Урок по окружающему миру во 2 классе
«Первое знакомство со звёздами»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Вид урока: урок – виртуальное путешествие.
Задачи урока:
первичное знакомство учащихся со строением Солнечной системой;
расширение знаний о планете Земля;
формирование представлений о звёздах, Солнце;
углубление знаний о существовании Земли без солнечного света и тепла;
развитие познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
развивать речь учащихся;
развивать память, мышление, внимание.
Необходимые ресурсы:
компьютер;
презентация PowerPoint к уроку
Ход урока
Организационный момент
(Слайд 1)
Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
Постановка проблемы. Включаю видео и читаю стих «Космическая сказка». Дети, прослушав, сами определяют тему и цели урока.
— Сегодня мы отправляемся в своё первое путешествие к далёким мирам. И тема нашего урока звучит так: «Первое знакомство со звёздами»
II. Изучение нового материала
1. Вводная беседа
— Как вы думаете, почему люди смотрят на звёзды? (слайд 2)
— С давних времён человека манило звёздное небо. Люди высказывали разные догадки о том, как устроен мир, кто его создал, как выглядит наша планета.
Мир в представлении древних египтян: (Слайд 4)
внизу — Земля, над ней — богиня неба; слева и справа — корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.
Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, (Слайд 5 )
опирающейся на слонов. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство
А некоторые народы представляли мир на трёх китах, (Слайд 6).
— Миллионы звёзд рассыпаны по звёздному небу. (Слайд 7)
Мы их можем наблюдать в безоблачные ночи. С давних времён люди пытались найти ответы на вопросы: как далеко от нас звёзды и как они выглядят вблизи?
Постепенно с развитием науки и техники, накапливались и расширялись знания, совершался переход от сказок и легенд к подлинно научному объяснению. Долгое время устанавливали положение звёзд на небе, определяли их яркость, составляли звёздные карты.
— А как вы думаете, какие бывают звёзды? Давайте посмотрим на экран.
(Слайды 8, 9, 10,11)
4. Загадка о солнце
Не сочтёшь их в час ночной
Днём не видно ни одной.(звёзды)
Какая ошибка есть в загадке? (Солнце тоже звезда)
— Ближайшая к земле звезда – Солнце. Оно образовалось около 5 миллиардов лет тому назад. Затем вокруг солнца появились планеты. (Слайд 12)
Солнце — огромный огненный шар из газа. Нам кажется оно маленьким кружочком. Это потому, что оно от нас очень далеко. На самом деле Солнце во много раз больше земли и всех других планет, которые входят в солнечную систему.
Если представить, (Слайд 13) что можно сделать гигантские весы и на одну чашу положить солнце, а на другую 330 тысяч таких планет, как наша Земля. Тогда весы покажут одинаковый вес.
5. Игра «Что расскажет о солнце…»
(Учитель раздаёт детям несколько карточек, на которых записаны профессии людей: астроном, поэт, художник, хлебороб, путешественник, врач.)
— Немного подумав, ответьте на вопрос: «Что расскажет о Солнце человек вашей профессии?»
Хлебороб может рассказать о том, как необходимо солнечное тепло и свет для того, чтобы вырастить хороший урожай хлеба.
Астроном может рассказать о том, что Солнце – звезда, огромный огненный шар.
Поэт напишет нежное стихотворение, в котором расскажет о тёплом ласковом солнышке.
Художник может нарисовать восход солнца, радугу и солнечные яркие лучи после дождя.
Врач расскажет о том, какую пользу приносят солнечные лучи.
Путешественник расскажет о том, как по солнцу найти дорогу.
— В далёкие времена люди, рисуя вселенную, помещали землю в центр. А все планеты и солнце вращались вокруг неё. Но благодаря великому учёному Николаю Копернику, (Слайд 15) который родился более 500 лет назад, весь мир узнал, что все планеты, включая Землю, вращаются вокруг Солнца.
7. Беседа «Планеты Солнечной системы»
— Как вы думаете, что означает слово «планета»?
— Планета в переводе с греческого «планетос», означает «блуждающий». И таких блуждающих шаров в нашей Солнечной системе 9 штук. (Слайд 16-17)
— Рассмотрите планеты солнечной системы.
— Какая по счёту планета Земля?
— Как вы думаете, чем земля отличается от других планет?
— Эта единственная планета, на которой есть жизнь.
— А что необходимо для того, чтобы существовала жизнь? (тепло, свет, вода, воздух)
— Земля получает от Солнца тепло и свет. Она находится на таком расстоянии от Солнца, что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой. Это позволяет жить на земле разным живым существам. Кроме солнечного света и тепла на нашей планете есть вода и воздух.
— Красива наша земля! Здесь текут быстрые реки, зеленеют поля и леса. Цветут чудесные цветы), на разные голоса поют птицы. Шумит морской прибой. Голубая планета Земля – наш дом, — оказывается, единственной во всей Вселенной.
— Вы, ребята, конечно, знаете, свой адрес и можете сказать, в каком доме, на какой улице, в каком селе, в каком районе вы живёте? А где находится наше село? (В стране, которая называется Молдовой)
— А где находится наша страна? (На планете Земля)
— А можем ли мы ответить: где живёт Земля? Нет? Тогда давайте об этом спросим Землю, пусть она сама расскажет.
— Земля! Земля! Скажи, пожалуйста, нам свой адрес.
Выступление Земли.
— Отвечу вам, хоть и некогда мне разговаривать: кручусь, верчусь без отдыха день и ночь. Мой район Солнечная система. Своё имя она получила в честь щедрого светила солнца. У солнца 9 планет. На первой кольцевой улице, живёт Меркурий, на второй – Венера, на третьей – я сама, а за мной располагаются: Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун и Плутон. Мы все безостановочно вращаемся по своей дороге-орбите.
— Земля, а где находится твой район – Солнечная система, в каком городе?
— В городе, который называется Галактика. И таких районов, как мой, в нем бесконечно много. И все они находятся в стране, которая называется Вселенная. У неё нет начала и нет конца. Свою страну люди могут облететь на самолёте, объехать на машине. Мою – даже мысленно, в воображении — невозможно ни объехать, ни облететь – такая она огромная.
— Ребята, давайте вспомним адрес Земли и заполним конверт.
Куда: Вселенная
город Галактика
район Солнечная Система
Третья Кольцевая улица
Кому: планета Земля. (Слайд 19)
Итог урока.
— А сейчас, давайте вспомним, что мы сегодня узнали на уроке. (Слайд 20)
— Разгадайте кроссворд.
4 |
| |||||||
|
|
| 5 |
| ||||
|
|
|
| 6 | ||||
|
|
|
| |||||
| 3 |
|
|
|
| |||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| |||||
|
|
|
| |||||
|
| |||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
Человек, какой профессии изучает планеты и звёзды. (астроном)
Сколько планет входят в Солнечную систему. (девять)
Ближайшая к Земле звезда. (Солнце)
Фамилия великого учёного, который доказал, что Земля — небесное тело, которое вращается вокруг солнца. (Коперник)
Что вращается вокруг Солнца. (Планеты)
Третья планета по счёту от Солнца. (Земля) .
Домашнее задание.