Урок познания мира в 1 классе для детей с ЗПР.
Тема урока: «Птицы зимой».
Цель: изучить особенности зимующих птиц.
Задачи:
развивать познавательные способности учащихся;
создать условия для знакомства учащихся с зимующими птицами и закрепить знания о перелетных;
раскрыть особенности образа жизни и строения птиц;
содействовать пониманию взаимосвязей в природе;
способствовать развитию связной речи учащихся и обогащению словарного запаса;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: набор открыток с птицами, таблицы (зимующие и перелётные птицы), загадки, информационный материал, кормушки, птицы-магниты.
Методы: репродуктивные, практические, частично — поисковые, игровой.
Ход урока.
Организационный этап
Ситуация успеха. Отрывок из стихотворения о зиме.
Белый снег пушистый,
В воздухе кружится,
И на землю тихо падает, ложится.
— О каком времени года говорится в стихотворении?
— Что происходит в природе зимой?
— Как птицы готовятся к зиме?
Операционный этап
— Рассмотрите таблицы назовите, каких птиц вы знаете.
— Что общего у всех птиц? (тело покрыто перьями, клюв, две ноги, два крыла, все птицы строят гнёзда и откладывают в них яйца, из яиц появляются птенцы)
— На какие две группы птиц можно разделить? ПЕРЕЛЁТНЫЕ и ЗИМУЮЩИЕ
( плакаты с названиями «перелётные», «зимующие»)
— Что вы знаете о перелетных птицах?
— Как вы думаете, почему их называют перелетными?
— Давайте вспомним перелётных птиц, отгадав загадки:
На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его …….(скворец)
Угадайте, что за птичка, тёмненькая невеличка.
Беленькая с живота, хвост раздвинут в два хвоста. (ласточка)
Всех приметней птиц, черней, враг личинок, друг полей.
Взад- вперёд по пашне вскачь, а зовётся птица …..( грач)
какая птица не хочет трудиться, гнезда не вьёт, детей раздаёт. (кукушка)
— Расскажите, что интересного вы знаете о кукушке?
— Ещё каких перелётных птиц вы знаете?
— Какую пользу птицы приносят природе и людям? (уничтожают большое количество вредных насекомых, радуют красотой и пением).
Разместить перелётных птиц с левой стороны доски. ( Поощрения за ответы на этом этапе урока)
Физминутка
Руки подняли и покачали, это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
В стороны руки – плавно помашем, это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем , крылья сложили назад.
Изучение новой темы
— Ребята, а как называют птиц ,которые остаются зимовать в нашей местности?
— Почему?… Да, птицам трудно пережить зиму, чтобы им помочь надо хорошо знать птиц которые остались зимовать. Чтобы узнать их отгадайте загадки:
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу. Хоть он скрылся под корой, всё равно он будет мой. (Дятел) — читают информацию о дятле подготовленные дети.
Птичка — невеличка, воробью сестричка. Спинкой темновата, животиком – желтовата — читают информацию подготовленные дети. (Синица)
С другом удивились мы: яблоки созрели. В сильный холод средь зимы на колючей ели. Мы сорвать их захотели, мигом фрукты улетели. (Снегирь) — читают информацию о снегирях.
— А, я вам ребята прочитаю сказку ещё об очень интересной птице, вот послушайте (В. Бианки – Терентий — тетерев):
Жил в лесу Тетерев, Терентием звали.
Летом ему хорошо было: в траве, в густой листве от злых глаз прятался. А пришла зима, облетели кусты и деревья — и схорониться негде.
Вот звери лесные, злые, и заспорили, кому теперь Терентий-Тетерев на обед достанется. Лисица говорит — ей. Куница говорит — ей.
Лисица говорит:
— Терентий спать на землю сядет, в кусту. Летом его в кусту не видно, а нынче — вот он. Я понизу промышляю, я его и съем.
А Куница говорит:
— Нет, Терентий спать на дереве сядет. Я поверху промышляю, я его и съем.
Терентий-Тетерев услыхал их спор, испугался. Полетел на опушку, сел на макушку и давай думать, как ему злых зверей обмануть. На дереве сядешь — Куница поймает, на землю слетишь — Лисица сцапает. Где же ночевать-то?
Думал-думал, думал-думал, — ничего не придумал и задремал.
Задремал — и видит во сне, будто он не на дереве, не на земле спит, а в воздухе. Кунице с дерева его не достать и Лисице с земли не достать: вот только ноги под себя поджать, — ей и не допрыгнуть.
Терентий во сне ноги-то поджал да бух с ветки!
А снег был глубокий, мягкий как пух. Неслышно по нему крадется Лисица.
К опушке бежит. А поверху, по веткам, Куница скачет и тоже к опушке. Обе за Терентием-Тетеревом спешат.
Вот Куница первая прискакала к дереву да все деревья оглядела, все ветки облазала, — нет Терентия!
«Эх, — думает, — опоздала! Видно, он на земле, в кусту спал. Лисице, верно, достался».
А Лисица прибежала, всю опушку оглядела, все кусты облазала, — нет Терентия!
«Эх, — думает, — опоздала! Видно, он на дереве спал. Кунице, видно, достался». ( Как вы думаете куда делся тетерев? Почему его лисица и куница не увидели?)
Подняла голову Лиса, а Куница — вот она: на суку сидит, зубы скалит.
Лисица рассердилась, как крикнет:
— Ты моего Терентия съела, — вот я тебе!
А Куница ей:
— Сама съела, а на меня говоришь. Вот я тебе!
И схватились они драться.
Жарко дерутся: снег под ними тает, клочья летят.
Вдруг — трах-та-та-тах! — из-под снега чем-то черным как выпалит!
У Лисицы и Куницы от страха душа в пятки. Кинулись в разные стороны:
Куница — на дерево, Лисица — в кусты.
А это Терентий-Тетерев выскочил. Он как с дерева свалился, так в снегу
и заснул. Только шум да драка его разбудили, а то, наверное, и сейчас бы
спал.
С тех пор все тетерева зимой в снегу спят: тепло им там и уютно, и от
злых глаз безопасно.
— Что интересного узнали о тетереве?
— Как вы думаете, мы о всех зимующих птицах рассказали? Птицы, которые никогда не куда не улетают, всегда живут в нашей местности, называются ОСЁДЛЫЕ. Вы их хорошо знаете. Предлагаю игру « Собери картинку» и назови птицу. (Дети собирают разрезанные картинки птиц)
Речевая разминка
— ирь – ирь – ирь – на дереве сидит снегирь;
— бей – бей — бей – скачет шустрый воробей;
— ока – ока – ока- трещит весь день сорока.
Закрепление
— Чтобы узнать, как вы запомнили зимующих птиц, поиграем в игру
«Четвертый лишний». ( прав. ответы на доске).
(стук в дверь, «Сорока» принесла телеграмму.)
— Что это за птица и чем она знаменита? ( трещит и новости разносит)
— Что же случилось? SOS! SOS! SOS! — сигнал бедствия. СПАСИТЕ!
— Как вы думаете, кто просит о помощи? (птицы)
— Как мы можем помочь птицам зимой? (покормить)
— Чем можно кормить птиц?
— Что страшней для птиц холод или голод?
— Какая должна быть кормушка для птиц?
— Рассмотрите разные виды кормушек. Сегодня после уроков мы развесим кормушки в школьном дворе.
Рефлексия
Что нового узнали на уроке? Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать?
— у нас сегодня на уроке волшебное дерево, посмотрите внимательно и разместите «магниты-птиц» на дереве.
Домашнее задание: Предлагаю вам вместе с родителями построить кормушки и развесить возле дома, чтобы наблюдать за птицами и подкармливать их в зимнее время.
Итог урока: оценки за урок.
Автор: Кургузенко Марина Николаевна
Учитель начальных классов в средней общеобразовательной школы №15, г. Павлодар