тест «Лесенка» с целью выявления уровня самооценки и влияния на уровень самооценки.
Тест «Лесенка» (см. Приложение1)
Цель методики: самооценка личностных качеств испытуемых.
Оснащение: ручка, лист для ответов, вопросник теста, схема «лесенка».
Порядок работы: испытуемым раздают бланки для ответов и зачитывают инструкцию примерно следующего содержания: «Ребята, на полученных листочках проставьте номера вопросов с первого по четвертый. Посмотрите на схему. У нас есть «лесенка» состоящая из семи ступенек. На первой ступеньке находятся самые лучшие дети, на седьмой ступеньке — самые плохие. Отвечая на следующие вопросы, поставьте только цифры, соответствующие номеру нужной вам ступеньки.»
Вопросы:
1. Куда бы ты себя поставил(а)?
2. Куда бы тебя поставил учитель?
3. Куда бы тебя поставила мама?
4. Куда бы тебя поставил лучший друг? Кто это?
Схема:
Самые хорошие
1
2
3
4
5
Самые плохие
6
7
В результате тестирования выявлено, что у восьми испытуемых самооценка завышена, у одного испытуемого самооценка занижена, у шестнадцати детей самооценка в норме.
Самооценка испытуемого и оценка его мамой совпала у пятерых.
Самооценка испытуемого и оценка его лучшим другом совпала у четверых.
Самооценка испытуемого и оценка его ни кем из перечисленных выше не совпала у тринадцати учеников.
Самооценка испытуемого и оценка его учителем совпала у троих.
Таким образом мы видим, что самооценка учащихся с мнением учителя практически не совпадает. Учащиеся считают, что учитель их оценивает неадекватно. Это говорит о недостаточно близких отношениях учителя и класса.
3.2 Структура межличностных отношений в группах младших школьников.
Важным вопросом при изучении характеристики внутригрупповых взаимоотношений как детей младшего школьного возраста, так и не только их является выявление непосредственно самой структуры таких отношений, их содержания. Это можно осуществить исходя из анализа социальной ситуации развития группы.
В детских группах могут быть выделены функционально — ролевые, эмоционально — оценочные и личностно — смысловые отношения между сверстниками.
Функционально — ролевые отношения выступают при изучении «делового» общения и совместной деятельности, что позволяет ответить на вопросы: «в какой конкретной деятельности разворачиваются эти отношения?» и «что они отражают?». Эти отношения зафиксированы в специфичных для данной общности сферах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной, продуктивной, игровой) и разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действия в группе под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого, в том числе и учителя.
Учитель санкционирует те или иные образцы поведения: дежурный должен быть аккуратным и исполнительным; во время самостоятельной работы на уроке нельзя смотреть в тетрадь соседа и т.д. Функционально — ролевые отношения, проявляющиеся в игровой деятельности, в значительной степени самостоятельны и свободны от непосредственного контроля со стороны взрослого.
В самой игре, как, впрочем, и во всех других формах совместной деятельности детей в группе, проявляются два вида отношений: собственно игровые отношения и отношения по поводу совместной деятельности в игре. Например собственно — игровые отношения воспроизводят социально — типические образцы поведения: доктор к больному — добр; учитель с учеником строг. Это отношения «вообще», они «бессубъектны» и заданы ребенку в общении со сверстниками.