Конспект внеклассного занятия по окружающему миру в 1 классе
Вылегжанина Алевтина Алексеевна,
учитель начальных классов
первой категории
МОУ «Видновская средняя общеобразовательная школа» № 7
Ленинского района Московской области
Тема занятия : «Говорящие названия в мире природы».
Внеклассное занятие в 1 классе по окружающему миру «Говорящие названия в мире природы»
Цель занятия: раскрыть взаимосвязь между названиями некоторых насекомых, грибов, птиц, растений и их особенностями;
Задачи занятия:
знакомить учащихся с разнообразием жуков, растений, грибов;
показать, как интересно и важно знать названия природных объектов;
воспитывать бережное отношение к природе
Планируемые достижения учащихся:
узнавать несколько изученных природных объектов;
научиться объяснять названия некоторых растений, грибов, животных
Оборудование: презентация
1. Организационный момент
— Сегодня я приглашаю вас на прогулку, а вот куда, отгадайте:
Кто как только жарко станет
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч её долой? (Лес)
— Правильно, сегодня мы отправимся в лес.
— А как вы думаете, зачем ходят в лес?
— “Ходят в лес по ягоды по грибы, по орехи. А что, если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки ещё интересней искать. Что там грибы, орехи! Соберёшь, успокоишься. А как загадки разыскиваешь – так покой потеряешь. А как нашёл загадку – так отгадку подавай, значит, в лес иди, отгадку ищи. Пока ищешь – две новых загадки найдёшь. И пошло – поехало – конца не видно!” (Сладков Н.)
Николай Сладков
Родился 5 января 1920 года в Москве. Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность.
В молодости увлекался охотой, однако впоследствии занимался фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье».
Всего написал более 60 книг. Вместе с Виталием Бианки выпускал радиопередачу «Вести из Леса».
Много путешествовал, эти путешествия отражены в книгах. Много писал о необходимости защиты природы, охраны исчезающих видов, воспитания бережного отношения к природе.
— Сегодня мы попробуем разгадать, отчего появились некоторые названия.
2. Почему так назвали грибы?
— Угадайте, что это за гриб:
Серенькие шляпки,
Рябенькие ножки
Под берёзою растут.
Как их зовут? (Подберёзовик)
— Подберезовик — под березками растет. Женщины деревенские на лугах сено ворошат, а в обеденный отдых еще успевают в рощицу березовую сбегать — грибов этих набрать. Поэтому,
видимо, у грибов второе название — обабки. Его, наверно, мужчины придумали: «Бабы-женщины наши всюду поспевают: О!-бабки!»
Белый гриб
— А вот и победители всех лесных грибных конкурсов — боровики или белые грибы! За что боровиками названы? Конечно, за любовь к борам, сосновым лесам.
А за что белыми? Ведь шляпочки-то коричневые (от светло-коричневых до темно-коричневых).
Зато когда вариться будут, ни за что не потемнеют эти грибы, еще красивее, белее станут. А запах какой пойдет! И в жарку, и в варку, и в сушку — везде хороши боровики!
Лисички
Что за желтые сестрички
Спрятались в траве густой?
Вижу я их всех отлично,
Заберу скорей домой.
Очень чистый, вкусный гриб –
Рад и повар, и грибник.
Эти желтые сестрички
Называются… ( лисички)
— Эти грибы растут всегда россыпью, семейкой. Издали семейка рыжая может лисенком показаться. За что назвали? Да за цвет лисий, наверно, и за повадки: хитрые грибки, искать надо, прячутся хитро.
Сыроежки
— Любят сырые места в лесу, там и ищи.
Физкультминутка
Руки подняли и покачали, Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем, — Это к нам птицы летят. А как они сядут, мы тоже покажем, Крылья сложили назад.
Ветер дует нам в лицо ( руками машут в лицо) Закачалось деревцо (раскачивание из стороны в сторону) Ветерок всё тише, тише (присесть) Деревцо всё выше, выше (потянуться вверх на носочках)
3. Откуда пришли такие названия к растениям
— Прочтите какое слово из предложенных букв С Т А Е Н Я Р И получилось
Р А С Т Е Н И Я
— Поговорим о растениях и попытаемся разгадать, почему их так назвали
Чистотел
Отвар из цветов и стеблей этого растения заживлял болячки, коросты, сыпи на коже. Тело становилось чистым, поэтому и зовется растение чистотел.
Копытень
Присядь пониже, посмотри: под старыми листьями маленькие цветочки, совсем невзрачные, и стебель по земле стелется, листья один против другого располагая. Листья словно повторяют
формой своей следы копыт. «Наследили тут парнокопытные», а копытень следы и прикрыл.
Иван – да- Марья Старинная легенда рассказывает, что в это растение превратились брат и сестра. Они всегда вместе: фиолетовые листочки – брат, жёлтые цветки – сестра.
Недотрога
Если дотронуться до плода этого растения, он резко скручивается и выстреливает семенами.
Звездчатка
У этого растения цветки похожи на звёздочки
Медуница
В цветках этого растения много сладкого сока – нектара, из которого пчёлы делают мёд.
— Подумайте , почему эти растения так назвали?
4. Говорящие названия у животных
— Но не только грибы, растения имеют связь между названиями и их особенностями.
Жу-жу-жу-жу
Я на ветке сижу.
Я на ветке сижу,
Букву Ж всё твержу
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
— Кто же это? (Жук)
— Да, существуют и такие названия – загадки и у животных
Жук – олень
Рога у этого жука знатные. Чем не олень? Так и назвали.
Жук – носорог
Настоящий носорог: вместо носа рог. Зачем придумывать новое слово?
Божья коровка
Известно более 4000 видов божьих коровок. Почему божьи коровки получили такое странное название? Очевидно потому, что существуют коровы разной окраски, с темными и светлыми пятнами. А «божьи» — потому, что эти жуки производят впечатление безобидных существ: они не жалят, не кусаются и, только будучи схваченными, выпускают желтое «молочко». Яркая окраска божьих коровок предупреждает об их несъедобности.
Бабочка павлиний глаз
Её легко отличить по яркому рисунку в форме глаза на красноватом фоне. Глазные пятна напоминают подобные отметины на хвостовых перьях павлина – отсюда и происходит название бабочки.
Птица – секретарь
Необычная птица , название она получила – из-за чёрных перьев на голове , напоминающих гусиные перья, которые раньше любили вставлять в свои парики судебные секретари
5. Разгадывание кроссворда
— А сейчас попробуем отгадать кроссворд
Гриб, у которого шляпки блестят, будто смазанные маслом
Это растение может стрелять семенами, если его потрогать
Грибы, похожие на лису
Эти грибы никогда нельзя есть сырыми, хотя они так и называются
Это растение растёт прямо на дороге
Этот грибок можно найти в березняке
Этот цветок любят пчёлы
м | а | с | л | ё | н | о | к | ||||||
2. | н | е | д | о | т | р | о | г | а |
| |||
3. | л | и | с | и | ч | к | и |
| |||||
4. | с | ы | р | о | е | ж | к | а |
| ||||
5. | п | о | д | о | р | о | ж | н | и | к | |||
6. | п | о | д | б | е | р | ё | з | о | в | и | к | |
7. м | е | д | у | н | и | ц | а |
|
Итог занятия:
Мы разгадали одну из загадок природы. Но природа будет приоткрывать свои тайны только в том случае, если мы будем с ней бережны
Давай пройдёмся медленно по лугу,
И «здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
«Давайте жить так, чтобы наша Земля была щедрой и прекрасной, чтобы на ней звонко журчали чистые ручьи, звенели голоса птиц, цвели чудесные цветы!»
Литература:
1.Интернет – ресурсы:www.narod.ru/klass/slova1-5.htm-17k
http://ru.wikipedia.org/wiki/
2.Энциклопедия для детей « Биология ( издательство Аванта + )
3.Плешаков А.А. . Мир вокруг нас.(Методическое пособие 1 класс. М. «Просвещение» 2006)
4.Плешаков А.А. «Зелёные страницы». – М. «Просвещение» 1995.
5. Н. Сладков «В лес по загадки» — М. «Просвещение» 1994.