Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Мы помогаем Айболиту лечить комнатные растения»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №3 «Мозайка»

(МДОУ «Детский сад №3»)










Занятие по ознакомлению с окружающим миром

«Мы помогаем Айболиту лечить комнатные растения»

( для детей 5-6 лет)















Разработала воспитатель МДОУ

Логинова Светлана Ивановна









Республика Карелия

г. Петрозаводск


Цель:

Дать теоретические знания, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками).

Задачи:

  • Научить детей размножать растения черенками.

  • Закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

  • Развивать умения определять возможные методы и проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

  • Развивать любознательность, познавательные способности, способности к прогнозированию результатов, речь.

  • Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  • Посадочный материал.

  • Условные значки.

  • Таблица с карманами для карточек.

  • Комнатные растения.

  • Картограф.

  • Таз с водой, полотенца.

  • Карандаши, бумага.

Предварительная работа:

Знакомство с комнатными растениями, которые есть в группе детского сада (традесканция, бальзамин, хлорофитум, бегония и др.) и их значением для человека. Наблюдения и уход за ними (полив, обрезание пожухлых листьев, обрызгивание, обтирание пыли с крупных листьев). Заготовка черенков традесканции, поставить их в воду за 4-5 дней до занятия. Знакомство с частями растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами) и их значением.



Ход занятия.

Дети сидят на ковре.

— Ребята, нам пришла посылка (воспитатель показывает).

— Попробуйте отгадать, от кого. (Дети отгадывают, воспитатель соглашается со всеми ответами: «Возможно… Может быть… И я так думаю…»).

— Как можно точно определить, кто прислал нам посылку? (Обратный адрес.)

Воспитатель читает: «Айболит».

— Хотите узнать, что там лежит?

Воспитатель достает письмо и читает его.

« Здравствуйте, ребята!

Наступила весна, многие растения за зиму ослабли и даже заболели. Поэтому я считаю своим долгом помочь им. Растений очень много и мне одному не справиться. Мне нужны помощники.

Вы, ребята, стали старше. Много изучаете растения, и я прошу вас мне помочь.

В вашей группе растет много разных растений. Рассмотрите корни, стебли, листья, цветы. Определите, в каком они состоянии. Если им требуется помощь, окажите ее.

Большую помощь вам окажет воспитатель.

Если сделаете все правильно. Получите подарок.

До свидания!

Айболит»

— Ребята, поможем Айболиту?

Дети подходят к столу.

— Вспомните, что необходимо, чтобы растения росли здоровыми. (Почва, свет, тепло, вода). Дети отвечают и прикрепляют условные значки на фланелеграф (свет – лампочка, тепло – термометр, вода – капля, почва – коричневый прямоугольник).


— Что мы с вами делаем, чтобы наши растения не болели? ( Поливаем, обрываем пожелтевшие листья, обтираем и обрызгиваем листья, рыхлим землю)

— Давайте теперь внимательно рассмотрим наши комнатные растения. Все ли они чувствуют себя хорошо?

Дети вместе с воспитателем осматривают растения, стоящие на подоконнике. Находят растения с пожелтевшими, пожухлыми листьями, вытянутыми голыми стеблями (традесканция, бальзамин).

Дети садятся за столы.

— Почему же так получилось, что наши растения заболели (ослабли, завяли)? Мы ведь ухаживали за ними.

Рассказ воспитателя:

— Растение выросли большие, а горшок не изменился. Корням стало мало места в горшке. (Воспитатель показывает корневую систему традесканции). Пересаживать такое растение в другой горшок бесполезно. Поэтому надо посадить новое растение. Для этого обрезают хорошие части растения (стебель и несколько листьев) – черенки. И ставят их в воду.

— Как вы думаете, для чего ставят черенки в воду? (Дети высказывают свои предположения).

— Мы с вами ставили черенки в воду. Посмотрим, что изменилось.

Воспитатель достает черенки традесканции и бальзамина из воды и вместе с детьми рассматривает их. У черенков – корни.

— Можно ли такие черенки посадить в землю?

Воспитатель показывает, как посадить черенки бальзамина в землю. Дети стоят вокруг стола и смотрят.

Воспитатель показывает черенки традесканции с корнями и без коней.

— Чем отличаются черенки?

— Как вы думаете, можно ли посадить в землю черенки без корней?

Воспитатель заполняет картограф, опираясь на гипотезы детей.

+ ставится, если ребенок говорит «да»

— ставится, если ребенок говорит «нет»

(Необходимо чтобы свою гипотезу выдвинул каждый ребенок, присутствующий на занятии. В ходе наблюдения за посадками после занятия, дети вместе с воспитателем проверяют свои гипотезы. Кто был прав, а кто нет.)


Имя ребенка

Гипотеза (+, — )

Саша

Маша

Егор

….

+

+

….

— Проведем эксперимент.

Дети делятся на 2 группы, в зависимости от гипотезы. На цветочные горшки прикреплены таблички с нарисованными черенками (1 — без корня, 2 — с корнем).

Практическая работа:

1 гр. – сажает черенки с корнем.

2 гр. – черенки без корня.

Дети моют руки.

Зарисовка эксперимента.

Воспитатель рисует на доске, а дети на альбомных листах (все зарисовки условные).


Черенок с корнем


Черенок с корнем в цветочном горшке.



Черенок без корня


Черенок без корня в цветочном горшке.


— Остальную часть таблицы мы с вами заполним, после наших наблюдений за посадками. (В результате дальнейших наблюдений дети должны увидеть, что черенки с корнями и без корней прижились и начали расти. Дети делают вывод, что растения можно сажать с помощью черенков, у которых есть корни и без корней.)

— Мы сегодня помогаем Айболиту. Он – доктор. А врачи обычно не только лечат, а еще дают рекомендации и выписывают рецепты. Давайте и мы с вами составим рецепт для наших растений. Вспомните, что вы знаете о бальзамине (традесканции).

Дети говорят и заполняют «рецепт» (таблицу) (свет, вода, тепло, солнечные лучи). Если дети затрудняются, помогает воспитатель.

Для заполнения таблицы используются условные значки большого и маленького размера: вода – капля, тепло – термометр, свет – лампочка, солнечные лучи – солнце.

















Бальзамин любит тепло (большой термометр), много воды (большая капля) и много света (большая лампочка). Но не любит ярких солнечных лучей (перечеркнутое солнце). Традесканция не любит прямых солнечных лучей (перечеркнутое солнце). Может расти на теневой стороне (маленькая лампочка), в прохладном помещении (маленький термометр), не требует обильного полива (маленькая капля).

Вот что должно получиться:

услов. знаки

«свет» — лампочка

«тепло» — термометр

«вода» — капла

«солнечные лучи» — солнце

Рисунок бальзамина

большая лампочка

большой термометр

большая капля

перечеркнутое солнце

Рисунок традесканции

маленькая лампочка

маленький термометр

маленькая капля

перечеркнутое солнце


— Пользуясь этим рецептом, подумайте, куда лучше поставить наши растения. (Бальзамин на подоконник, где много света, но нет прямых солнечных лучей. Традесканцию можно поставить в уголок природы, где много света).

— Как будем ухаживать?

Итог.

— Как вы думаете, Айболиту понравится, то, что мы сегодня сделали?

— Посмотрите, а в посылке еще что-то есть. Что же это? Удобрения. Теперь мы будем не только поливать, а еще и удобрять наши растения.

— А вот еще подарки всем – раскраски с комнатными растениями. Раскрасьте их так, чтобы было видно, что это здоровые растения. (Дети раскрашивают картинки по желанию — в свободной деятельности или дома. Можно сделать выставку раскрасок.)




Мозговой штурм

(элемент ТРИЗ)






















Моделирование экосистемы растения.








Наблюдения.








Словарная работа (новое слово).




Наблюдение.






Сравнение.



Гипотезы.
















Практическая работа, начало эксперимента.


Зарисовка.














Моделирование.















Литература:

  1. Николаева С.Н. МЕСТО ИГРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. М.: Новая школа, 1996

  2. Мельник Э.Л., Исаева Л.А. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. (ИПКРО) Петрозаводск 1995


Свежие документы:  Конспект урока окружающего мира «Дары осени»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Окружающий Мир: