ы й а н а л и з двух войн.
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. | |
До вторжения в Россию были захвачены многие европейские страны. | До вторжения в СССР были захвачены многие европейские страны. |
Наполеон рвался к Москве. | Гитлер рвался к Москве. |
Для русского народа война Отечественная. | Для советского народа война Отечественная. |
Весь народ поднялся на борьбу с врагом. | Весь народ поднялся на борьбу с врагом. |
Закончилась победой для русского народа. | Закончилась победой для советского народа. |
Много литературных произведений написано о войне: М. Ю. Лермонтов «Бородино», Л. Н. Толстой «Война и мир», стихи Д. В. Давыдова | Много литературных произведений написано о войне: рассказы Алексеева, повесть Ильиной «Четвёртая высота» и др. |
— Назовите главнокомандующего русской армии 1812 года.
— Кто был командующим войсками в войне 1941-1945 гг.?
( Демонстрация портретов М.И. Кутузова и Г.К.Жукова)
III. Героические страницы истории войны
— Сегодня мы пролистаем героическую летопись Великой Отечественной войны. (Сообщения «мудрых сов»)
1.Крепость – герой Брест
В пограничную Брестскую крепость война пришла сразу. Многие бойцы, командиры, женщины и дети погибли в первые минуты войны, даже не поняв, что происходит. Но оставшиеся в живых боролись до конца. Кончились запасы воды и пищи. Подходили к концу боеприпасы. На сотни километров вперёд прорвались фашисты. Фронт ушёл далеко на восток. Защитники крепости были отрезаны от всей страны. Но они продолжали сражаться.
Гибли бойцы и командиры, от голода и жажды умирали их жёны и дети. Но герои не сдавались. «Умрем, но крепости не сдадим!» — написали они кровью на белом полотнище и вывесили его над крепостной стеной. Больше месяца продолжалась героическая оборона Брестской крепости. Фашисты ворвались туда, только уничтожив её до основания.
2. БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА.
— Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. Были разорваны все железнодорожные и автомобильные дороги, была прервана сухопутная связь со всей страной. Сообщение с Ленинградом поддерживалась только по воздуху и Ладожскому озеру. Город оказался во вражеском кольце. Запасы продовольствия были малы и тем, кто не успел покинуть город, предстояло пережить самое страшное — голод.
— Уже 17 июля были введены продовольственные карточки, чтобы навести порядок в снабжении города продуктами.
15 сентября- норма выдачи продуктов снизилась.
Октябрь- жители города почувствовали явную нехватку продовольствия.
Ноябрь- начался голод.
— были введены нормы на выдачу хлеба: рабочим-250г, служащим и детям-125г.(показать) 50% хлеба- несъедобные примеси.
-Что же помогло городу выстоять?
Страна не бросила город и как могла помогала: когда Ладожское озеро покрылось льдом –сотни грузовиков груженые продовольствием под постоянным обстрелом врага двинулись в осажденный город. Эта дорога получила название — дорога жизни. Также вывозили из города людей на большую землю, весной жители города разбивали огороды и сажали овощи. Огромное мужество, стойкость помогло городу выжить.
Беспример ной в истории по героизму и стойкости стала 900-дневная оборона Ленинграда.
3.Битва за Москву
Стояла осень, когда фашисты подошли к Москве. Фашисты планировали захватить город и затопить его, чтобы от него ничего не осталось. К середине октября немцы были у стен столицы. Враг вплотную подошел к Москве. Гитлеровцы рассматривали с высоких точек Кремль, продумывали, где поставить памятник Гитлеру. С собой для сооружения памятника они везли гранитные плиты.
На помощь защитникам Москвы шли войска из Сибири, с Урала, из Казахстана, Средней Азии, Дальнего Востока. Враг получил сокрушительный удар и бежал от столицы. До этого он никогда еще не терпел такого поражения, никогда не терял столько солдат, танков, самолетов и оружия. В битве за Москву советскими войсками командовал прославленный полководец Г.К. Жуков. В январе 1942 года наступление под Москвой переросло в общее наступление Красной Армии. Однако до победы было еще далеко.
IV. Эмоционально – оценочная беседа
Можно ли допустить, чтобы народ забыл об этих великих событиях, о героях, которые привели страну к победе?
Что нужно делать для увековечивания их памяти?
V. Итог урока.
— Назовите даты и события, связанные с Великой Отечественной войной.
— Почему война 1941-1945 гг. называется Великой Отечественной?
VI. Домашнее задание.
С. 46-51 прочитать. Подготовить рассказ о великом танковом сражении на Курской дуге.
VII. Рефлексия
— Сегодня на уроке я узнал(а)…
— То, что я узнал(а) сегодня на уроке мне пригодится…
-Я расскажу…
Список литературы
1. Голубева Т.С., Геллерштейн Л.С. Рассказы по истории СССР для 4 класса. Москва «Просвещение» 1984.
2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса: В 2 частях. -8-е изд. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
3. Окружающий мир.3-4 классы: поурочные планы по системе Л.В.Занкова (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2010
Интернет ресурсы: https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%E5%EB%E8%EA%E0%FF_%CE%F2%E5%F7%E5%F1%F2%E2%E5%ED%ED%E0%FF_%E2%EE%E9%ED%E0