Внеклассное мероприятие на тему «Люблю тебя, мой край родной!»

Внеклассное мероприятие

Тема: « Люблю тебя, мой край родной!»

Описание работы: Материал для учителей и воспитателей начальной школы. Может использоваться в организации внеклассной работы, во внеурочной деятельности и работе с родителями.

Форма: празднично-конкурсная программа

Возраст: учащиеся  3 — 4 классов

Предварительная работа:

подбор детьми информации об истории, природе, городах Пермского края; подбор литературных и музыкальных произведений об Урале.

Цели:

  • пробудить познавательный интерес к Пермскому краю и его природной среде, через изучение истории Пермского края.

Задачи:

  • формирование любви к родному городу и интереса к прошлому и настоящему;

  • формирование представлений об уникальности и неповторимости городов; о важной роли горожан в создании, развитии сохранении города и его культурного наследия;

  • формирование умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении.

  • развитие бережного отношения к природе;



Планируемые результаты:

Регулятивные УУД:

  • выделять из темы занятия известные знания;

  • оценивать уровень своих знаний по теме;

  • сверять свои ответы с образцом.

Познавательные УУД:

  • знакомиться с историей Пермского края и родного города;

  • узнать о природе Пермского края.

Коммуникативные УУД:

  • формулировать ответы на вопросы;

  • вникать в смысл того, о чем говорят;

  • готовить небольшие сообщения с помощью взрослых.

Личностные УУД:

  • формирование представления о гражданской идентичности в форме осознания себя как юного гражданина Пермского края и свою принадлежность к определенному этносу;

  • формирование целостного видения окружающего мира;

  • формирование эстетического чувства.

  • проявлять индивидуальные творческие способности.



Оборудование: карта Пермского края, компьютер, колонки, проектор, презентация « Люблю тебя, мой край родной!».





























Ход занятия:

    1. Начало путешествия.

Звучит песня «С чего начинается Родина» (стихи М.Л.Матусовского, музыка В.Баснера)

Учитель

Когда мы произносим слово Родина, перед нами раскрываются бескрайние просторы – леса, поля, горы, моря. Зажигаются огни городов, похожие на яркие созвездия. Но как Волга берет начало из маленького ручейка, так Родина начинается у твоего дома: с березки, шумящей на ветру, с улицы, уходящей вдаль. Родина начинается рядом с нами. Родиной мы называем наш родной край, который носит гордое имя – Урал.

Ученик 1 Урал – это значит земля золотая.

Урал – это рек полноводных простор.

Это леса, как волчьи стаи,

Кольцом окружили подножья гор.

Ученик 2 Светом заводов искрятся дали.

Гремят поезда между глыбами скал.

Этому краю недаром дали

Славное имя – Урал.

Ученик 3 Урал! Урал! Твои просторы

Волнуют сердце мне всегда.

Твои леса, озера, горы

Я не забуду никогда.

В.Николаев

Учитель

— Сегодня мы отправляемся в путешествие по нашему родному краю и назовём наш отряд — «Натуралист».

— Объясните, какое значение у этого слова.

(Толковый словарь Ожегова.

Натуралист — человек, который занимается изучением природы, естествоиспытатель )

    1. Путешествие по станциям.

1 станция – Историческая.

— Здесь мы узнаем, что было в далеком прошлом на месте современного Урала.

Ученик 1

Много – много тысяч лет назад на месте современного Урала было безбрежное море. Дно уральского моря то поднималось, то опускалось. Под давлением могучих подземных сил поднималось дно моря в виде вулканов. И, в конце концов, образовались высокие горы.

Ученик 2

Когда – то над хребтом Урала

Соленой свежестью полна

С волнами запросто играла

Морская вольная волна.

Ученик 3

Ей было любо на просторе.

И гордо устремляясь ввысь.

Отхлынуло, исчезло море

И горы в небо поднялись.

А.Татьяничева «Мой синий Урал»

Ученик 4

А сейчас огромной каменной стеной протянулся Урал от Арктических морей до южных казахских степей, разделяя Европу и Азию.

Ученик 5

Уральские выси, уральские шири.

Урал – великан на пороге Сибири,

В гранит, и железо, и яшму одет,

Он песней рабочей встречает рассвет.

А.Гатов «Чего только нет на Урале».

2 станция – Кладовая Урала.

Учитель

— На исторической станции мы узнали, как образовались Уральские горы. Шли годы, столетия. Солнце жгло вершины Урала, ветер выдувал мягкие породы, разрушался и твердел гранит. Седой Урал превратился в невысокие горы. И эти горы – настоящая кладовая. Урал – край неисчерпаемых богатств. Подземные кладовые Урала заполнены солью, медью, углем, железом, драгоценными металлами.

— Отгадайте, о каких полезных ископаемых идёт речь?

  • Я жидкость маслянистая и темная всегда. Когда переработают, как чистая вода (нефть).

  • Железу, стали, чугуну я старшая сестра. Недаром все меня зовут …(железная руда).

  • Я черный, грязный, неприглядный, но полезен для людей. Много я даю тепла для доменных печей. И столько тепла в нем, скажу по-секрету, что хватит согреть им всю нашу планету (каменный уголь).

  • А по мне ты просто ходишь, замечаешь не всегда, у реки игрушки лепишь и ломаешь их, шутя (песок).

  • Чтоб урожай богатым был, служу я для народа. Недаром все меня зовут камнем плодородия (калийная соль).



3 станция – Берендеево царство.



Физ. минутка

Хорошо шагать по свету.

Обойти пешком планету.

Мы отправились в поход

С нами песенка идет.



Учитель

Сказочна природа Урала! Каждое лето тысячи туристов уходят, уезжают, уплывают в живописные уголки Урала. Одних манит к себе лес, где белоснежный хоровод берез сменяется маршем лапчатых кленов. Искрятся то серебром, то изумрудом платья осин. Зеленым шумом встречают сосновые боры.

— Разнообразен животный мир нашего края.

  • В чащах лиственных лесов можно встретить красавца лося.

  • В лесах северных районов, Чердынского и Красновишерского, пасутся дикие северные олени.

  • В лесных чащах встречается хозяин леса – бурый медведь. Все уступают ему дорогу, даже злобные серые волки, поджав хвосты, разбегаются от Михаила Потаповича.

  • 330 видов различных животных насчитывается только в нашем Пермском крае.

— Давайте прочитаем слова М.Пришвина.

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.

Учитель

— Животные Пермского края занесены в «Красную книгу». Это:

  • Черный аист

  • Орлан белохвостый

  • Беркут

  • Степной орел

  • Скопа

— Есть животные подлежащие особой охране (23 вида). Вот некоторые из них: белка-летяга, прыткая ящерица, северный олень, косуля, кабан, колонок, ёж, енотовидная собака, песец, росомаха, малый пестрый дятел и т.д.



4 станция – экскурсия по Каме.



Учитель

Давайте отправимся на экскурсию по Каме. Как представить наш край без больших рек и малых речушек? То они горные, быстротекущие, то величавые и спокойные.

Ученик 1

Самая полноводная река – Кама. В Европе она четвертая по величине. Длина её около 2 тысяч км. Начало она берет в деревне Карпушата, что в Удмуртии.

Ученик 2

Ой, ты, Кама – Камушка!

Ты родная наша матушка.

До чего же ты богатая река,

Что в цветах ковры персидские,

Заливны твои луга.

Что каменья самоцветные

Блещут ночью берега.

(народная песня)

Ученик 3

Ой, широк речной простор..
Средь лесов, полей и гор,
Высока твоя волна,
Кама-Камушка!
На волнах качаешь ты
Пароходы и плоты,
Многоводная река,
Кама славная!
С.Широков «Кама – Камушка»



Учитель

Каму давно зовут рекой – труженицей. Речники Камского пароходства ежегодно перевозят миллионы тонн различных грузов: это и удобрения, баржи с фруктами и овощами на север края, калийные удобрения на поля нашей страны, и многое другое. В настоящее время Кама превращена в каскадную реку: построены плотины. Камская и Воткинская ГРЭС дают электрический ток заводам, фабрикам и городам Урала.

Ученик 3

Идут, идут по морю пароходы.

Знакомых мест теперь уж не узнать.

И вспоминая прежние походы,

Смотрю в бинокль, чтоб берег увидать.

Кружится чайка над большой водою.

Она привет от Каспия несёт.

Шумит, клокочет море молодое,

Избыток сил турбинам отдаёт.

Ученик 4

— В Каму впадают реки Вишера, Яйва, красавица Чусовая, Косьва, Иньва, Обва (показывает на карте).

Ученик 5

Внизу, в огнях мерцают облака

Плывут ночные пароходы.

О, Кама! Кама! Русская река

Поистине кормилица народа.

Урал! Урал! Люблю я Каму,

Когда она плоты несет.



5 станция – Урал — промышленный.



Учитель

— По Каме мы доплыли с вами до краевого центра – города Перми. Познакомимся с его достопримечательностями, пройдем по его улицам (подготовленный ученик проводит экскурсию).

  • Прошлое Перми довольно интересно. Город получил название «Пермь» и стал губернским городом в соответствии с указом Екатерины II от 20 ноября 1780 года.

  • Первым каменным строением Перми был Петропавловский собор, построенный в 1764году.

  • Диорама «Декабрьское вооруженное восстание 1905 года в Мотовилихе» — ещё одна важная достопримечательность.

  • А этот памятник мужеству, доблести и геройству уральских добровольцев в ВОВ. Среди героев Уральского добровольческого танкового корпуса много березниковцев.

  • Современный город – город заводов. Стране нужны вертолёты – Пермь дает вертолетные двигатели. Вы звоните по стационарному телефону. Ваш телефон сделан в Перми. В поле вышли комбайны, их движет бензин, полученный в Перми.

  • Пермь – это город студентов. Здесь самый старейший на Урале университет имени М. Горького. Много институтов и техникумов.

  • А в театре оперы и балета им. Чайковского можно послушать оперу и посмотреть балет.

Учитель

— Хороши наши уральские города! Старинные — Чердынь, Соликамск и молодые — Чайковский, Горнозаводск. Среди молодых городов нашего края и наш родной город Березники. Давайте проведём викторину и узнаем, хорошо ли вы знаете свой город.

Викторина

  1. Какой год считается годом рождения нашего города?

  2. Почему нашему городу дали название Березники?

  3. Какие улицы были проложены первыми?

  4. Какие улицы носят имена героев?

  5. В каком году и по какой улице прошли первые троллейбусы?

  6. В каком году в нашем городе был открыт первый звуковой кинотеатр?

  7. В каком году город был награжден орденом? Каким?



Учитель

— Проверим ваши ответы.

1-2. Давно это или недавно, а точнее в 1932 году на Земле возник новый город. Березники! Сколько бы ни прошло лет, его имя будут с гордостью произносить потомки. Имя его получено от белоствольной березовой рощи, которая росла на острове Березовом. Манил он своей красотой. Останавливались на нем торговые люди, устраивали в тени деревьев ярмарки веселые. От этого острова и город наш своё название получил – Березники. Здесь был построен в 1883 году содовый завод – первый в России.

3. Березниковская, Пятилетка, Индустриальная – первые улицы нашего города.

4. Черепанова, Олега Кошевого, Гагарина, Красноборова, Бирюковой – это улицы, которые носят имена героев.

5. В 1961г. по проспекту Ленина прошли первые троллейбусы.

6. В 1932 г. в нашем городе был открыт первый звуковой кинотеатр «Авангард».

7.А сейчас мы прибыли на площадь трудовой славы. Самым ценным богатством Урала являются люди, которые делают машины, бумагу, добывают из недр полезные ископаемые, строят города. За трудовой подвиг наш город награжден орденом трудового красного знамени (5.02. 1971г.).



Ученик 1

Я люблю этот город

За ясность проспектов и планов,

За рабочую юность,

Её окрыленную власть.

И за Камушку – Каму,

Которая тихо и плавно,

На полнеба по воле моей

И твоей разлилась.

Урал! Урал! Люблю я Каму,

Когда она плоты несет.

Люблю я над Магниткой пламя,

Люблю уральский наш народ.

Голубничев «Люблю Урал».



Ученик 2

Родной Урал! Ты камень самоцветный!

Ты гордость славной родины моей.

Гористый край любимый и заветный.

Ты год от года краше и милей.



    1. Подведение итогов.

Учитель

— Вот мы и закончили путешествие по родному краю. Но побывать во всех уголках, увидеть все его красоты нам еще не удалось. Читайте книги о родном крае, его природе, и вы многое узнаете сами.

Звучит песня «То березка, то рябина» (стихи А.Пришельца, музыка Д.Кабалевского).

















Источники информации:







12


Свежие документы:  Урок информатики в 6 классе "Типы алгоритмов"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: