Урок окружающего мира во 2 классе
«Строение Земли»
учитель 1 кк МОУ Лицея № 33
Напалкова Елена Владимировна
г. Комсомольск-на-Амуре
Хабаровского края
Цель:
формировать у учеников стойкий учебно-познавательный интерес к новому материалу на основе представлений о строении Земли.
Задачи:
— познакомить учащихся со строением Земли, дать представление о слоях и оболочках Земли;
— создавать у учеников целостное представление о взаимодействии оболочек Земли друг с другом, о значении каждой оболочки для жизни на Земле.
Планируемые результаты:
— формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир»; формировать представления о красоте нашей планеты и бережном отношении к объектам окружающего мира Земли; (личностные УУД)
учить принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в сотрудничестве с учителем; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками; (регулятивные УУД)
учить пользоваться схемами, приведенными в учебнике; самостоятельно осуществлять поиск информации в учебнике в соответствии с учебной задачей; производить сравнение, классификацию по заданным критериям; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; (познавательные УУД)
формировать умение договариваться, приходить к общему решению (при групповой и парной работе), формулировать собственные мнение и позицию, учить умению принимать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнера высказывания; использовать в общении правила вежливости; (коммуникативные УУД)
Оборудование: интерактивная доска SMART, проектор, учебник «Окружающий мир 2 класс» (авторы Н.Я. Дмитриева А.Н. Казаков, 2012), набор цифр 1-4, раздаточный материал для работы в группе и паре, карточки с названием слоев и оболочек Земли, жетоны (выдаются группе за верный ответ).
Тип урока – урок открытия новых знаний.
Форы работы— групповая (класс разделен на 4 группы), парная, индивидуальная, фронтальная
Применяемые технологии — ТРКМ, развивающего обучения, информационно-коммуникативная, игровая, здоровьесберегающая.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников | |
1 Организационный момент | Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнем И урок уже начнем. | Готовы к началу урока. |
2 Актуализация опорных знаний | Слайд 1 (цветок, кошка, снежинка, будильник, река) Что объединяет данные предметы? Назовите лишний объект, разделите остальные объекты на группы.
Какое слово я зашифровала этими картинками? (шторка открывается)
Как записано слово «Земля»? Что оно обозначает? Как может быть связано это слово и наш урок?
А разве вы мало знаете о Земле? Проведем игру «Доскажи словечко» 1 группа — 1. Наша Земля по счёту-… планета Солнечной системы. 2.Земля вращается вокруг оси за… 2 группа — 1 .Земля имеет форму…. 2. При вращении Земли вокруг оси происходит…. 3 группа — 1.Спутник Земли- … 2. Земля вращается вокруг Солнца за…. 4 группа — 1.Только на нашей планете есть… 2.При вращении Земли вокруг Солнца происходит …
| -Это объекты окружающего мира; лишний – будильник; группа объектов живой природы и неживой.
-Группа поднимает карточку с цифрой (слово «Земля»)
-Имя собственное, обозначает название нашей планеты. Наверное, это связано с темой нашего урока.
Групповая работа.
Ученица читает стихотворение: Земля – наша милая, |
3 Открытие нового материала А. Слои Земли | А что же вы о Земле еще не знаете? На какую тему мы поведем разговор на уроке? Что будем изучать? Сегодня у нас урок-путешествие к центру Земли. Как вы понимаете «строение Земли»? Где найти информацию об этом?
Сегодня нам поможет информация учебника (с. 75-76)
Узнали для себя что-то новое? Что в прочитанном материале было трудным?
Какое интересное сравнение узнали? Давайте исследуем, почему так происходит. Слайд 3 Что находится внутри яйца? (желток) А внутри Земли? (на доску крепится карточка «ядро»). В каком состоянии находится ядро? Ядро – до сих пор загадка для ученых, но они высчитали, что температура там + 4000-5000оС. Чем покрыт желток в яйце? А ядро? (крепится карточка «мантия»). Температура там + 2000оС.Слово «мантия» с латыни переводится как «покрывало». Прочитайте, что в учебнике ещё сказано о мантии. Что покрывает яйцо? А Землю? (карточка «земная кора»). У чего есть кора? Какая она, зачем нужна? А какова роль земной коры? | -Что находится внутри Земли, её строение.
-В Интернете, в справочнике, в учебнике, спросить у взрослых. -Чтение с пометами (Слайд 2) -Много новых непонятных слов-терминов.
-Земля по строению сравнивается с яйцом.
— В раскаленном
— В верхней части мантия вязкая, как густой мед.
— У дерева, она твердая, защищает дерево. |
физпауза | Если в моем высказывании речь идет о ядре Земли, вы поднимаете руку. Если о мантии, то обе руки. Если о земной коре, то вы прыгаете: — верхний слой Земли — находится в центре Земли — подобна скорлупе яйца — переводится как «покрывало» — находится в раскаленном виде — состояние вещества там вязкое и пластичное — находится в твердом состоянии |
|
Историческая справка
Первичное закрепление | А как же людям удалось составить представление о строении Земли? Наши далекие предки не имели необходимого оборудования, не владели методами научного исследования. Они опирались только на наблюдения и высказывали некоторые верные предположения о строении Земли. Подземный огонь, внутренние взрывы, которые можно было наблюдать во время извержения вулканов и землетрясений, послужили основой для предположения о том, что внутри Земли находится огненно-жидкое вещество. В наши дни ценную информацию о строении Земли человечество получает путем бурения сверхглубоких скважин, а также специальным сейсмическим методом.
Слайд 4 Проверим, как вы запомнили расположение и название слоев Земли. | Высказывают предположения |
Б. Оболочки Земли | Ученые на нашей планете выделяют несколько оболочек. Сколько их, какие? Перечислите, используя информацию учебника (на доску крепятся карточки ). Что общего в названиях? Часть «сфера» переводится как «шар».
Каждая группа получает карточку с одной из букв Л, Г, Б, А (по названию оболочек)
Рассматривается схема с. учебника 76 Какую роль в нашей жизни играют оболочки Земли? Твердая, водная и воздушная оболочки взаимодействуют друг с другом. Вода и воздух удерживают тепло, получаемое Землей от Солнца. Они же спасают Землю от перегрева и переохлаждения. | — Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера
-Группы готовят описание своей оболочки, зачитывают из учебника. |
4 Закрепление изученного. Работа с раздаточным материалом |
2 группа – ядро, мантия, земная кора, Солнце 3 группа – вода, змея, ученик, цветы 4 группа – астрономия, биосфера, экология, география
1) Атмосфера – это… К. оболочка жизни Л. водная оболочка М. воздушная оболочка 2) Земная кора … Е. твёрдая Ё. вязкая Ж. мягкая 3) В центре Земли находится… А. мантия Я. ядро О. земная кора 4) Все живые организмы относятся … З. к биосфере И. к гидросфере Й. к атмосфере 5) Гидросфера – это… К. воздушная оболочка Л. водная оболочка М. оболочка жизни Из выбранных букв ответов ( М, Е, Я, З, Л) решить анаграмму (ЗЕМЛЯ). | — фронтальная работа
— Групповая работа — Карточки крепятся на доске, обсуждается правильность выполнения работы.
— Представитель группы высказывает мнение группы, аргументирует ответ.
— Парная работа, проверка фронтальная |
5 Итог урока, домашнее задание
| Ребята, наше путешествие к центру Земли заканчивается. На протяжении всего урока вы работали старательно, дружно, помогали друг другу. Давайте подведем итог.
Домашнее задание: — с. 75-76, по желанию выполнить творческое задание: по теме урока составить задания (ребусы, загадки, группировки слов и т.д.) , на следующий урок предложить их одноклассникам. | — Ученики высказывают свое мнение, используя опору узнал Я научился повторил |
6 Рефлексия | — Наша Земля очень красивая. Что же мы, её жители, должны делать, чтобы сохранить все сокровища нашей планеты?
— Сколько жетонов заработала каждая группа на уроке? — Посовещайтесь и оцените работу своей группы. Если группа работала успешно, все получилось, подарите Земле букет красных цветов. Если группа хорошо работала, но могла еще лучше – подарите желтые цветы. Если группа работала не в полную силу, многое не получилось – подарите букет белых цветов (слайд 7). — Ребята, спасибо за урок. | — Беречь и охранять литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу. — Подсчет жетонов, которые получала каждая группа за правильные ответы. — 1 представитель от группы «украшает» нашу Землю.
|