Олимпиадные задания по литературе для 5 класса


Анохина С.В.,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ СОШ № 17,

Свердловская область, п. Рефтинский



Олимпиада по литературе 5 класс


Первый блок. Задания, оцениваемые в 2 балла.

1. Определите средство художественной выразительности по определению:

Форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного предмета или явления с другим.

А) сравнение Б) метафора В) гипербола Г) эпитет Д) олицетворение


2. Как Геракл в один день очистил стойла царя Авгия?

А) Использовал волшебство.

Б) Построил плотины, бурные воды двух рек смыли весь навоз.

В) Организовал всё население Элиды для этой работы .

Г) Ни один из ответов (А, Б, В) не подходит.


3. Фольклор – это:

А) особый вид творчества, сохранивший связь с древним мышлением и пониманием слова;

Б) искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах;

В) устное народное творчество;

Г) набор произведений на различные темы.


4. Из какого языка заимствовано слово «фольклор»:

А) греческого Б) латинского В) английского Г) французского


5. Прочитайте отрывок и определите название сказки:

Тут Иван-царевич залился горькими слезами – где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у ней конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьётся, мечется.

А) «По щучьему велению» Б) «Финист – ясный сокол» В) «Про нужду»

Г) «Царевна-Лягушка»


Второй блок. Задания, оцениваемые в 3 балла.

6. Что означает слово фольклор в переводе с английского языка?


Ответ_____________________________________________________


7. Соотнесите название сказки и её вид:

1. «Как мужик гусей делил» а) волшебная

2. «Царевна – лягушка» б) о животных

3. «Лисица и журавль» в) бытовая

А) 1а, 2в, 3б Б) 1в, 2а, 3б В) 1б, 2в, 3а Г) 1в, 2б, 3а


8. Восстановите композицию сказки

1) «Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса, — там наверху жарко, так я сюда забралась».

2) Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

3) Бежала лиса, на ворон зазевалась, — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить тоже. Сидит лиса, горюет.

4) А козлу давно пить хочется. «Хороша ли вода-то», — спрашивает козёл. «Отличная, — отвечает лиса, — чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь». Козёл и прыгнул.

5) Идёт козёл, умная голова… Увидел там лису и спрашивает: «Что ты там, лисонька, поделываешь?»

А) 3,5,1,4,2 Б) 5,1,4,2,3 В) 3,4,5,1,2 Г) 2,3,5,1,4


9. Выберите утверждение, в котором заключается мораль данной басни.

Один вор, видя проходившую собаку, всякий раз бросал ей куски. Наконец, говорит собака человеку: «Ступай-ка прочь, любезный, такая твоя доброта лишь предупреждает меня кой о чём поважнее».

Свежие документы:  Классный час в 6 классе «История книги»

А) Неблагодарность по отношению к тому, кто делает добро.

Б) Незаслуженные подарки внушают подозрение, так как не делаются просто так.

В) Сделанное добро слишком мало, чтобы заслужить благодарность.


10. Из группы литературоведческих терминов выберите слова, обозначающие малые фольклорные жанры:

1) песня, 2) рассказ, 3) роман, 4) хорей, 5) поговорка, 6) гипербола, 7) сравнение, 8) загадка, 9) анапест, 10) метафора, 11) олицетворение, 12) пословица, 13) аллегория, 14) басня.

А) 2, 3, 12 , 14 Б) 1, 4, 8, 9 В) 5, 8, 12, 14 Г)1, 5, 8, 12

Д) ни один из ответов (А, Б, В, Г) не подходит.


Третий блок. Задания, оцениваемые в 6 баллов.

11. Известно, что сказки можно разделить на три вида: бытовые, волшебные, и сказки о животных. По приведённым отрывкам определите, к какому виду относится каждая из сказок.

1) Жил в деревне бедный мужик. Вот однажды работает он в мороз в худенькой своей одежонке, дрова рубит – не нагреется, лицо его от мороза разгорается.

Въезжает в деревню барин, остановился около мужика:

— В такую стужу ты рубишь?

— В такую стужу нужда рубит.

Барин изумился…

2) Жили-были кум с кумой – волк с лисой. Была у них кадочка медку. А лисица любит сладенькое; лежит кума с кумом в избушке, да украдкою постукивает хвостиком.

— Кума, кума, — говорит волк, — кто-то стучит.

— А, знать, меня на повой зовут! – бормочет лиса.

— Так поди, сходи, — говорит волк.

Вот кума из избы да прямёхонько к мёду, нализалась и вернулась назад…

3) Жили-были петушок да курочка. Рылся петушок и вырыл бобок.

— Ко-ко-ко, курочка, ешь бобовое зёрнышко!

— Ко-ко-ко, петушок, ешь сам!

Съел петушок зёрнышко и подавился. Позвал курочку:

— Сходи, курочка к речке, принеси водицы напиться.

Побежала курочка к речке.

— Речка, речка, дай мне водицы: петушок подавился бобовым зёрнышком!

Речка говорит: «Сходи к липке, попроси листок, тогда дам водицы…»

4) Тут Иван-царевич залился горькими слезами – где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неё конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьётся, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть…

5) Один раз купца не было дома. Откуда ни возьмись, приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко и так-то ласково начала звать её купаться на реку.

Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду. А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы.

Свежие документы:  Урок для 3 класса на тему «М.М. Пришвин «Выскочка»


Ответ: __________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


12. Соедините фамилии и имена писателей.

1) Джек а) Тургенев

2) Самуил Яковлевич б) Пушкин

3) Агния в) Маршак

4) Александр Сергеевич г) Барто

5) Антон Павлович д) Лондон

6) Иван Сергеевич е) Чехов

А)1б, 2е, 3б, 4а, 5в, 6г

Б) 1в, 2г, 3д, 4б, 5а,6е

В) 1а, 2д, 3б, 4в, 5г, 6е

Г)1г, 2д, 3е, 4в, 5а, 6б

Д) 1д, 2в, 3г, 4б, 5е, 6а


13. Подберите к данным текстам подходящие «крылатые слова», взятые из басен.

1) Задиристый малыш повздорил с гораздо более сильным и рослым противником. Окружающие смеются:……

2) Перед баскетбольным матчем между школьными командами нападающий одной команды хвастался в раздевалке: «Да мы их обыграем обязательно!» Его команда проиграла. Огорчённые товарищи бурчали:…..

3) Вместо подготовки к контрольной работе Катя пошла на дискотеку и веселилась там весь вечер. Назавтра на контрольной по математике, обращаясь за помощью к соседям, она услышала:….

4) Мальчик, не зная урока, исписал всю доску, пытаясь решить задачу, наконец, учитель написал на доске правильное решение и со словами:…….. отдал ему дневник с двойкой.

а) «Хвалилась синица море сжечь»

б) «А ларчик просто открывался»

в) «Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!»

г) «Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!»


А) 1а,2в,3г,4б Б) 1в,2а,3б,4г В) 1в,2а,3г,4б Г) 1б,2г,3а,4в


14. Соедините фамилии писателей и произведения, ими написанные.

1) Г.-Х. Андерсен

А) «Каменный цветок»

2) А.С. Пушкин

Б) «Вий»

3) П.П. Ершов

В) «Снежная королева»

4) Н.В.Гоголь

Г) «Конёк – горбунок»

5) П.П.Бажов

Д) «Сказка о попе и работнике его Балде»


А) 1д, 2а, 3б, 4в, 5г Б) 1а, 2б, 3в, 4г, 5д В) 1б, 2а, 3д, 4в, 5г Г) 1в, 2д, 3г, 4б, 5а

Д) 1г, 2д, 3в, 4б, 5а


15. Найдите в данных словосочетаниях олицетворения.

1) Днепр чуден, страшен; зеркальная дорога, пламенный разлив, величавая ширина.

2) Днепр ходит, нежась и прижимаясь, струя вспыхивает.

3) Будто полоса дамасской сабли.

А) 1, 2 Б) 2, 3 В) 2 Г) 1, 3 Д) 3


16. Определите по данной аннотации название произведения И.А.Крылова.

«Героиня этой истории простодушна и доверчива, и потому хитрая противница обманом лишает её всего состояния».

А) «Ворона и Лисица» Б) «Мартышка и очки»

В) «Свинья под Дубом» Г) «Слон и Моська» Д) «Волк на псарне»


17.Определите, к какому жанру фольклора принадлежит каждый из текстов:

а) Спи, усни.

Бай, бай, бай!

Угомон тебя возьми…

Свежие документы:  Сочинение по картине К.Ф.Юона На тему: «Весенний солнечный день»

Спи, посыпай.

Боронить поспевай…

б) Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи…

в) Сшит колпак,

Да не по-колпаковски.

г) Скачет галка по ельничку,

Бьёт хвостом по березничку.

Наехали на галку разбойнички,

Сняли они с галки синь кафтан.

Не в чем галочке по городу гулять.

Плачет галка, да негде взять…

д) Лёгок на помине.

е) Один в поле не воин.


Ответ: __________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


18. Отгадайте загадки, их отгадки являются персонажами произведения А.С.Пушкина. Укажите произведение.

1) У дедушки над двором висит кринка с молоком.

2) Один костёр весь мир согревает.

А) Сказка о золотом петушке.

Б) Сказка о рыбаке и рыбке.

В) Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях.

Г) Сказка о попе и о работнике его Балде.

Д) Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.


19. Укажите, какому литературному герою принадлежат ведро извёстки и длинная кисть?

А) Гекльберри Финну

Б) Калле Блюмквисту

В) Пеппи Длинный чулок

Г) Тому Сойеру

Д) ни один из ответов (А, Б, В, Г) не подходит


20. Из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы?

а) «В сердце льстец всегда отыщет уголок».

б) «А ларчик просто открывался».

в) «У сильного всегда бессильный виноват».

г) «Ты всё пела? Это дело.

Так поди же попляши!»

д) «Ай, Моська! Знать, она сильна,

Что лает на слона!»


Ответ: __________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________


Четвертый блок. Задания, оцениваемые в 15 баллов.


21. Вот рукопись из бутылки, выловленной в море. Можете ли вы восстановить название рукописи, которая частично оказалась поврежденной?


«С_ _ _к_    _    _а_е    _а_ _а_е,   о   _ы_е   _ _о   с_а_н_ _    и   _ог_ч_ _   б_ _а_ _р_   к_ _з_   _в_ _ _н_   С_ _ _ а_ _ в_ _ _   и   о   _ _ ек_ _ с_о_   _а_ _в_ _   _е_ _д_».


Ответы

1. А.

2. Б.

3. В.

4. В.

5. Г.

6. Народная мудрость.

7. Б.

8. А.

9. Б.

10. Г.

11. 1 – бытовая, 2 – о животных, 3 – о животных, 4 – волшебная, 5 – волшебная.

12. Д

13. В.

14. Г

15. В.

16. А.

17. а) колыбельная песня; б) закличка; в) скороговорка; г) прибаутка; д) поговорка; е) пословица.

18. 1 – месяц, 2- солнце. В.

19. В.

20. а) «Ворона и Лисица»; б) «Ларчик»; в) «Волк и Ягнёнок»; г) «Стрекоза и Муравей»;

д) «Слон и Моська».

21. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».



Максимальное количество баллов – 100.

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: