ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И.
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Шарифуллина Румия Рифгатовна | |
| Место работы | МБОУ «Псеевская СОШ» Менделеевского муниципального района РТ |
| Должность | Учитель начальных классов |
| Предмет | Русский язык |
| Класс | II |
| Тема и номер урока в теме | № 25. «Звуки и буквы. Слог. Ударение» |
| Базовый учебник | Русский язык. Л.Ф.Климанова, Т.В. Бабушкина. М.: Просвещение. 2012. (УМК «Перспектива»). |
8. Цель урока: формировать умение различать способы обозначения мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и.
9. Задачи:
1) создать условия для усвоения функций букв е, ё, ю, я: обозначать два звука и указывать на мягкость предшествующего согласного;
2) развивать умение формулировать проблему и находить пути её решения; развивать такие мыслительные операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение;
3) воспитывать способность быть самостоятельными в мышлении и решительными в действиях, побуждение познавательного интереса к языку.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор
Структура и ход урока
Таблица 1.
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин)
| |
1 | 2 | 3
| 4 | 5 | 6 |
I | Мотивация к учебной деятельности (3-4 мин) Цель: создание условия для возникновения внутренней потребности к изучению нового. Организация учебного процесса: — Ребята, для чего мы изучаем русский язык? (Чтобы общаться между собой, с людьми других национальностей и т.п.) — А как думаете, вы уже хорошо владеете этим языком? (Нет) — Нужно ли знать определенные правила грамматики, чтобы владеть языком? Почему? (Да. Потому что мы можем допустить ошибки при устном или письменном общении) |
| Показывает видеосюжет, побуждает желание узнать новое
| Наблюдают видеосюжет, отвечают на вопросы учителя |
2 мин |
II
| Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии (5-7 мин) Цель: активизация мыслительных операций, изученных способов действий, достаточных для открытия нового знания. Организация учебного процесса: 1. Повторение букв, обозначающих гласные буквы. 2. Выполнение по учебнику упражнения № 88 на с. 63 — Определите, твердым или мягким является первый звук каждого слова. |
| Высвечивает на экране алфавит, объясняет задание | Наблюдают алфавит, слушают запись, выбирают правильный ответ | 1-2 мин |
III | Выявление места и причины затруднения (3-4 мин) Цель: 1) фиксация места, где возникло затруднение; 2) соотнесение своих действий с используемым алгоритмом; 3) фиксация во внешней речи причины затруднения. Организация учебного процесса: — Почему некоторые согласные звуки мягкие? Какие буквы стоят после них? (Буквы е, ё, ю, я) |
| Формулирует проблемный вопрос, создает проблемную ситуацию | Отвечают на вопросы учителя |
|
IV | Построение проекта выхода из затруднения (3-4 мин) Цель: формулирование шагов, необходимых для выхода из проблемной ситуации. Организация учебного процесса: — Составьте схему слова люк (составляет каждый индивидуально) — Каким цветом обозначили звук [н’] ( Зелёным, потому что [н’] – мягкий согласный звук) — Что же смягчило этот звук? (Буква ю) — Какой же вывод мы сделаем? (Буква ю после согласных смягчает впередистоящий согласный звук) — Сколько звуков обозначает буква ю после согласного? (Один звук — [у] ) — Ещё какие гласные буквы служат для смягчения согласных? (е, ё, я, и ) |
| Организует анализ слова ЛЮК | Анализируют, предлагают свои обоснования |
|
V | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5-6 мин) Цель: усвоение детьми нового способа действия с проговариванием во внешней речи. Организация учебного процесса: Выполнение упражнения № 89 на с. 63 (анализ моделей слов) |
| Организует самостоятельную работу учащихся | Анализируют схемы слов, самостоятельно записывают их в тетради, проверяя по моделям. |
|
VI | Физкультминутка «Хрюша» (1-2 мин): Хрюша шёл, шёл, шёл, Хрюша лужицу нашёл. Он от радости стал прыгать, На себя водою брызгать. |
| Организует динамическую паузу | Делают физкультминутку |
|
VII | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-6 мин) Цель: самостоятельное выполнение задания на новый способ действия. Организация учебного процесса: Самостоятельное выполнение упражнения № 90 на с. 64 |
| Организует самостоятельную работу учащихся | Самостоятельно записывают слова, вставляя пропущенные буквы |
|
VIII | Включение в систему знаний и повторение. (10 мин) Цель: повторение учебного содержания, необходимого для содержательной непрерывности. Организация учебного процесса: 1. Игра «Гонки» | 3. Игра «Гонки» (Модель: 1 ПК – 1 ученик) | Высвечивает задание на экране, объясняет правила игры. Ограничивает время на выполнение задания. | Выполняют задание, проверяют правильность выполненного задания. | 4 мин |
IX | Рефлексия учебной деятельности. (3-4 мин) Цель: 1) рефлексивный анализ учащимися собственной деятельности на уроке; 2) фиксация неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. Организация учебного процесса: — Итак, ребята, что нового о буквах е, ё, ю, я вы узнали на сегодняшнем уроке? (Эти буквы после согласных служат для смягчения предыдущего согласного) — Встаньте те, кто уверен, что без ошибок научился читать и писать слова с буквами е, ё, ю, я? (Дети встают) — Молодцы, ребята! Я надеюсь, что вы и в дальнейшем будете радовать и меня, и себя, и своих близких своими достижениями в учебе. | 4. «Гласные звуки и буквы» | Высвечивает таблицу на экране, объясняет задание | Слушают запись, делят слова на группы, делают выводы | 2 мин |
Приложение к плану-конспекту урока
Обозначение мягкости согласных с помощью букв Е, Ё, Ю, Я, И.
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1. |
«Диалог персонажей по теме – 61» | Задание для групповой работы, предполагающее постановку учебной задачи для будущего изучения русского языка | Демонстрация видеосюжета, организация групповой беседы | |
2. | «Назови гласные буквы» | Задание для групповой работы для проверки усвоенного материала | Демонстрация видеоматериала | |
3. | Игра «Гонки» | Задание для индивидуальной работы в виде игры для проверки усвоенного материала | Организация компьютерной игры «Гонки» | |
4. | «Гласные звуки и буквы» | Задание для групповой работы с целью систематизации знаний, полученных на данном уроке | Демонстрация задания |