Урок окружающего мира во 3 классе «Круговорот воды в природе» (УМК «Перспективная начальная школа»)

Урок окружающего мира во 3 классе

(УМК «Перспективная начальная школа»)





Подготовила: Андрющенко О.И.- учитель нач.классов МОКУ «Целинная СОШ им.К.Эрендженова»















2014г

Тема : « Круговорот воды в природе»

Тип урока: урок

Задачи урока:

Образовательные:

— расширить и закрепить знания учащихся о трёх состояниях воды, дать представление о круговороте воды в природе;

-формировать знания об экологической целостности природы;

Формировать умения сравнивать, проводить простые наблюдения; умение работать с учебным текстом.

Развивающие :

развивать умение находить взаимосвязь в природе, выделять признаки предметов;

-развивать умение работать с различными источниками информации; развивать личностные качества (мышление, внимание, общение, эмоционально-чувственное восприятие);

Воспитательные:

-повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;

-воспитывать бережное отношение к природе , воде ;

-прививать основы экологических знаний, интерес к окружающему миру.

Планируемые результаты

Личностные УУД

Умение:

  • ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»

  • аргументировано отстаивать свою точку зрения

  • оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность

  • осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме

  • самостоятельно определять общие для всех людей правила бережного обращения с водой

Предметные

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере: свойства воды, круговорот воды в природе.

  • В ценностно-ориентационной сфере: бережное отношение к воде, ее экономия.

Метапредметные

Познавательные УУД:

Умение:

  • ориентироваться в учебнике;

  • отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «вода в природе», «свойства воды», «три состояния воды»

  • передавать содержание текста в соответствии с поставленной целью

  • работать с информацией

  • самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи

  • собирать информацию, обрабатывать и делать выводы

  • называть свойства воды

  • решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания

Регулятивные УУД:

Умение:

  • определять цель учебной деятельности самостоятельно

  • работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке

  • аргументировано находить и объяснять свои ошибки

  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся

Коммуникативные УУД:

Умение:

  • задавать вопросы

  • слушать, не перебивая

  • выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами

  • корректировать ответы и действия своего товарища, давать им оценку


Оборудование:

1. Ноутбук, мультимедиа-проектор;

2. Мультимедийное приложение-презентация;

3. Учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, цв. карандаши, чайник




Ход урока:

Этап урока


Формируемые УУД

Оборудование

1

  1. Организационный момент. Вход в урок.


  1. Актуализация знаний

-Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В супе, в чае, в каждой капле.

Вы согласны? Это так ли?

-Можно ли сказать , что вода находится «везде»?

(высказывания детей)

Ответьте на вопрос или закончите фразу.

-Благодаря этому свойству, мы можем наблюдать за рыбками в аквариуме. О каком свойстве воды идет речь? (прозрачная)

-Мы можем ее окрасить в любой цвет, потому что сама она…..(бесцветная)

-Яблоко кислое, сахар сладкий, соль соленая, а вода….. ( не имеет вкуса).

— Почему при закипании из чайника выплёскивается вода?? (вода нагревается и расширяется)

-Чем пахнет вода? (чистая вода не имеет запаха).

— В каких состояниях встречается вода в природе?( в твёрдом, жидком и газообразном)






Регулятивные: саморегуляция

Интерактивная доска.

2

Определение темы урока.

-Мы повторили основные свойства воды. А всё ли мы знаем о воде?


Познавательные: анализ , дополнение

Регулятивные: планирование , исследование учебной задачи





3

3. Создание проблемной ситуации.


Выскажите своё предположение: «Почему говорят, что вода – это главное вещество в природе, одно из её чудес?»


Познавательные:

Анализируют, доказывают свою точку зрения.

Запись на доске ученической

4

Учебно-познавательная деятельность

Задание 1.

Работа с учебником. Чтение абзацев с.76-77

Ответы обучающихся:

1.Вода в твёрдом состоянии легче , чем в жидком. Обычно твёрдые вещества тяжелее этих же веществ в жидком состоянии.

2. Удивительная способность воды существовать в природе одновременно во всех трёх состояниях : в жидком, твёрдом и газообразном.

3. Вода способна переходить из одного состояния в другое.

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания



учебник

5

Исследование. Демонстрация опыта.




Задание 2. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.

-Увидеть переход воды из жидкого состояния в газообразное вы можете на кухне.

Используем электрический чайник. Дети наблюдают за образованием пара при нагревании воды.

-приподнимем крышку чайника. Снизу на ней вы увидите капельки воды. Они образовались от пара, который поднялся над прогретой водой и охладился в воздухе. Если крышку встряхнуть, то капли упадут в воду.

Так происходит круговорот воды в чайнике.

Коммуникативные: воспринимают ответы учащихся

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, классификация, анализ, сравнение

Регулятивные: контроль





Пр.работа



Эл. Чайник














6

Поиск информации.

Работа в паре.

-Ребята, а как происходит круговорот воды в природе? (предположения детей)

— Предлагаю вам просмотреть фильм и уточнить свои предположения.

Просмотр фильма

Вывод:

    1. Солнце нагревает нашу Землю. Под действием солнечных лучей вода испаряется с поверхности почвы, водоёмов, листьев растений.

2.Водяной пар с потоками тёплого воздуха поднимается вверх.

  1. Высоко над землёй всегда холоднее, чем у её поверхности.

  2. Встретившись с холодным воздухом, водяной пар охлаждается. Он превращается капельки воды и льдинки.

  3. Из этих капелек и льдинок образуются облака.

  4. Ветер несёт облака по небу над землёй. Постепенно капельки и льдинки становятся тяжелее. Облака превращаются в тучи. Накопившаяся в них вода в виде дождя , снега, града выпадает обратно на землю.

  5. Отмечается , что на земле вода продолжает своё движение. Упавшие на землю капли дождя стекают с гор и холмов, превращаясь в ручьи. Ручьи текут в реки, а реки в моря и океаны. Вода вновь испаряется в газообразном состоянии с поверхности водоёмов, почвы и «висит» над землёй до поры до времени. Так в природе совершается круговорот воды.



-Какие слова спрятались в слове «круговорот»?

Круговорот состоит из двух слов «Круг» и «вращение». Получается вращение по кругу.




Познавательные: проводят коллективные исследования и формируют понятия

Коммуникативные: участвуют в обсуждении материала

Регулятивные: осуществляют контроль

.

интерактивнаядоска

фильм





















Таблица















табличка



КРУГОВОРОТ

7

Физкультминутка

Рыбки в озере плескались

В чистой, тёпленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.



8

Переход к этапу решения частных задач.

Работа в парах. Обмен информацией.



Работа в рабочей тетради с.28

-Ребята ,а сейчас мы вместе с капелькой попробуем совершить цикл круговорота воды в природе. По очереди покажите и расскажите друг другу путешествие капельки.

Работа у интерактивной доски.

Познавательные: осуществление работы по выполнению отдельных задач

Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные : осуществление самоконтроля

Р.т., капелька









Слайд№1

9

Экологическая минутка






Краеведческий материал.

-В нашей республике ощущается нехватка воды. Водные источники загрязняются сточными водами, сельхоз.предприятиями. Неразумная деятельность человека приводит к загрязнению водоёмов, гибели его обитателей.

Самые крупные водные источники нашей республики это о.Маныч- Гудило, Чограйское водохранилище, побережье Каспия, р.Волга. Эти водные источники нуждаются в охране и бережном отношении.



-Как надо относиться к воде?

-Почему надо беречь воду?

-Чтобы вы сделали, чтобы сохранить воду чистой?

— Составьте правила бережного обращения с водой.

( Раздать памятки.)



— Вода –добрый друг и помощник человека. Но повсеместно можно наблюдать загрязнение природы промышленными отходами, мусором. Бурное развитие промышленности привело к загрязнению водоёмов. А какая нам нужна вода?

Воды на Земле одновременно и много, и мало. Морская вода не пригодна для питья. Пресной воды очень мало. Основные запасы воды сосредоточены в полярных льдах. Запасы пресной воды ещё больше сокращаются из-за загрязнения.

Чем каждый из нас может помочь речке? (Не бросать в воду мусор, не мыть в водоёмах велосипеды)



Познавательные : анализ , дополнение недостающей информации

Слайды №

2-7








Познавательные: проводят коллективные исследования и формируют понятия

Коммуникативные: участвуют в обсуждении материала

Регулятивные: осуществляют контроль















памятки












12

Итоги урока

VII. Итог урока

-О каком явлении говорится в строчках этого стихотворения:

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед,

Растает, и   снова в поход!  

(вода совершает круговорот)

-Что происходит с водой под действием солнечных лучей?

-Что происходит с водяным паром высоко над земной поверхностью?

-Что происходит с облаками, когд- Что происходит с облаками, когда скапливается большое количество капель?

-Какое явление объединяет эти процессы в природе?



Регулятивные: контроль,

Личностные: смыслообразование (связь между мотивом, целью, конечным результатом)





Рефлексия.



У каждого ученика бумажная «капелька»

-На капельке отразить свои ощущения от урока.( слова, эмоции, смайлик) «Посадить» капельку на облако.

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда –
Всем везде нужна вода!

Личностные: нравственно-этическая ориентация (оценивание усвоенного предметного содержания и содержания деятельности



«Облако»

«капелька»

















































Свежие документы:  Конспект урока на тему "Прогулка в осенний лес"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: