Конспект урока на тему «На пути к счастью. Наташа Ростова»

«Средняя общеобразовательная школа №39 ОАО «РЖД»



« На пути к счастью. Наташа Ростова».

Урок литературы

1 0 класс



Выполнила

Рожина Надежда Фёдоровна

учитель русского языка и

литературы

средней общеобразовательной

школы №39 ОАО «РЖД»





2012 год









Урок литературы. 10 класс Тема : На пути к счастью. Наташа Ростова.

Цель и задачи: 1)Провести синтез и углубление знаний об образе героини

романа.

2)Проследить путь к счастью Наташи Ростовой -за динамикой

её нравственных чувств;

аргументировано формулировать своё отношение к главной

героине;

дать оценку её поведения;

отстаивать свою позицию, участвуя в диалоге;

учить отбирать материал, характеризующий Наташу Ростову, в

соответствии с планом;

воспитывать средствами художественного произведения

духовно-развитую личность, готовую к самопожертвованию и

самоусовершенствованию.

Соблюдать благоприятную обстановку в классе.

Оборудование: фрагменты видеофильма, иллюстрации, соната Бетховена

«Лунная соната». Карточки с планом урока.





Ход урока.

  1. Повторение материала прошлого урока.

  • На прошлом уроке мы рассмотрели путь исканий князя Андрея и Пьера Безухова. Диалектику души.

  • Из чего состоит жизнь человека? Жизнь героев романа? (Взлёты и падения… Поиски истины.)

  • Кто из героев романа вам более интересный?



  1. Сообщение темы урока.

  1. Мы продолжаем разговор о героях романа «Война и мир». Героиня сегодняшнего урока — Наташа Ростова.

  2. Урок будем строить по плану, основной части сочинения « На пути к счастью», (записывайте главы романа, части, тома).

  3. Остановимся на сценах, ярко отражающих « диалектику души » главной героини романа Наташи Ростовой



  1. Работа с материалом романа по плану.

  1. Знакомство с Наташей Ростовой

1.

  • Первая встреча Наташей. Прочитайте описание её поведения, портретную характеристику. (т.1, ч..1,гл.vII, x , xvI)

  • Красива ли Наташа? Но в чём её обаяние? (красота, естественность, жажда жизни, стремительное движение). ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА.

  1. У Н. Заболотского есть замечательное стихотворение «Некрасивая девочка» (чтение стихотворения учителем стр.237).Послушайте его.

  • Есть ли связь между героиней романа и «девочкой» из стихотворения Н. Заболотского?

  • Как вы понимаете строчки стихотворения:

«Младенческая грация души

Уже скользит в любом её движенье»

  1. Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность.

  • Чем переполнена душа пятнадцатилетней Наташи? (сцена в Отрадном т.II,ч.3,гл.II) (Взлететь, объять необъятное) .Прочитать на фоне музыки Бетховена . Светлый образ Наташи помогает князю Андрею по-новому ощутить жизнь.

  • Чем наполняется «сосуд души» Наташи, каким «огнём»? (Увлечение танцами, пением…).

Посмотрите этюд фильма « Война и мир» ( Бал Наташи Ростовой )

  • Какими чувствами переполнена душа Наташи во время первого бала?

  • Почему князю Андрею сразу понравилась Наташа?

(он увидел «грацию души»)

«Огонь, мерцающий в сосуде»

  • Чем живёт Наташа Ростова, как и все Ростовы?

(«Разумом сердца»)

По мере того как Наташа развивается внешне и внутренне, меняется портрет героини, но не меняется восторженность её лица, блеск глаз и стремительное движение-всё это есть приёмы построения образа, которые использует автор.



3.Национальные, народные черты в развитии характера Наташи.

  • Назовите эпизоды романа, которые можно соотнести с планом, и где раскрывается русская душа, настоящий русский характер. (тII,ч.4гл.vII) ( в гостях у дядюшки, сцены охоты, пляска, ряженые, гадание)

  • Посмотрите фрагмент фильма « Война и мир» (пляска)

  • Как танцует Наташа?

  • Что удивляет всех в пляске Наташи?

Русскому характеру свойственен глубокий патриотизм. Назовите эпизоды, в которых проявляется это исконное чувство любви к Родине. (тI, ч.3,гл.xvI) (Чтение Соней манифеста и Наташино волнение во время отъезда из Москвы).

  • Почему поступки Наташи во время отъезда из Москвы Толстой считает такими же важными, как и действия солдат?

  • Как ведёт себя Наташа ? (Стремительно, решительно, требовательно. Прорыв души, экспрессивность.).

4.Дорога цена испытаний.

  • Как перенесла Наташа разлуку с князем Андреем?

  • Прав ли был Князь Андрей, отсрочив свадьбу на год? Думал ли о чувствах Наташи?

Гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы. Потому-то и не сможет Толстой оставить их на всю жизнь.

Почему Наташа увлеклась Анатолием Курагиным?

Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить её?

( Желание жить полной жизнью, любить и быть любимой, незнание людей, неимение жизненного опыта сыграло с героиней романа злую шутку). 5 Наташа – воплощение любви.

  • Какова цена расплаты?

  • Что вывело Наташу из состояния отключенности? (Тяжелое ранение кн. Андрея, последние встречи)

  • Как она изменилась после нравственного потрясения и болезни?

  • Чем достигается особое настроение сцены свидания Наташи со смертельно раненным кн. Андреем?(т.vI,ч.1,гл.xIvxvI; ч.4,гл.3 ; т.3, ч.3гл.32,)

(Лексика, интонация, детали портретной характеристики, эпитеты). Записать.

  • Как вы понимаете слова Толстого о Наташе: « Сущность её жизни — любовь»

  • Особенно сильно сказалось это утверждение, когда было получено известие о смерти Пети, в сцене: отчаяние матери.

  • В Наташе просыпается любовь, любовь к матери, к близким. « Проснулась любовь — проснулась жизнь» (т.4,ч.4,гл.2)



6. Счастье.

  • Расскажите, какой была показана Наташа в эпилоге? ( «Наташе нужен был муж. Муж был ей дан. И муж дал ей семью». эпилог ч.1,гл.10-12,16).

  • Какова её роль в семейной жизни?

  • В чём Наташа Ростова нашла своё счастье?

  • Как вы относитесь к этой роли Наташи, к её пониманию счастья? ( в семье до самоотречения , отказ от эмансипации)





Iv. Итоги работы

  1. Во всём Наташа Ростова отдаёт себя до самоотречения, полностью, с детской доверчивостью, не допуская мысли о том, что может обмануться в себе , в близких ей людях. Благодаря присущей ей интуиции, Наташа в полной мере понимает высокую значимость новой деятельности её мужа. Наташа — верная жена и заботливая мать.

И хотя мы не во всём согласны с Л.Н. Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой её умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира. Быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сыновей и дочерей Отчизны.

  1. Оценки за урок.

v. Домашнее задание: Написать сочинение по предложенному плану. Не забудьте, что мы работали над основной частью сочинения. Вступление и заключение доработайте самостоятельно.











































ПЛАН ОСНОВНОЙ ЧАСТИ СОЧИНЕНИЯ



1.Знакомство с Наташей Ростовой.







2.Полнота жизни, поэтичность натуры, обострённая чуткость, внимательность.







3.Национальные , народные черты в развитии характера Наташи.







4.Дорога цена испытаний.







5.Наташа – воплощение любви.





6.Счастье.

.

9


Свежие документы:  КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ТЕСТ ПО ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: