Урок по окружающему миру в 1 классе четырёхлетней начальной школы
по системе Л.В. Занкова, с презентацией.
Цели:
Дать представление:
о значении воды на Земле и где она бывает (в океанах, морях, озёрах, реках, выпадает в виде дождей, росы, снега),
о состоянии воды: пресная, солёная, жидкая и твёрдая,
о жизни и воде,
о разнообразии природы на Земле в зависимости от наличия воды и её солёности.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Расширять кругозор учащихся.
Пополнять словарный запас учеников.
Используемая литература:
Автор и источник заимствования неизвестен.
Альманах серии «Скажи мне, почему?». Выпуск первый – «Детская энциклопедия для ленивых». – Совместное производство «Редакции журнала «MASS MEDIA» и фирмы «САШКО», 1995.
Вихляева Т.К., Волкова Т.Н. – Я познаю мир. Учебник для 2 класса четырёхлетней школы. – Обнинск: «Духовное возрождение», 2002.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. – Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир». 1 класс. — Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. — Окружающий мир: Учебник для 1 класса: В 2 частях. – 4-е изд., испр. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. – Рабочая тетрадь учебнику «Окружающий мир». 1 класс. – Изд. 5-е. — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.
Технические средства:
Видеомагнитофон
Мультимедийная установка
Экран
Видеозаписи «Мир вокруг нас» и «Как устроен город».
Аудиозапись «Наедине с природой. Озеро. Ручей. Лес.». 6. Презентация.
Повторение пройденного.
Отгадайте загадку:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все, и млад и стар,
Что она – большущий шар.
О какой планете идёт речь?
Дети: Речь идёт о планете Земля.
(Слайд № 2 )
Почему так решили?
Дети: Земля имеет форму шара. Она круглая.
Что знаете о планете Земля?
Дети: Наша планета Земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца.
(Слайд № 3)
Встали. Покажите, как Земля вращается вокруг своей оси? (Дети встают и поворачиваются вокруг себя.)
Что происходит в это время на Земле?
Дети: В это время, когда Земля вращается вокруг своей оси, на Земле происходит смена дня и ночи. (Слайд № 4)
А теперь к доске выйдут Полина и Женя. Полина, ты –ёлка. Женя, обойди вокруг ёлки. ( Дети выполняют действия.)
Молодцы. Садитесь.
(Слайд № 5)
Один круг вокруг ёлки подобен годовому обращению Земли вокруг солнца. Что напомнило это явление?
Дети: это напомнило смену времён года.
Сообщение темы урока.
А теперь посмотрите на глобус. ( Учитель показывает глобус.)
Землю называют голубой планетой. Почему?
(Слайд №6)
Дети: На глобусе много голубого цвета. Наверное потому, что на ней много морей и океанов. Рек и озёр.
Отгадайте загадку:
Не конь, а бежит,
не лес, а шумит.
Что это такое? ( Если дети не отгадывают, включаю подсказку – шум, плеск воды – аудизапись «Наедине с природой. Озеро. Ручей. Лес.».
Дети: Это вода.
Почему так решили? (Слайд №7)
Дети: Вода – не конь, а течёт, т.е. бежит, а когда она бежит, слышен шум.
Посмотрите ещё раз на глобус, вспомните последнюю загадку и скажите, о чём же будем сегодня говорить на уроке?
Дети: Наверное, о воде.
Совершенно верно, мы будем говорить о воде и её значении. (Слайд №7)
Объяснение нового.
Где же можно увидеть воду?
Дети: Воду можно увидеть дома, когда она бежит из крана. А можно увидеть в реке, в озере или в море, океане.
Видеозапись «Как устроен город».
А теперь отгадаем в виде чего можно увидеть воду:
С неба звездой,
На ладошку – водой.
Что это?
Дети: Снег.
Почему так решили? (Слайд № 8-а )
Дети: С неба падают снежинки, а, когда упадут на тёплую ладошку – тают от тепла.
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
Дети: Это лёд. Он прозрачный, а вот в окно его не вставишь. Это же не стекло, лёд может растаять.
(Слайд № 8-б )
Не снег и не лёд,
А серебром уберёт.
(Дети затрудняются.)
Посмотрите на экран (слайд № 8-в — иллюстрации инея).
Кто узнал, что это такое?
Ребята, это – иней, тонкий слой ледяных кристаллов, которые образуются благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.
Детки сели на карниз,
И растут всё время вниз.
Дети: Сосульки. (Слайд № 8-г)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем, не найдём.
(Дети затрудняются.)
Посмотрите на экран (слайд № 8-д — иллюстрация росы).
Кто узнал, что это такое?
Это роса, такие мелкие капельки влаги, которые оседают на растениях, почве при наступлении утренней или вечерней прохлады.
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним, прочь бегут.
Дети: Дождь. (Слайд № 8-е )
С неба крупа падает.
Дети: Град. (Слайд № 8-ё)
Что-то не пойму. Тема урока о воде и её значении, а в отгадках ни слова о воде. Что же это значит?
Дети: Снег, лёд, роса, град, дождь – всё это вода.
Так в виде чего же бывает вода? (Слайд № 8)
(Дети делают вывод: Вода бывает в виде снега, льда, сосулек, росы, инея, дождя, града.)
Только ли жидкая бывает вода?
Дети: Нет, она ещё бывает твёрдая.
Твёрдая – в виде чего?
Дети: В виде льда, сосулек, града.
А ещё бывает в виде пара, т.е. в газообразном состоянии. Кто видел пар? Где?
Дети: Я видел пар в чайнике.
Да, когда чайник закипает, вода из жидкого состояния переходит в газообразное. (Слайд № 9 )
Физминутка:
Море волнуется раз,
Море волнуется два
Море волнуется три
Морская фигура на месте замри.
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки,
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
(Дети, выполняя физминутку, показывают: движения волн руками, бег на месте, разводят руки в сторону.)
Посмотрите на экран и расскажите, зачем вода нужна людям. (Слайд № 10) (Высказывания детей.)
Кому ещё нужна вода?
Дети: Вода нужна людям ,а ещё – животным.
Работа с учебником.
Откройте учебник на стр. 14.
Рассмотрите ряд маленьких иллюстраций и дополните свои ответы на вопрос «Зачем нужна вода?»
Дети: Вода нужна, чтобы душ принимать, рыбу ловить. Олень воду пьёт.
Угадайте, кто к нам пришёл?
Скажите, кто так вкусно
готовит щи капустные,
пахучие котлеты, салаты, винегреты,
все завтраки, обеды?
Дети: Это мама или бабушка. А может ещё и повар. Он же тоже готовит.
Плещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Под мостиком
Виляет хвостиком.
Дети: Это рыба. Она, когда плещется в речке, сверкает спинкой и у неё есть хвост.
Стоят в лугах сестрички.
Золотой у них глазок,
Белые реснички.
Дети: Это ромашки. У них серединка жёлтая, как золотая, а по краям белые лепесточки.
Молодцы. Послушаем, что они нам расскажут: зачем им нужна вода. (Как только названы слова – отгадки выходят три ученика, имея на голове атрибут отгадки: повар –колпак повара, у «рыбы» на голове одет обруч, на котором приклеена рыбка, у ромашки — обруч, на котором приклеена ромашка. Дети рассказывают стихи.)
Мне вода нужна
Руки, овощи помыть
Да и суп сварить,
А затем посуду вымыть.
Я в воде живу,
Икринки мечу,
Деток вывожу,
Без воды пропаду.
Мне без воды никак нельзя.
Водой питаюсь я.
Расту под солнцем веселей
И радую людей.
Что же ещё нового узнали?
Дети: Вода нужна не только людям и животным, но ещё и растениям, рыбам.
Посмотрите на экран сделайте вывод, кому необходима вода для жизни. (Слайд № 11 ) (Высказывания детей.)
С помощью воды люди получают электричество. (Слайд № 12 ) Водяная мельница зерна перемалывает в муку. (Слайд № 13 )
Вода необходима для работы фабрик и заводов. (Слайд № 14 )
По рекам и морям ходят корабли. (Слайд № 15 )
Видеозапись «Мир вокруг нас» («Вода нужна всем»).
Что узнали нового?
Дети: (Высказывания детей.)
Физминутка:
Отгадайте:
В тихую погоду
нет нас нигде.
А ветер подует –
Бежим по воде.
Дети: это волны.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя.
А над морем мы с тобою.
(Дети машут руками как чайки.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(Дети показывают как плывут.)
Поглядите, чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(Показывают как ходят чайки.)
Что там чудится в тумане?
(Правая рука под козырек над правым глазом.)
Это мачты кораблей.
Пусть плывут сюда скорей.
(Рукой призывают корабли.)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем.
(Дети показывают как ходят.)
Ищем ракушки в песке
И сжимаем в кулаке.
(Дети показывают как ищут – на корточках водят руками по песку.
Сжимают кулачки.)
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать.
(Приседают.)
Сядем дружно на песок,
А теперь на стульчик
И продолжим наш урок.
Воды на земле очень много. И всё равно её не хватает и людям, и животным, и растениям. Даже есть страны, где ведут строгий учёт расходования воды. И мы всё чаще слышим призывы следить за исправностью кранов.
Почему так происходит?
Дети: Может вода заканчивается.
Проведение опыта.
Ответить на этот вопрос поможет опыт.
На столе два стакана с водой. Сравните воду в стаканах.
Дети: Прозрачная, жидкая, одинаковое количество, без цвета.
Что ещё можно сказать о воде? Какая она на вкус?
Мне помогут дегустаторы, люди, которые пробуют, это – Артём и Энри.
(Артём спокойно пьёт, а Энри начинает пить и морщится.)
Энри, что случилось?
Энри: Фу, у меня вода солёная.
Артём, а у тебя?
Артём: А у меня обычная вода, безвкусная.
Безвкусная, значит пресная.
Что же узнали из опыта?
Дети: Вода бывает пресная и солёная.
А в природе, где встречаем пресную и солёную воду?
Дети: Солёную встречаем в морях и океанах, а пресную – в речке. А ещё в дождике — капли пресные.
Отгадайте загадку:
Кругом вода,
А с питьём беда.
Что это?
Дети: Это море.
Почему так решили?
Дети: Так в море кругом вода. А может ещё океан.
Почему воды много, а с питьём беда?
Дети: Вода-то солёная, её пить нельзя.
Какая же вода нужна людям, животным и растениям?
Дети: Ой, ну, конечно же, пресная.
Делаем вывод: пресная, несолёная вода в реках, озёрах, реках, а в морях и океанах – горько-солёная. Именно пресной воды, необходимой для всего живого очень и очень мало по сравнению с солёной водой.
Посмотрите (Слайд № 16 ) на диаграмму – круг, который показывает, что всего примерно 34 процента пресной воды от всей воды земного шара.
Так почему же нам не хватает воды?
Дети: Потому что много солёной и мало пресной воды.
Охрана воды.
Как вы думаете, надо охранять воду? (Слайд № 17) Зачем?
Дети: Если её не охранять, она будет грязной, и мы не сможем её пить.
Почему вода в водоёмах становится грязной?
Дети: Люди порой бросают мусор в речку, а кто-то моет машину. От этого вода становится грязной.
Как вы понимаете слово «грязный»?
Дети: «Грязный» , значит плохой, испорченный.
Почему грязная вода уничтожает природу?
Дети: Если в речке грязная вода, погибнет рыба.
Плохая вода испортит природу: растения, зверей.
А кто виноват в том, что вода в водоёмах грязная?
Дети: Мы же, люди и виноваты, так как ведём себя неправильно.
Где же люди берут питьевую воду?
Дети: Люди берут воду из водопроводных кранов, колодцев. (Слайд № 18)
Ещё люди берут воду из скважин. (Слайд № 19)
Видеозапись «Мир вокруг нас».
А мы с вами как-то можем беречь воду?
Дети: Да. Закрывать краны, не засорять водоёмы.
Дары природы.
(Слайд № 20 ) Какими продуктами морей и рек пользуются люди?
Дети: Продукты рек и морей : рыба, морская капуста, креветки, осьминоги, кальмары, раки, устрицы.
Человек без воды может прожить не более трёх дней, а без пищи – почти месяц.
Работа с учебником.
Рассмотрите иллюстрации на стр. 14 — 15. Что можете сказать? Кого видите? (Высказывания детей.)
Какая река протекает недалеко от нас?
Дети: Москва-река, Сходня.
(Слайд № 21)
Можем ли мы увидеть этих животных у нас? Почему?
В какой воде привыкли жить?
Дети: Они привыкли жить в соленой воде, т.е. в морях и океанах, поэтому у нас они жить не могут.
Назовите растения и животных Москва — реки.
Дети: камыш, осока, плотва, карась, щука.
Чем объясняются такие различия? Почему у нас другие животные и растения?
Дети: Потому что они живут в пресной воде.
11. Вывод
Подведём итог урока. Будем играть в игру «Не ошибись!»
(уч-ся стоят).
(Условия игры: учитель называет основные положения значения воды, чередуя их с отрицательными моментами. Дети хлопают в ладоши, если согласны (с верным положением).Кто ошибается – тот садится. Заканчивается игра апплодисментами победителям.)
Приготовили ладошки.
Игра «Не ошибись!»
Где же встречается вода?
В море,
В лесу,
В реке,
В озере,
В пустыне,
В океане.
Какая бывает вода?
Земляная.
Твёрдая.
Зимняя.
Жидкая.
Газообразная.
В виде чего?
Дождя.
Кирпичей.
Снега.
Инея.
Мороженого.
Сосулек.
Росы.
Льда.
Кому нужна вода?
Растениям.
Камням.
Животным.
Грибам.
Солнцу.
Людям.
Зачем нужна вода?
Для бытовых нужд.
Для содержания домашних животных.
Для получения продуктов питания.
Молодцы!
Вода – одно из важнейших условий возникновения и поддержания жизни на Земле.
Вода в древности была основными дорогами – путями передвижения и перевозки грузов.
Видеозапись «Мир вокруг нас».
Итак, без воды не будет жизни на Земле.
Понравился урок?
Дети: Да.
Что запомнилось?
Что понравилось?
Что огорчило?
(Дети высказывают свои впечатления от урока.)
Молодцы. Хорошо поработали.