Урок окружающего мира во 3 классе
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Подготовила: Андрющенко О.И.- учитель нач.классов МОКУ «Целинная СОШ им.К.Эрендженова»
2014г
Тема : « Круговорот воды в природе»
Тип урока: урок
Задачи урока:
Образовательные:
— расширить и закрепить знания учащихся о трёх состояниях воды, дать представление о круговороте воды в природе;
-формировать знания об экологической целостности природы;
Формировать умения сравнивать, проводить простые наблюдения; умение работать с учебным текстом.
Развивающие :
—развивать умение находить взаимосвязь в природе, выделять признаки предметов;
-развивать умение работать с различными источниками информации; развивать личностные качества (мышление, внимание, общение, эмоционально-чувственное восприятие);
Воспитательные:
-повышать мотивацию к учебно-познавательной деятельности, побуждать к установлению конструктивных межличностных отношений;
-воспитывать бережное отношение к природе , воде ;
-прививать основы экологических знаний, интерес к окружающему миру.
Планируемые результаты
Личностные УУД
Умение:
ценить и принимать ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого»
аргументировано отстаивать свою точку зрения
оценивать на основе критериев успешности свою учебную деятельность
осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме
самостоятельно определять общие для всех людей правила бережного обращения с водой
Предметные
В познавательной (интеллектуальной) сфере: свойства воды, круговорот воды в природе.
В ценностно-ориентационной сфере: бережное отношение к воде, ее экономия.
Метапредметные
Познавательные УУД:
Умение:
ориентироваться в учебнике;
отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт в области «вода в природе», «свойства воды», «три состояния воды»
передавать содержание текста в соответствии с поставленной целью
работать с информацией
самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи
собирать информацию, обрабатывать и делать выводы
называть свойства воды
решать проблемы в нестандартных ситуациях, опираясь на имеющиеся знания
Регулятивные УУД:
Умение:
определять цель учебной деятельности самостоятельно
работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке
аргументировано находить и объяснять свои ошибки
определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся
Коммуникативные УУД:
Умение:
задавать вопросы
слушать, не перебивая
выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с поставленными задачами
корректировать ответы и действия своего товарища, давать им оценку
Оборудование:
1. Ноутбук, мультимедиа-проектор;
2. Мультимедийное приложение-презентация;
3. Учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, цв. карандаши, чайник
Ход урока:
Этап урока |
| Формируемые УУД | Оборудование | |||||
1 |
|
-Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В супе, в чае, в каждой капле. Вы согласны? Это так ли? -Можно ли сказать , что вода находится «везде»? (высказывания детей) Ответьте на вопрос или закончите фразу. -Благодаря этому свойству, мы можем наблюдать за рыбками в аквариуме. О каком свойстве воды идет речь? (прозрачная) -Мы можем ее окрасить в любой цвет, потому что сама она…..(бесцветная) -Яблоко кислое, сахар сладкий, соль соленая, а вода….. ( не имеет вкуса). — Почему при закипании из чайника выплёскивается вода?? (вода нагревается и расширяется) -Чем пахнет вода? (чистая вода не имеет запаха). — В каких состояниях встречается вода в природе?( в твёрдом, жидком и газообразном)
| Регулятивные: саморегуляция | Интерактивная доска. | ||||
2 | Определение темы урока. | -Мы повторили основные свойства воды. А всё ли мы знаем о воде?
| Познавательные: анализ , дополнение Регулятивные: планирование , исследование учебной задачи
|
| ||||
3 | 3. Создание проблемной ситуации.
| Выскажите своё предположение: «Почему говорят, что вода – это главное вещество в природе, одно из её чудес?»
| Познавательные: Анализируют, доказывают свою точку зрения. | Запись на доске ученической | ||||
4 | Учебно-познавательная деятельность | Задание 1. — Работа с учебником. Чтение абзацев с.76-77 Ответы обучающихся: 1.Вода в твёрдом состоянии легче , чем в жидком. Обычно твёрдые вещества тяжелее этих же веществ в жидком состоянии. 2. Удивительная способность воды существовать в природе одновременно во всех трёх состояниях : в жидком, твёрдом и газообразном. 3. Вода способна переходить из одного состояния в другое. | Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания |
учебник | ||||
5 | Исследование. Демонстрация опыта.
|
Задание 2. Переход воды из жидкого состояния в газообразное. -Увидеть переход воды из жидкого состояния в газообразное вы можете на кухне. Используем электрический чайник. Дети наблюдают за образованием пара при нагревании воды. -приподнимем крышку чайника. Снизу на ней вы увидите капельки воды. Они образовались от пара, который поднялся над прогретой водой и охладился в воздухе. Если крышку встряхнуть, то капли упадут в воду. Так происходит круговорот воды в чайнике. | Коммуникативные: воспринимают ответы учащихся Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, классификация, анализ, сравнение Регулятивные: контроль |
Пр.работа
Эл. Чайник
| ||||
6 | Поиск информации. Работа в паре. | -Ребята, а как происходит круговорот воды в природе? (предположения детей) — Предлагаю вам просмотреть фильм и уточнить свои предположения. Просмотр фильма Вывод:
2.Водяной пар с потоками тёплого воздуха поднимается вверх.
-Какие слова спрятались в слове «круговорот»? Круговорот состоит из двух слов «Круг» и «вращение». Получается вращение по кругу.
| Познавательные: проводят коллективные исследования и формируют понятия Коммуникативные: участвуют в обсуждении материала Регулятивные: осуществляют контроль | . интерактивнаядоска фильм
Таблица
табличка
КРУГОВОРОТ | ||||
7 | Физкультминутка | Рыбки в озере плескались В чистой, тёпленькой воде, То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. |
|
| ||||
8 | Переход к этапу решения частных задач. Работа в парах. Обмен информацией. |
Работа в рабочей тетради с.28 -Ребята ,а сейчас мы вместе с капелькой попробуем совершить цикл круговорота воды в природе. По очереди покажите и расскажите друг другу путешествие капельки. Работа у интерактивной доски. | Познавательные: осуществление работы по выполнению отдельных задач Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение и позицию Регулятивные : осуществление самоконтроля | Р.т., капелька
Слайд№1 | ||||
9 | Экологическая минутка
| Краеведческий материал. -В нашей республике ощущается нехватка воды. Водные источники загрязняются сточными водами, сельхоз.предприятиями. Неразумная деятельность человека приводит к загрязнению водоёмов, гибели его обитателей. Самые крупные водные источники нашей республики это о.Маныч- Гудило, Чограйское водохранилище, побережье Каспия, р.Волга. Эти водные источники нуждаются в охране и бережном отношении.
-Как надо относиться к воде? -Почему надо беречь воду? -Чтобы вы сделали, чтобы сохранить воду чистой? — Составьте правила бережного обращения с водой. ( Раздать памятки.)
— Вода –добрый друг и помощник человека. Но повсеместно можно наблюдать загрязнение природы промышленными отходами, мусором. Бурное развитие промышленности привело к загрязнению водоёмов. А какая нам нужна вода? Воды на Земле одновременно и много, и мало. Морская вода не пригодна для питья. Пресной воды очень мало. Основные запасы воды сосредоточены в полярных льдах. Запасы пресной воды ещё больше сокращаются из-за загрязнения. Чем каждый из нас может помочь речке? (Не бросать в воду мусор, не мыть в водоёмах велосипеды) |
Познавательные : анализ , дополнение недостающей информации | Слайды № 2-7
| ||||
Познавательные: проводят коллективные исследования и формируют понятия Коммуникативные: участвуют в обсуждении материала Регулятивные: осуществляют контроль |
памятки
| |||||||
12 | Итоги урока | -Какое явление объединяет эти процессы в природе?
| Регулятивные: контроль, Личностные: смыслообразование (связь между мотивом, целью, конечным результатом) |
| ||||
| Рефлексия.
| У каждого ученика бумажная «капелька» -На капельке отразить свои ощущения от урока.( слова, эмоции, смайлик) «Посадить» капельку на облако. Ни умыться, ни напиться без воды. | Личностные: нравственно-этическая ориентация (оценивание усвоенного предметного содержания и содержания деятельности |
«Облако» «капелька»
|