Урок окружающего мира во 2 классе по программе «Школа 2100»
Тема урока: «Материки и океаны».
Тип урока: открытия новых знаний
Основные цели:
1.Тренировать способность к умению учиться;
2.Тренировать способность к построению и реализации проекта выхода из затруднения;
3.Развивать внимание, память, речь, самоконтроля, самоанализа, познавательные интересы.
4.Повторить понятия «часть света», «материк» и «океан».
5. Научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны.
6. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство коллективизма, учить уважительно относиться друг к другу.
7. Развивать пространственное воображение, познавательный интерес, мышление, память, речь, развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом, таблицами, развивать способности обобщать и систематизировать полученные знания.
Ход урока:
I.Мотивация к учебной деятельности:
Цели: организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»), организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок урока («могу»), создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
Организация учебного процесса на 1 этапе:
-Давайте прочитаем девиз урока.
«Ученье везде найдёт примененье!»
-Как вы понимаете девиз?
-А чему мы учились на предыдущих уроках? Каких успехов достигли?
-Где мы сможем применить знания?
-Что мы будем сегодня делать на уроке? (открывать новое)
-А что нужно сделать, чтобы узнать новое? (повторить необходимые знания)
-Сегодня мы отправимся в путешествие по нашей планете? Как она называется?
II: Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности:
Цели: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. Зафиксировать эти способы вербально и знаково и обобщить их. Организовать актуализацию мыслительных операций и познавательных процессов, досточных для построения нового знания. Мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию. Предъявить индивидуальное задание для пробного действия и проанализировать его с целью выявления нового учебного содержания.
1.
-А вот и наш путешественник. Лучший в мире специалист…. С собой в путешествие он взял глобус. И я никак не могу его убедить в том, что лучше взять карту.
-Попробуйте Карлсону доказать, что лучше взять с собой карту и напомним, что такое карта.
-Каким цветом на карте изображают водоёмы, равнины, горы?
-Чего на поверхности больше воды или суши?
-Какую форму имеет Земля?
-Что такое полушарие?
-Сколько можно выделить их на глобусе? Как они называются?
2.Отркройте карту полушарий на странице 128.
-Каждый путешественник должен уметь «читать» карту, т.е понимать условные знаки.
-Можете ли вы показать на карте стороны горизонта? (на любой карте север находится сверху)
-Мы видим огромные водные пространства. Как они называются?
-Что такое океан?
Спят четыре океана,
Синеглазых великана.
Солона у всех водица
Не удастся вам напиться.
Тихий океан к Востоку,
Самый сильный и большой.
Атлантический на Запад
С голубой бежит волной.
Океан Индийский к югу
Занимает синий угол.
А для Северных сторон
Ледовитый шлёт поклон.
— Сколько океанов на Земле? Кто сможет назвать их и показать на карте? (1 у доски ученик, остальные ребята в учебнике)
-Среди огромного водного пространства расположены участки суши, которые называются материками.
-Что такое материк? Сколько их на земном шаре?
-Назовите их. Кто может назвать и показать на карте материки? ( у доски ученики по одному, остальные ребята в учебнике).
-Назовите самый большой материк, самый маленький.
-Что вы сейчас повторили?
-Какое задание я вам предложу? (задание, из которого мы узнаем что-нибудь новое)
-За 1 минуту составьте рассказ- рекламу о материке Евразия для Карлсона – путешественника.
-Проверим результаты.
-Кто-то не смог выполнить задание, а у остальных отрывочные знания.
III. Выявление места и причины затруднения.
Цели: организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения, организовать согласование темы и цели урока.
-Какое задание выполняли?
-Где возникло затруднение?
-Сформулируйте цель урока. (Узнать как можно больше о материках)
IV.Построение проекта выхода из затруднения.
Цели: в коммуникативной форме организовать построение проекта будущих учебных действий: уточнение цели проекта, построение плана достижения цели.
-Что нам поможет добиться цели? (карта, знания, энциклопедия, план рассказа о материке)
-Составьте план рассказа о материке.
V.Реализация построенного проекта.
Цели: организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний, организовать фиксацию построенного способа действий в речи и знаково ( с помощью эталона), организовать уточнение общего характера нового знания.
-Используя наш план, составим рассказ о самом большом материке Евразия. На нём находится две части света: Европа и Азия. (коллективно)
-1.В каком полушарии находится материк? ( в Восточном)
2.Какие океаны омывают этот материк? (все 4)
3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате? (На севере холодно, долгая зима, полярная ночь, полярный день. Здесь нет высоких деревьев, а карликовые берёзки, ивы, кустарники. Южнее – умеренный пояс, хвойные леса- тайга, смешанный лес)
4. Что вы знаете о материке и его обитателях? (На этом материке, омываемом 4 океанами, расположена огромная страна-Россия, Российская Федерация. Исследуем карту: в Евразии самые высокие горы на земле –Гималаи. Здесь самая высокая гора Эверест. Евразия богата реками и озёрами. Одна из них Волга– величайшая река Европы. Самое большое озеро -Каспийское, его ещё называют Каспийским морем. Самое глубокое озеро-Байкал. В него впадает 336 рек, а вытекает одна- Ангара. Так как территория материка огромна, то здесь можно увидеть разнообразных животных (используя карту в учебнике). На севере встретим северного оленя, полярного волка, песца, птиц. На юге Азии – тигры, носороги, верблюды. *Доп-но. –А что у верблюда на спине? Зачем верблюду горб? Территорию населяет огромное количество людей разных национальностей.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цели: организовать усвоение детьми нового способа действий с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах)
-Достигли мы всех целей? (нет, не про все материки узнали)
-Что же надо сделать? (потренироваться)
-Предлагаю поработать в парах. Работаете по плану. Составляете рассказ об Африке (примерный рассказ с пропущенными фразами у детей на столе), используете энциклопедию.
1.В каком полушарии находится материк? (в Восточном, второй по величине материк)
2.Какие океаны омывают этот материк? (Атлантический и Индийский)
3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате? (находится в жарком поясе, круглый год тепло, многообразие растений, гигантские баобабы)
4. Что вы знаете о материке и его обитателях? (Большую часть пустыни занимает пустыня Сахара, температура воздуха достигает 57 градусов, можно поджарить яичницу прямо на песке. В Африке находится самая длинная река в мире –река Нил. Её длина -6670км. Богат животный мир Африки. Самое крупное животное суши –слон, обитает на этом материке (можно доп-ный материал), самое высокое животное –жираф (можно доп-ный материал), львы, зебры (можно доп-ный материал).
-Проверяем у доски ( можно один начинает, другой продолжает)
-У всех ли получилось?
VII.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать проверку на основе сопоставления с эталоном, по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию усвоения нового способа действий.
-Вы работали вместе, в парах, а теперь работаем в группах.
— 1 группа — материк Австралия, 2 группа — Северная Америка, 3 группа- Южная Америка. (на столах заготовки рассказов с пропущенными словами, карты, энциклопедии, в которых закладки). Работаем 5-6 минут. Один учащийся от группы рассказывает.
Примерные рассказы: /дополнительно по желанию/
Австралия.
1.В каком полушарии находится материк? (Самый маленький и засушливый материк находится в Восточном полушарии, южная часть)
2.Какие океаны омывают этот материк? (Омывают два океана: Тихий и Индийский)
3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате? (Климат засушливый, дождей выпадает мало. Очень красивые эвкалиптовые леса./ Листья и кора эвкалиптов богата эфирными маслами, используют в медицине./ )
4. Что вы знаете о материке и его обитателях? (Только здесь водятся сумчатые млекопитающие: кенгуру и маленький, очаровательный сумчатый медведь –коала. /У кенгуру детёныши рождаются маленькими с грецкий орех и мама долго вынашивает малыша в кармане-сумке на животе, пока не подрастёт./
Северная Америка.
1.В каком полушарии находится материк? ( Материк Северная Америка находится в Западном полушарии. )
2.Какие океаны омывают этот материк? (Его омывают воды трёх океанов -Северного-Ледовитого, Тихого, Атлантического.
3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате? (Находится в умеренном поясе. Природа разнообразна. На юге-заросли кактусов, на севере- секвойи – красные деревья.)
4. Что вы знаете о материке и его обитателях? (Встречаются разные животные. Скунсы имеют тайное оружие большой мощности. Чувствуя опасность, выпускают струю масляной жидкости с ужасным запахом. У дикобраза тоже есть средство защиты – 30 000 игл. Он может метнуть иглы в морду зазевавшегося врага. В реках т озёрах Северной Америки водятся аллигаторы. В западной части материка тянутся горы Кордильеры. С них стекает самая крупная река материка – Миссисипи. С них стекает самая крупная река материка – Миссисипи. На реке Ниагаре находится знаменитый Ниагарский водопад).
Южная Америка.
1.В каком полушарии находится материк? (Находится в Западном полушарии)
2.Какие океаны омывают этот материк? (Его омывают воды двух океанов- Тихого и Атлантического)
3.В каком поясе находится? Что можно сказать о климате? (Большая часть материка находится в жарком поясе. Разнообразие растений. Южная Америка –родина картофеля, помидора, шоколадного дерева)
4. Что вы знаете о материке и его обитателях? (Материк населяют необычные животные. Ламы –выносливые, покорные животные. Ценится шерсть лам, их мясо идёт в пищу. Ягуар – занесён в Красную книгу. Хорошо лазает по деревьям, плавает, длина тела до 2 метров. Броненосец- рыцарь в латах. Питается насекомыми и личинками. Мясо броненосца съедобно, поэтому на него охотятся. В случае опасности превращается в бронированный шар. На этом материке самые длинные горы- Анды и вторая по длине река планеты-Амазонка).
VIII.Включение в систему знаний и повторение.
Цель: организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
Загадки о животных, растениях. (назвать материк)
-На каких материках побывали?
-Везде ли одинаковый животный и растительный мир?
-От чего это зависит?
IX. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке; организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке; организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности; организовать обсуждение и запись домашнего задания.
-Какова была цель урока?
-Достигли цели?
-У кого были затруднения? Удалось преодолеть препятствия?
-Как оценили работу класса?
-Оцените свою работу.
-Д/з на выбор составить рассказ о материке.