Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 р.п. Приютово муниципального района
Белебеевский район республики Башкортостан
ПРОГРАММА
по гражданско — патриотическому воспитанию
«Я – Человек, Ученик, Гражданин »
для учащихся 5-8 классов
2014-2017 гг.
подготовила
учитель истории и обществознания
Зарипова Лиана Федоровна
р. п. Приютово
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………………………………………………………….. 2
Механизм реализации программы………………………………………………4
Ресурсное обеспечение…………………………………………………………..5
Программа реализации концепции ……………………………………………… 6
Формы и методы работы…………………………………………………………7
Основные направления программы:
«Я и Я» …………………………………………………………………………… 8
«Я и семья» ……………………………………………………………………….. 9
«Я и школа» ………………………………………………………………………11
«Я и Отечество»…………………………………………………………………. .13
Прогнозируемые результаты …………………………………………………….19
Литература ……………………………………………………………………… .. 20
Пояснительная записка
Программа по гражданско — патриотическому воспитанию «Я – Человек, ученик, гражданин» определяет основные направления гражданско — патриотического воспитания обучающихся Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 7 р. п. Приютово муниципального района Белебеевский район республики Башкортостан на 2014-2017 гг. Программа имеет школьный статус и ориентирована на возрастные группы учащихся 5-8 классов, коллектив педагогов и родителей учащихся. При разработке программы учитывались опыт деятельности и тенденции развития МАОУ СОШ №7.
Реализация программы осуществляется в течение 2014-2017 годов.
Основание для разработки программы:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 годы» от 05.10.2010
Конституция РФ, Конвенция ООН о правах ребенка
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
Закон РФ «Об образовании»
В настоящее время в российском обществе происходят события, связанные с изменениями всех сфер нашей жизни. Экономические преобразования, расслоение общества, коснувшееся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и подростков, усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Появился новый тип войн – террористические войны, от которых страдают, прежде всего, мирные граждане, как правило, не подготовленные к экстремальным ситуациям. Любая страна нуждается в наличии действенной системы гражданско-патриотического воспитания. Его содержание должно соответствовать сложившейся в стране ситуации, а его системе надлежит быть гибкой и постоянно изменяющейся в свете современных требований.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувств верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина.
Патриотизм, гражданственность формируются благодаря нравственному, духовному воспитанию. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной. На наш взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далёким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога – позаботиться о том, чтобы ребёнок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенной в его душе с самого рождения. Далее его формирование идёт через воспитание любви к малой Родине. Начинать надо с близкого и конкретного, с того, что окружает ребёнка, с того места, где он родился, растёт, где находятся могилы его предков. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. Следующая ступень — Отечество, страна, народ.
Понятие «гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству. Гражданственность включает в себя взаимоотношения на уровне «гражданин — государство» и «человек — общество». Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нём человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения — это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
В статье №2 Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”. «Воспитание гражданина страны следует рассматривать как одно из главных средств национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать своё человеческое право»
В связи с этим разработана программа образования младших подростков, цель, которой – социальное становление, патриотическое воспитание, формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества, обучение умению вести себя правильно в экстремальных ситуациях, уметь помочь себе и окружающим.
Разрабатывая эту программу, мы исходили из конкретных возможностей нашей школы. Проанализировали психологическую готовность к этой работе педагогов и учащихся, материальное и методическое обеспечение.
Программу рекомендуется использовать в средней школе с 5-го по 8-й класс. Она включает в себя 4 направления связанных между собой логикой формирования гражданина России.
Механизм реализации программы.
Координацию деятельности по реализации программы осуществляет Совет по реализации программы (далее именуется – Совет)
В состав совета входят:
Директор МАОУ СОШ №7 Иванова Л.В.
Заместитель директора по воспитательной работе Жданова Н.Б.
Заместители директора по учебно – воспитательной работе Алексеева Т.А., Чечелева М.В.
Руководитель школьного музея Зарипова Л.Ф.
Председатель совета старшеклассников.
Председатель родительского комитета.
Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Ресурсное обеспечение программы
Кадровое обеспечение:
Функции | Состав | |
Административно- координационная | Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив | Директор школы |
Консультативная | Координация реализации программы. Проведение семинаров, консультаций. Подготовка и издание методических рекомендаций. | Заместитель директора по ВР. Председатель совета старшеклассников. |
Педагоги | Реализация программы в системе воспитательной работы. Использование современных воспитательных технологий. | Учителя, медицинский работник школы, библиотекарь. |
Специалисты, сотрудничающие с учреждением | Организация профессиональной помощи педагогам. | Методисты, педагоги дополнительного образования, специалисты учреждений дополнительного образования, учреждений культуры, Спортивно оздоровительного комплекса. |
социум | Проведение тренингов, круглых столов, встреч. Диагностика. Участие в мероприятиях учреждения. |
|
Материально-техническое и финансовое обеспечение
Для реализации Программы образовательное учреждение имеет
следующее техническое обеспечение: музыкальную аппаратуру и оборудование для проведения культурно — массовых мероприятий, туристское, спортивное снаряжение и т. д.
Финансирование Программы осуществляется за счет средств внебюджетных источников (средства родителей учащихся, юридических и физических лиц, поступающие в порядке безвозмездной помощи).
Методическое обеспечение
| Ответственный | |
1. | Создание кино, видео фонда для проведения тематических мероприятий посвященных: • Дню защитника Отечества; • Дню Победы; | Замдиректора по ВР |
2. | Создание СD — и аудио фонда | Замдиректора по ВР |
3. | Организация подписки на периодические издания | Библиотекарь |
4. | Разработка сценариев традиционных школьных праздников.
| Замдиректора по ВР, классные руководители |
5. | Разработка положений о различных спортивных и военно-спортивных соревнованиях | Зам.директора по ВР |
6. | Разработка инструкций по охране труда при проведении экскурсий, походов, экспедиций, соревнований. | Заместитель директора по ВР |
7. | Освещение опыта работы учреждения в средствах массовой информации | Заместитель директора по ВР |
Основные принципы организации воспитания:
Принцип целостно-смыслового равенства. У педагога и воспитанника общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства.
Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.
Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).
Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.
Принципы организации и самоорганизации, (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).
Программа реализации концепции
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на четыре года.
Главное в программе — системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами духовно нравственного и физического развития учащихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать решения и действовать самостоятельно.
Потенциал личностного развития в школе II ступени (5-8 кл.) — это сотрудничество и дух партнерства, формирование нравственных принципов. В деятельности приоритетны ситуации успеха, свободы и самостоятельности, привлекательны разнообразие и эмоциональность, создающие возможность самоутверждения, культуры общения, формирование чувств собственного достоинства. У подростков зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимым в формировании у подростков ценностных ориентиров является участие школьников: в различных видах военно-патриотической деятельности, конкурсах, соревнованиях организуемых в школе.
Цель:
Формирование у детей среднего школьного возраста гражданственности, чувства патриотизма, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения.
Задачи:
Углубление знаний учащихся об историческом прошлом Родины, родном крае, социальных и культурных достижениях страны.
Воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, гордости за свое Отечество, символы государства, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, традициям, обычаям своего народа.
Более содержательное знакомство с историей своей семьи, развитие нравственных взаимоотношений в семье.
Развитие нравственных качеств у подростков, сочетающих личные интересы с общественными.
Формы и методы реализации программы
тематические классные часы, уроки мужества;
встречи с медицинскими работниками, работниками правоохранительных органов, интересными людьми;
ролевые и учебно-познавательные игры;
участие в конкурсах гражданско-патриотической тематики,
викторины по правовой тематике;
презентации и видеофильмы;
беседы, сообщения, конкурсы, соревнования;
выставки рисунков, выпуск газет, коллаж;
экскурсии;
социальные проекты
Методы работы:
методы убеждения: короткое разъяснение, рассказ-размышление, спор ;
методы побуждения: увлечение добрым делом, творческим поиском, увлечение героическим, необычным; поощрение, похвала, награда; требование, напоминание;
методы приучения: творческое поручение, игра, соревнования, традиции, личный пример.
Основные направления программы
Программа включает в себя 4 блока — направления, связанных между собой логикой формирования гражданина России: «Я и Я», « Я и семья», « Я и школа», « Я и Отчество». В течение месяца в классах проходят мероприятия по каждому направлению и одно-два общешкольных мероприятия на параллелях 5-8 классов.
«Я и Я»
Формирование гражданского отношения к себе.
В содержание деятельности по этому направлению входит осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости.
Задачи:
Формирование у школьников объективной самооценки, правосознания и воспитание в них гражданской ответственности.
Воспитание у детей понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах.
Формирование у школьников потребности к самообразованию, воспитанию морально-волевых качеств толерантной личности.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Предполагаемый результат деятельности.
Воспитание гуманности учащихся: понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности. Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплина.
«Я и семья»
Формирование гражданского отношения к своей семье.
Подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры.
Задачи:
Формирование у школьников понятия сущности основных социальных ролей в семье, развитие нравственных взаимоотношений.
Организация совместного досуга родителей и детей через совместные дела, праздники, поездки, экскурсии и т.д.
Организация и осуществление связи поколений через уроки-встречи, тематические родительские собрания, совместные мероприятия.
Изучение прав и обязанностей ребенка в семье, семейных традиций.
Предполагаемый результат деятельности:
Сформирование у школьников понятия сущности социальных ролей:
— настоящий сын бережет покой родителей, членов семьи, всегда готов помочь старшим в их работе по дому, не создает конфликтов, умеет держать данное слово;
— настоящая дочь заботится о своей семье, покое старших, умеет и любит трудиться.
«Я и школа»
Формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
сформировать у детей навыки культурного поведения, взаимоотношений в школе, воспитывать в них любовь и уважение к школе, учителям, школьным традициям
воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
овладение этикой взаимоотношений «ученик — учитель», «ученик — ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей;
работа по благоустройству школы
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений, умение пользоваться правами ученика и выполнять обязанности.
«Я и Отечество»
Формирование гражданского отношения к Отечеству.
В содержание деятельности входит осмысление подростком себя как части своего родного края, Родины, ее гражданина и патриота.
Задачи:
дать учащимся представление о Родине как месте, где человек родился и познал счастье жизни, о значении родного языка, о патриотизме воспитывать в них чувство национальной гордости.
воспитывать сознательное отношение подростков к труду, бережное отношение к памятникам культуры и искусства, национального творчества, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения.
знакомство с историческими и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков.
Формировать у учащихся чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих, расширить знания о правах и обязанностях юного гражданина страны.
Освоение школьниками многообразия культурных ценностей через посещение культурных центров, музеев.
Знакомство с историей и выдающимися людьми района, республики, страны
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание школьников 5-8 классов предполагается строить с опорой на формирование у детей гражданского отношения к себе, к своей семье, к школе, к Отечеству, к родной культуре. Все это создает условия для развития личности школьника.
Прогнозируемые результаты
При условии достижения основных целей и задач предполагается получение следующих результатов работы:
ученик 8–го класса, который:
— знаком с культурно-историческими ценностями своего народа;
— знает историю и культурные ценности родного края, страны;
— имеет изменение ценностных жизненных ориентаций в позитивную сторону;
— уважительно относится к старшему поколению и Отечеству;
— обладает толерантностью;
— знает свои гражданские права и обязанности.
Мероприятия
по реализации программы гражданско-патриотического воспитания
«Я и я»
Уровень класса:
5класс:
Юмористическая викторина «Мы родом из детства: ты и я»
Час общения «Кто я? Какой я? Хочу и надо».
Беседы: «Забота человека о своем здоровье»
Вредные привычки укорачивают жизнь
И станет мачехой Земля
Этика отношений юношей и девушек
Посиделки на Красную горку
Космический КВН «Сквозь тернии к звездам»
Беседа «Мои права и обязанности»
6класс:
Игра-диспут «Современное ли чувство любви?»
Конкурс «Леди и джентльмены»
Час общения «Влияние курения на организм».
Классный час «Разговор о правильном питании». «Курить или не курить – вот в чем вопрос»
Кл. час «Выход есть – живи без наркотиков».
Культура внешнего вида
Поверь в себя
Правила счастливого человека
Уроки милосердия и доброты
7 класс:
Уроки милосердия и доброты
«Гигиена подростка» Беседа с медицинским работником
Беседа «Вредные привычки и как от них избавиться?»
Мое хобби
Беседа «Человек среди людей»
Тренинг «Поверь в себя»
Храните свое вековое наследство
Школа юного гражданина «Закон и подросток»
Нравственные отношения в обществе
8 класс:
Беседа «Пагубная привычка — алкоголизм»
Классный час «Не навреди себе и другим».
Дискуссии «Наркотики, психотропные вещества и последствия их употребления».
Тренинг «Поверь в себя»
Коллективная беседа «Я и мы»
Психологический практикум «Правила счастливого человека»
Праздник профессий
Дискуссия «Быть человеком»
Мораль в жизни человека
Уровень школы (общешкольные КТД и спортивные соревнования):
Конкурс рисунков на асфальте «Я рисую мир», «Мир глазами детей», «Пусть всегда будет мир», «Нарисуем мелом радужное детство»
Выставка поделок «Детство- это я и ты»
Проведение мастер-класса «Оригами», «Волшебные ленточки», «Заплетаем косички»
5,6 класс – спорт соревнования «Сильные, ловкие, смелые».
7,8 класс – спорт соревнования «Олимпийское многоборье».
7-8 классы — Турслёты. «Дни здоровья»
5-6 классы -Конкурс «Самый спортивный класс»
Экскурсии на природу.
Уроки безопасности.
Уровень родительского коллектива (родительские собрания):
5-й класс — «Влияние занятий спортом на развитие ребенка». Помощь родителей в выборе определенного вида спорта для занятий ребенка. Полезная совместимость спорта и учебы. Информация о существующих спортивных секциях в школе и селе. «Как сформировать привычку быть здоровым».
6-й класс — «Здоровый образ жизни». Что нужно делать родителям, если ребенок начал курить. Как предупредить первые попытки ребенка познакомиться с табаком. Влияние никотина на организм ребенка. «Как воспитать потребность в ЗОЖ?», «Физиологические и психологические особенности подросткового возраста»
7-й класс — «Жизнь ребенка и его спортивные успехи в школе». Знакомство с нормативами, с проблемами, возникающими на уроках физкультуры, со спортивными достижениями в школе.
8-й класс — «Разговор на трудную тему». Что необходимо предпринять родителям в случае злоупотребления спиртными напитками. Беседа с наркологом.
II. «Я и семья»
Уровень класса:
5класс
Праздничное мероприятие «Пусть всегда будет мама».
Рассказы детей «Путешествие в детство наших бабушек.
«Наши родители – выпускники нашей школы». Связь семьи со школой, сохранение семейных традиций.
Выставка «Семейный альбом». Воспитание любви к родителям, гордости за семью.
Конкурс «Мой папа – солдат». Воспитание гражданского долга.
«Моя родословная». Знание семейной истории, связь поколений.
«Делаем и мастерим с семьей». Совместное творчество детей и родителей.
Встречи с интересными людьми. «Профессия моих родителей». Развивать творческие способности, интерес к различным профессиям.
Классный час «Здоровье — бесценное богатство»;
6класс
Встречи с интересными людьми. «Профессия моих родителей».
Классный час «Моя родословная». Создание истории своей семьи по документам, фотографиям, реликвиям, создание своего генеалогического древа.
День отца
Рассказ детей «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Их именами названы улицы нашего поселка
Конкурс «Что значит быть хорошим сыном, дочерью?»
Беседа «Забота о родителях – дело совести каждого»
Совместные вечера «дети + родители + учитель»
День матери
7 класс:
Праздник «История в моем доме». Поиск детьми, родителями, бабушками и дедушками семейных реликвий — старинных вещей, изделий, фотографий. Рассказы об интересных событиях из жизни предков, которые передаются из поколения в поколение.
Экскурсия. «Здесь работает мой папа (мама)». Прививать интерес к труду родителей.
«Природа в поэзии» (конкурс стихотворений); «Я – житель планеты земля» (круглый стол).
Концерт «Загляните в мамины глаза»
Беседа «Что значит культура внешнего вида»
Беседа «Забота о родителях – наш долг»
Спортивные традиции в нашей семье
Уроки мужества
Практикум «не оставайтесь наедине со своими неприятностями»
8 класс:
Экскурсия. «Здесь работает мой папа (мама)». Прививать интерес к труду родителей.
Дискуссионный классный час «Мои обязанности перед семьей». Разговор и о тех простых обязанностях в семье, которые возложены на каждого члена семьи, из-за невыполнения которых возникают конфликты. Разыгрываются бытовые ситуации.
Покормите птиц зимой (мастерская кормушек, викторина);
«Человек свободного общества» (беседа, диспут)
«Мои родные – защитники Родины»
Мамино сердце…
Беседа по проф.ориентации Дороги, которые мы выбираем
Человек как звезда рождается
Навстречу собственной судьбе
Уровень школы (общешкольные КТД и спортивные соревнования):
5,6 класс – Конкурс рисунков «Береги природу – наш дом»; «Пусть всегда будет солнце» (экологический праздник) Праздник «Осень золотая»; Выставка поделок из природного материала «Юннат-201…» Праздник «Славим руки матери»,
5-6-й класс. Праздник «От всей души». Данный праздник является итогом классного часа, и от каждого класса выбирается самая интересная, на их взгляд, семейная история.
7,8 класс – День птиц (викторины, игры, выставка плакатов и рисунков); На ковре из жёлтых листьев…» Музыкально-литературный вечер; Акция «Мой школьный двор самый чистый» Праздник «Славим руки матери», День Земли
Укрась кусочек планеты (уборка территории), Цветник у школы (посадка цветов), «Мир вокруг нас» (цветы в легендах и преданиях) КТД с элементами викторины, Дни экологической безопасности (акции).
7-8 -й класс. КТД «Семейные обычаи». Разыгрываются игровые примеры таких семейных обычаев, как: крестины, именины, сватовство, свадьба, новоселье и т.д.
Уровень родительского коллектива (родительские собрания):
5-й класс. «Родословная семьи». Собрание проводится в виде подготовительного этапа к классному часу. Беседа о необходимости воспитания детей, помнящих и знающих свою родословную, свои корни, своих предков. Родителям рассказывается о необходимости оказания помощи ребенку в поисках семейного архива, в составлении генеалогического древа, в ведении документации семьи.
6-й класс. «История, реликвия в моем доме». Подготовительная работа к классному часу. Помочь ребенку составить интересный рассказ, связанный с какой-то вещью в доме, которая передается из поколения в поколение, или истории. Разговор о необходимости делать детям памятные подарки, которые передавались бы следующим поколениям.
7-й класс. «Традиции моего дома». Разговор о тех традициях, которые существуют в доме и которые затем наследуют дети. Как избежать негативного примера. Какие традиции складывались в русской семье, о роли отца и матери в формировании жизненного уклада семьи.
8-й класс. «Приглашение к разговору». Вскрываются проблемы, возникающие во взаимоотношении родителей с детьми. Беседа о том, как можно избежать конфликтных ситуаций, как научиться видеть и уважать в ребенке личность.
III. «Я и школа»
Уровень класса:
5 класс.
«Я+ТЫ= МЫ». Распределение поручений с учетом характера и склонностей учащихся.
«Мои друзья». Отношения в классе между одноклассниками.
Игра. «Законы класса». Определение системы ценностей подростков и соответствия их представлений нравственным нормам.
Классный час «Мои права и обязанности» (беседа о школьном Уставе).
«Школьный день — вместе» (День школы)
Школа в жизни моих родителей
Будем знакомы, будем друзьями! (день рождения классного коллектива)
Школьные годы – чудесные
Роль дисциплины на уроке
6-й класс
«Мальчик с девочкой дружил». Формирование этических и нравственных представлений о взаимоотношениях юношей и девушек.
«Школьный день — вместе» (День школы)
Школа – наш дом
Толерантная личность – какая она?
Какие впечатления о школе я оставлю себе на память?
Наши классные обязанности
Работа в классе «Наш уютный класс»
Выпуск школьной газеты
Укрась территорию школы
7-й класс.
«Мальчик с девочкой дружил». Формирование этических и нравственных представлений о взаимоотношениях юношей и девушек.
Классный час «Дом, в котором мы живем».
Учитель – профессия главная на Земле.
Путешествие в страну знаний «Чем я богат?»
Родная школа в лицах. Сбор материала
Выпуск плакатов «Поздравь учителя»
Мои права и обязанности
Школа – наш дом
Толерантная личность. Какая она?
8-й класс.
Классный час «Мой сосед по парте» (час откровенного разговора).
«Школьный день — вместе» (День школы)
Школьные годы чудесные
Навстречу собственной судьбе
Выставка «Реликвии моей школьной жизни»
Диспут «Учить, чтобы жить или жить, чтобы учиться?»
Мои права и обязанности
Праздник последнего звонка
Памятные даты России (сентябрь — октябрь)
Уровень школы (общешкольные КТД и спортивные соревнования):
Акция «Помощь родной школе», «Милосердие».
Посвящение в пятиклассники
5класс – Праздник первого звонка;
«Моя школа», «Мой первый учитель» (конкурс сочинений и рисунков);
«Библиотеке – нашу помощь» (акция);
Смотр классных уголков;
«Укрась территорию школы» (трудовой десант);
Оформление летописей класса и школы.
6 класс – школьный конкурс «речь лидера» —«Введение школьной формы в школе» (речь «ЗА» и речь «ПРОТИВ»);
7 класс –Школьный конкурс «речь лидера»-«Если бы я был президентом школы» (в жанре политической сатиры);
8 класс –школьный конкурс «Речь лидера» — «Школа – место дружбы и радости»;
Уровень родительского коллектива (родительские собрания)
5-й класс, «Как развивать способности ребенка». Почему надо развивать умственные способности. Что такое способности, как можно развивать способности.
6-й класс. «Что такое ум и как его развивать». Мышление и ум. Деятельность — главное условие развития ума. Качества ума. Самовоспитание ума.
7-й класс. «Дисциплина мышления». Связь мышления с поведением. Разум — регулятор желаний.
8-й класс. «Учебная нагрузка в старших классах». Увеличение нагрузки. Помощь родителей в подготовке домашнего задания, контроль учебной деятельности в старших классах.
IV. «Я и Отечество»
Уровень класса:
5класс
Акция «Адреса заботы» — выявление людей, нуждающихся в помощи
Тематические классные часы «Республика моя»,
Познавательно-игровая программа «Мой дом – Россия!»
«В этом мире все равны» — урок толерантности
Проведение патриотического часа «Мужество, доблесть, слава»
Проведение классных часов на темы: «Герои Отечества»
Уроки мужества «Героями не рождаются – героями становятся»
Игра-соревнование «Богатырская наша сила»
Классные часы по знанию Конституции РФ, РБ «Наша Родина — Россия», «Герб, флаг, гимн России, «
«Конституция России — Основной Закон государства», «Твои права и обязанности
Единый классный час, посвященный Дню защитника Отечества: «Служить России суждено тебе и мне»
Уроки мужества «Защитники Отчества. Кто они?»
Дискуссия «0т безответственности до преступления один шаг»
Уроки мужества:«Шли в бой ребята — ровесники твои»
1)Беседа – рассказ «Что ты знаешь об истории земли русской?».
6класс
Акция «Адреса заботы» — выявление людей, нуждающихся в помощи
Тематические классные часы «Башкортостан – родимый край!»,
Познавательно-игровая программа «Мой дом – Россия!»
«В этом мире все равны» — урок толерантности
Проведение патриотического часа «Мужество, доблесть, слава»
Проведение классных часов на темы: «Память о героях не уйдёт в забвенье», «Хлеб войны»
Уроки мужества «Гордимся славою героев»….
Классные часы по знанию Конституции РФ, РБ «Конституция России — Основной Закон государства», Конвенция ООН о правах ребёнка, «Твои права и обязанности
Единый классный час, посвященный Дню защитника Отечества:«Их имена навеки в нашей памяти»
Уроки мужества «Защитники Отчества. Кто они?»
Беседа-знакомство с Интернет — сайтом «Президент России – гражданам школьного возраста»
Устный журнал «Что можно и что нельзя»
Уроки мужества: «Партизанка Лиза Чайкина»
7 класс
Акция «Адреса заботы» — выявление людей, нуждающихся в помощи
Тематические классные часы и радиолинейки «Заповедный край Башкортостан».
Познавательно-игровая программа «Мой дом – Россия!»
«В этом мире все равны» — урок толерантности
Проведение патриотического часа «Мужество, доблесть, слава»
Проведение классных часов на темы: «115-я годовщина со дня рождения Г.К. Жукова», «Герои войны», «День воинской славы России», «П.С. Нахимов», «Битва под Москвой».
Уроки мужества «Героями не рождаются – героями становятся»,«Гордимся славою героев»….
«Интеллектуальная игра «История Отечества: события, люди»
Классные часы по знанию Конституции РФ, РБ «Конституция России — Основной Закон государства», Конвенция ООН о правах ребёнка, «Твои права и обязанности», основы Трудового законодательства
«Конституция – закон, по нему мы все живем!» — беседа
Единый классный час, посвященный Дню защитника Отечества: «Учись у героев Отчизну беречь!»
Уроки мужества «Защитники Отчества. Кто они?»
Правовая игра «От рождения и до совершеннолетия», «Тихо, идет судебное заседание»
Уроки мужества: «У каждого своя история, связанная с войной»
8 класс
Тематические классные часы и радиолинейки «Они прославили Башкортостан».
Познавательно-игровая программа «Мой дом – Россия!»
«В этом мире все равны» — урок толерантности
Проведение патриотического часа «Мужество, доблесть, слава»
Проведение классных часов на темы: «Герои войны», «День воинской славы России», «П.С. Нахимов», «Битва под Москвой».
Уроки мужества «Гордимся славою героев»….
«Интеллектуальная игра «История Отечества: события, люди»
Классные часы по знанию Конституции РФ, РБ «Структуры символики», «Конституция о правах ребёнка», тематические классные часы.
«Конституция – закон, по нему мы все живем!» — беседа
Единый классный час, посвященный Дню защитника Отечества: «Учись у героев Отчизну беречь!»
Уроки мужества «Защитники Отчества. Кто они?»
Анкетирование «Как ты относишься к службе в Армии?»
Дискуссия «Поступок рождает судьбу»
Беседа юриста «Подросток и правоохранительные органы: конфликты и взаимодействие»
Уроки мужества: «Реквием»
Уровень школы (общешкольные КТД и спортивные соревнования):
7,8 кл- Акция «Адреса заботы» — выявление людей, нуждающихся в помощи
5,6,7,8кл — Акция «Осенняя неделя добра» (оказание помощи ветеранам ВОВ и ветеранам труда)
Фотовыставка «Мой край – Башкортостан», «Природа родной Башкирии»
Выставка рисунков «Родина моя» , «Край родной».
Конкурс юных чтецов по произведениям писателей и поэтов Республики Башкортостан (5 – 6 кл.);
Тематические книжные выставки в библиотеках «Тобой горжусь! Люблю тебя и славлю!», «Башкирия моя, мой рай земной!».
Конкурс видеороликов «Молодежь Башкортостана за здоровый образ жизни».
Спортивно — развлекательная программа ко Дню народного единства «Если дорог тебе твой край»
Выставка изделий народного творчества «Наследие — хранить!»
Встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн.
Конкурс рисунков и плакатов «Я рисую свои права» «Государственные символы», «Страна, в которой я живу», «Конституция: история и современность».
Акция «Я – гражданин! А ты?»- развлекательная программа и оказание помощи детям с ограниченными возможностями, детям сиротам, нуждающимся.
Спортивные соревнования:
— « Один в поле не воин»
— « Турнир богатырей»
Лыжный поход «Тебе, солдат, посвящаю…»
Военно-спортивная игра « А ну-ка, мальчики»
Конкурс рисунков и плакатов на тему «Мы будущие защитники Отечества», «Наша Армия родная»
Конкурс поздравительных открыток
Конкурс проектов «Твой вариант Декларации прав человека»
Конкурс рисунков Конвенция «О правах ребенка» в картинках»
Акция «Георгиевская ленточка», «Неделя добра» (уборка домов, благоустройство территории рядом с местом проживания ветеранов Великой Отечественной войны), «Фито-бар» для ветеранов, «Открытка от доброго сердца»
5класс – Выставка «Музей вредных привычек». Выставляются в зале экспонаты детских шалостей с полным комментарием гидов об экспонатах. Это может быть и зал восковых фигур, сценического мастерства, картинная галерея «детский травматизм», выставка опасных для жизни предметов и т.д.
Конкурс творческих работ «Права человека — глазами ребенка».
6класс – КТД «Зеркало». Отразить в каждом выступлении класса то негативное, что происходит внутри класса, и как нужно избавляться от всего нехорошего, что возникает во взаимоотношениях, приводящих к конфликтам: оскорбления, клички, порча имущества одноклассника, драки и т. д.
Конкурс творческих работ «Права человека — глазами ребенка».
7 класс – Игра «Следствие ведут знатоки». Придумывается преступление, которое может быть совершено в нашей школе. Участники распутывают данное преступление.
Турнир знатоков права «Мы за достойную жизнь»
8 класс — Игра «Пойми меня». Игра на знание правовой терминологии.
Турнир знатоков права «Мы за достойную жизнь»
Уровень родительского коллектива (родительские собрания):
Общешкольные родительские собрания: «Право на образование», Ответственность родителей за судьбы детей»
5-й класс, «Детские шалости и закон». Какие проблемы возникают в семье при нарушении ребенком закона. Как в таких случаях нужно поступать родителям, и какую помощь нужно оказывать собственному ребенку.
6-й класс. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Разговор о физическом насилии над личностью, о том, что часто семья и внутренние отношения в ней становятся толчком грубого поведения ребенка.
7-й класс. «Все начинается с простого». Познакомить родителей с последствиями, с которыми может столкнуться семья при совершении ребенком кражи. Как нужно строить свои взаимоотношения с ребенком, и какие правила должны существовать в семье, чтобы ребенок не смог взять чужого.
8-й класс. «Я — очевидец». Разговор о честности и открытости человека. О том, как он должен поступать, когда на его глазах совершается преступление, и чему он должен научить своего ребенка.
Литература.
Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 4-7.
Жирякова А.А. Рекомендации к планированию классного руководителя //Классный руководитель. 2000, №5. С. 24-26.
Жирякова А.А. «Сыны Отечества» — школьная целевая комплексная воспитательная программа //Классный руководитель. 2000, №7. С. 11-19.
Кузнецова Л., Прохорова О. Гражданское становление подрастающего поколения XXI века //Воспитание школьников. 2006, №5. С. 7-10.
Ларченкова З.А. Целевые воспитательные программы //Классный руководитель. 2003, №5. С. 33-43.
Лихачев Д.С. Земля родная. – М., 1983.
Методические рекомендации об усовершенствовании функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений //Воспитание школьников. 2006, №6. С. 2-5.
Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия //Воспитание школьников. 2007, №5. С. 2-8.
Моисеенко И.В. Планирование работы классного руководителя по нравственному воспитанию в 5-9 классах. //Классный руководитель. 2004, №7. С. 38-43.
О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» //Воспитание школьников. 2006, «6. С. 2-7.
Табакова Т.Г., Ковалева В.А., Беззубцева Л.В. Планирование работы по гражданскому самоопределению подрастающего поколения //Классный руководитель. 2003, №5. С. 64.
Филонов Г. Гражданственность в самосознании личности //Воспитание школьников. 2004, №6, С. 2-5.
Ястребова А.П. Программа воспитательной деятельности классного руководителя //Классный руководитель. 2001, №6 С. 19-29.