Урок по окружающему миру в 1 классе «Значение воды»

Урок по окружающему миру в 1 классе четырёхлетней начальной школы

по системе Л.В. Занкова, с презентацией.









Автор: Честнова Татьяна Юрьевна – учитель начальных классов,

ГОУ СОШ № 1743 СЗАО г. Москвы.

2008 год





Цели:

  1. Дать представление:

  • о значении воды на Земле и где она бывает (в океанах, морях, озёрах, реках, выпадает в виде дождей, росы, снега),

  • о состоянии воды: пресная, солёная, жидкая и твёрдая,

  • о жизни и воде,

  • о разнообразии природы на Земле в зависимости от наличия воды и её солёности.

  1. Воспитывать бережное отношение к воде.

  2. Расширять кругозор учащихся.

  3. Пополнять словарный запас учеников.



Используемая литература:

  1. Автор и источник заимствования неизвестен.

  2. Альманах серии «Скажи мне, почему?». Выпуск первый – «Детская энциклопедия для ленивых». – Совместное производство «Редакции журнала «MASS MEDIA» и фирмы «САШКО», 1995.

  3. Вихляева Т.К., Волкова Т.Н. – Я познаю мир. Учебник для 2 класса четырёхлетней школы. – Обнинск: «Духовное возрождение», 2002.

  4. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. – Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир». 1 класс. — Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006.

  5. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. — Окружающий мир: Учебник для 1 класса: В 2 частях. – 4-е изд., испр. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.

  6. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. – Рабочая тетрадь учебнику «Окружающий мир». 1 класс. – Изд. 5-е. — Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.



Технические средства:

  1. Видеомагнитофон

  2. Мультимедийная установка

  3. Экран

  4. Видеозаписи «Мир вокруг нас» и «Как устроен город».

  5. Аудиозапись «Наедине с природой. Озеро. Ручей. Лес.». 6. Презентация.



  1. Повторение пройденного.

Отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица,

Знают все, и млад и стар,

Что она – большущий шар.



О какой планете идёт речь?

Дети: Речь идёт о планете Земля.

(Слайд № 2 )

Почему так решили?

Дети: Земля имеет форму шара. Она круглая.

Что знаете о планете Земля?

Дети: Наша планета Земля вращается вокруг своей оси и вокруг солнца.

(Слайд № 3)



Встали. Покажите, как Земля вращается вокруг своей оси? (Дети встают и поворачиваются вокруг себя.)

Что происходит в это время на Земле?

Дети: В это время, когда Земля вращается вокруг своей оси, на Земле происходит смена дня и ночи. (Слайд № 4)



А теперь к доске выйдут Полина и Женя. Полина, ты –ёлка. Женя, обойди вокруг ёлки. ( Дети выполняют действия.)

Молодцы. Садитесь.

(Слайд № 5)

Один круг вокруг ёлки подобен годовому обращению Земли вокруг солнца. Что напомнило это явление?

Дети: это напомнило смену времён года.



  1. Сообщение темы урока.

А теперь посмотрите на глобус. ( Учитель показывает глобус.)

Землю называют голубой планетой. Почему?

(Слайд №6)

Дети: На глобусе много голубого цвета. Наверное потому, что на ней много морей и океанов. Рек и озёр.



Отгадайте загадку:

Не конь, а бежит,

не лес, а шумит.

Что это такое? ( Если дети не отгадывают, включаю подсказку – шум, плеск воды – аудизапись «Наедине с природой. Озеро. Ручей. Лес.».

Дети: Это вода.

Почему так решили? (Слайд №7)

Дети: Вода – не конь, а течёт, т.е. бежит, а когда она бежит, слышен шум.



Посмотрите ещё раз на глобус, вспомните последнюю загадку и скажите, о чём же будем сегодня говорить на уроке?

Дети: Наверное, о воде.

Совершенно верно, мы будем говорить о воде и её значении. (Слайд №7)



  1. Объяснение нового.

Где же можно увидеть воду?

Дети: Воду можно увидеть дома, когда она бежит из крана. А можно увидеть в реке, в озере или в море, океане.

Видеозапись «Как устроен город».



А теперь отгадаем в виде чего можно увидеть воду:



С неба звездой,

На ладошку – водой.

Что это?

Дети: Снег.

Почему так решили? (Слайд № 8-а )

Дети: С неба падают снежинки, а, когда упадут на тёплую ладошку – тают от тепла.



Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

Дети: Это лёд. Он прозрачный, а вот в окно его не вставишь. Это же не стекло, лёд может растаять.

(Слайд № 8-б )

Не снег и не лёд,

А серебром уберёт.

(Дети затрудняются.)

Посмотрите на экран (слайд № 8-в — иллюстрации инея).

Кто узнал, что это такое?

Ребята, это – иней, тонкий слой ледяных кристаллов, которые образуются благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.

Детки сели на карниз,

И растут всё время вниз.

Дети: Сосульки. (Слайд № 8-г)



Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем, не найдём.

(Дети затрудняются.)

Посмотрите на экран (слайд № 8-д — иллюстрация росы).

Кто узнал, что это такое?

Это роса, такие мелкие капельки влаги, которые оседают на растениях, почве при наступлении утренней или вечерней прохлады.

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним, прочь бегут.

Дети: Дождь. (Слайд № 8-е )





С неба крупа падает.

Дети: Град. (Слайд № 8-ё)



Что-то не пойму. Тема урока о воде и её значении, а в отгадках ни слова о воде. Что же это значит?

Дети: Снег, лёд, роса, град, дождь – всё это вода.

Так в виде чего же бывает вода? (Слайд № 8)

(Дети делают вывод: Вода бывает в виде снега, льда, сосулек, росы, инея, дождя, града.)

Только ли жидкая бывает вода?

Дети: Нет, она ещё бывает твёрдая.

Твёрдая – в виде чего?

Дети: В виде льда, сосулек, града.

А ещё бывает в виде пара, т.е. в газообразном состоянии. Кто видел пар? Где?

Дети: Я видел пар в чайнике.

Да, когда чайник закипает, вода из жидкого состояния переходит в газообразное. (Слайд № 9 )



  1. Физминутка:

Море волнуется раз,

Море волнуется два

Море волнуется три

Морская фигура на месте замри.



А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки,

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

(Дети, выполняя физминутку, показывают: движения волн руками, бег на месте, разводят руки в сторону.)



Посмотрите на экран и расскажите, зачем вода нужна людям. (Слайд № 10) (Высказывания детей.)

Кому ещё нужна вода?

Дети: Вода нужна людям ,а ещё – животным.



  1. Работа с учебником.

Откройте учебник на стр. 14.

Рассмотрите ряд маленьких иллюстраций и дополните свои ответы на вопрос «Зачем нужна вода?»

Дети: Вода нужна, чтобы душ принимать, рыбу ловить. Олень воду пьёт.



Угадайте, кто к нам пришёл?

Скажите, кто так вкусно

готовит щи капустные,

пахучие котлеты, салаты, винегреты,

все завтраки, обеды?

Дети: Это мама или бабушка. А может ещё и повар. Он же тоже готовит.



Плещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

Под мостиком

Виляет хвостиком.

Дети: Это рыба. Она, когда плещется в речке, сверкает спинкой и у неё есть хвост.



Стоят в лугах сестрички.

Золотой у них глазок,

Белые реснички.

Дети: Это ромашки. У них серединка жёлтая, как золотая, а по краям белые лепесточки.

Молодцы. Послушаем, что они нам расскажут: зачем им нужна вода. (Как только названы слова – отгадки выходят три ученика, имея на голове атрибут отгадки: повар –колпак повара, у «рыбы» на голове одет обруч, на котором приклеена рыбка, у ромашки — обруч, на котором приклеена ромашка. Дети рассказывают стихи.)

Мне вода нужна

Руки, овощи помыть

Да и суп сварить,

А затем посуду вымыть.



Я в воде живу,

Икринки мечу,

Деток вывожу,

Без воды пропаду.



Мне без воды никак нельзя.

Водой питаюсь я.

Расту под солнцем веселей

И радую людей.

Что же ещё нового узнали?

Дети: Вода нужна не только людям и животным, но ещё и растениям, рыбам.



Посмотрите на экран сделайте вывод, кому необходима вода для жизни. (Слайд № 11 ) (Высказывания детей.)



С помощью воды люди получают электричество. (Слайд № 12 ) Водяная мельница зерна перемалывает в муку. (Слайд № 13 )

Вода необходима для работы фабрик и заводов. (Слайд № 14 )

По рекам и морям ходят корабли. (Слайд № 15 )



Видеозапись «Мир вокруг нас» («Вода нужна всем»).

Что узнали нового?

Дети: (Высказывания детей.)



  1. Физминутка:

Отгадайте:

В тихую погоду

нет нас нигде.

А ветер подует –

Бежим по воде.

Дети: это волны.



Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя.

А над морем мы с тобою.

(Дети машут руками как чайки.)

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(Дети показывают как плывут.)

Поглядите, чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(Показывают как ходят чайки.)

Что там чудится в тумане?

(Правая рука под козырек над правым глазом.)

Это мачты кораблей.

Пусть плывут сюда скорей.

(Рукой призывают корабли.)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем.

(Дети показывают как ходят.)

Ищем ракушки в песке

И сжимаем в кулаке.

(Дети показывают как ищут – на корточках водят руками по песку.

Сжимают кулачки.)

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать.

(Приседают.)

Сядем дружно на песок,

А теперь на стульчик

И продолжим наш урок.



Воды на земле очень много. И всё равно её не хватает и людям, и животным, и растениям. Даже есть страны, где ведут строгий учёт расходования воды. И мы всё чаще слышим призывы следить за исправностью кранов.

Почему так происходит?

Дети: Может вода заканчивается.



  1. Проведение опыта.

Ответить на этот вопрос поможет опыт.

На столе два стакана с водой. Сравните воду в стаканах.

Дети: Прозрачная, жидкая, одинаковое количество, без цвета.

Что ещё можно сказать о воде? Какая она на вкус?

Мне помогут дегустаторы, люди, которые пробуют, это – Артём и Энри.

(Артём спокойно пьёт, а Энри начинает пить и морщится.)

Энри, что случилось?

Энри: Фу, у меня вода солёная.

Артём, а у тебя?

Артём: А у меня обычная вода, безвкусная.



Безвкусная, значит пресная.

Что же узнали из опыта?

Дети: Вода бывает пресная и солёная.

А в природе, где встречаем пресную и солёную воду?

Дети: Солёную встречаем в морях и океанах, а пресную – в речке. А ещё в дождике — капли пресные.

Отгадайте загадку:

Кругом вода,

А с питьём беда.

Что это?

Дети: Это море.

Почему так решили?

Дети: Так в море кругом вода. А может ещё океан.

Почему воды много, а с питьём беда?

Дети: Вода-то солёная, её пить нельзя.

Какая же вода нужна людям, животным и растениям?

Дети: Ой, ну, конечно же, пресная.

Делаем вывод: пресная, несолёная вода в реках, озёрах, реках, а в морях и океанах – горько-солёная. Именно пресной воды, необходимой для всего живого очень и очень мало по сравнению с солёной водой.

Посмотрите (Слайд № 16 ) на диаграмму – круг, который показывает, что всего примерно 34 процента пресной воды от всей воды земного шара.

Так почему же нам не хватает воды?

Дети: Потому что много солёной и мало пресной воды.



  1. Охрана воды.

Как вы думаете, надо охранять воду? (Слайд № 17) Зачем?

Дети: Если её не охранять, она будет грязной, и мы не сможем её пить.

Почему вода в водоёмах становится грязной?

Дети: Люди порой бросают мусор в речку, а кто-то моет машину. От этого вода становится грязной.

Как вы понимаете слово «грязный»?

Дети: «Грязный» , значит плохой, испорченный.

Почему грязная вода уничтожает природу?

Дети: Если в речке грязная вода, погибнет рыба.

Плохая вода испортит природу: растения, зверей.

А кто виноват в том, что вода в водоёмах грязная?

Дети: Мы же, люди и виноваты, так как ведём себя неправильно.

Где же люди берут питьевую воду?

Дети: Люди берут воду из водопроводных кранов, колодцев. (Слайд № 18)

Ещё люди берут воду из скважин. (Слайд № 19)



Видеозапись «Мир вокруг нас».

А мы с вами как-то можем беречь воду?

Дети: Да. Закрывать краны, не засорять водоёмы.



  1. Дары природы.

(Слайд № 20 ) Какими продуктами морей и рек пользуются люди?

Дети: Продукты рек и морей : рыба, морская капуста, креветки, осьминоги, кальмары, раки, устрицы.

Человек без воды может прожить не более трёх дней, а без пищи – почти месяц.



  1. Работа с учебником.

Рассмотрите иллюстрации на стр. 14 — 15. Что можете сказать? Кого видите? (Высказывания детей.)

Какая река протекает недалеко от нас?

Дети: Москва-река, Сходня.



(Слайд № 21)

Можем ли мы увидеть этих животных у нас? Почему?

В какой воде привыкли жить?

Дети: Они привыкли жить в соленой воде, т.е. в морях и океанах, поэтому у нас они жить не могут.

Назовите растения и животных Москва — реки.

Дети: камыш, осока, плотва, карась, щука.

Чем объясняются такие различия? Почему у нас другие животные и растения?

Дети: Потому что они живут в пресной воде.



11. Вывод

Подведём итог урока. Будем играть в игру «Не ошибись!»

(уч-ся стоят).

(Условия игры: учитель называет основные положения значения воды, чередуя их с отрицательными моментами. Дети хлопают в ладоши, если согласны (с верным положением).Кто ошибается – тот садится. Заканчивается игра апплодисментами победителям.)

Приготовили ладошки.

Игра «Не ошибись!»

Где же встречается вода?

  • В море,

  • В лесу,

  • В реке,

  • В озере,

  • В пустыне,

  • В океане.

Какая бывает вода?

  • Земляная.

  • Твёрдая.

  • Зимняя.

  • Жидкая.

  • Газообразная.

В виде чего?

  • Дождя.

  • Кирпичей.

  • Снега.

  • Инея.

  • Мороженого.

  • Сосулек.

  • Росы.

  • Льда.

Кому нужна вода?

  • Растениям.

  • Камням.

  • Животным.

  • Грибам.

  • Солнцу.

  • Людям.

Зачем нужна вода?

  • Для бытовых нужд.

  • Для содержания домашних животных.

  • Для получения продуктов питания.



Молодцы!



Вода – одно из важнейших условий возникновения и поддержания жизни на Земле.

Вода в древности была основными дорогами – путями передвижения и перевозки грузов.



Видеозапись «Мир вокруг нас».



Итак, без воды не будет жизни на Земле.



Понравился урок?

Дети: Да.

Что запомнилось?

Что понравилось?

Что огорчило?

(Дети высказывают свои впечатления от урока.)

Молодцы. Хорошо поработали.

Свежие документы:  Урок окружающего мира для 3 класса «Царства живой природы»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: