«Средняя общеобразовательная школа №39 ОАО «РЖД»
« На пути к счастью. Наташа Ростова».
Урок литературы
1 0 класс
Выполнила
Рожина Надежда Фёдоровна
учитель русского языка и
литературы
средней общеобразовательной
школы №39 ОАО «РЖД»
2012 год
Урок литературы. 10 класс Тема : На пути к счастью. Наташа Ростова.
Цель и задачи: 1)Провести синтез и углубление знаний об образе героини
романа.
2)Проследить путь к счастью Наташи Ростовой -за динамикой
её нравственных чувств;
аргументировано формулировать своё отношение к главной
героине;
дать оценку её поведения;
отстаивать свою позицию, участвуя в диалоге;
учить отбирать материал, характеризующий Наташу Ростову, в
соответствии с планом;
воспитывать средствами художественного произведения
духовно-развитую личность, готовую к самопожертвованию и
самоусовершенствованию.
Соблюдать благоприятную обстановку в классе.
Оборудование: фрагменты видеофильма, иллюстрации, соната Бетховена
«Лунная соната». Карточки с планом урока.
Ход урока.
Повторение материала прошлого урока.
На прошлом уроке мы рассмотрели путь исканий князя Андрея и Пьера Безухова. Диалектику души.
Из чего состоит жизнь человека? Жизнь героев романа? (Взлёты и падения… Поиски истины.)
Кто из героев романа вам более интересный?
Сообщение темы урока.
Мы продолжаем разговор о героях романа «Война и мир». Героиня сегодняшнего урока — Наташа Ростова.
Урок будем строить по плану, основной части сочинения « На пути к счастью», (записывайте главы романа, части, тома).
Остановимся на сценах, ярко отражающих « диалектику души » главной героини романа Наташи Ростовой
Работа с материалом романа по плану.
Знакомство с Наташей Ростовой
1.
Первая встреча Наташей. Прочитайте описание её поведения, портретную характеристику. (т.1, ч..1,гл.vII, x , xvI)
Красива ли Наташа? Но в чём её обаяние? (красота, естественность, жажда жизни, стремительное движение). ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА.
У Н. Заболотского есть замечательное стихотворение «Некрасивая девочка» (чтение стихотворения учителем стр.237).Послушайте его.
Есть ли связь между героиней романа и «девочкой» из стихотворения Н. Заболотского?
Как вы понимаете строчки стихотворения:
«Младенческая грация души
Уже скользит в любом её движенье»
Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность.
Чем переполнена душа пятнадцатилетней Наташи? (сцена в Отрадном т.II,ч.3,гл.II) (Взлететь, объять необъятное) .Прочитать на фоне музыки Бетховена . Светлый образ Наташи помогает князю Андрею по-новому ощутить жизнь.
Чем наполняется «сосуд души» Наташи, каким «огнём»? (Увлечение танцами, пением…).
Посмотрите этюд фильма « Война и мир» ( Бал Наташи Ростовой )
Какими чувствами переполнена душа Наташи во время первого бала?
Почему князю Андрею сразу понравилась Наташа?
(он увидел «грацию души»)
«Огонь, мерцающий в сосуде»
Чем живёт Наташа Ростова, как и все Ростовы?
(«Разумом сердца»)
По мере того как Наташа развивается внешне и внутренне, меняется портрет героини, но не меняется восторженность её лица, блеск глаз и стремительное движение-всё это есть приёмы построения образа, которые использует автор.
3.Национальные, народные черты в развитии характера Наташи.
Назовите эпизоды романа, которые можно соотнести с планом, и где раскрывается русская душа, настоящий русский характер. (тII,ч.4гл.vII) ( в гостях у дядюшки, сцены охоты, пляска, ряженые, гадание)
Посмотрите фрагмент фильма « Война и мир» (пляска)
Как танцует Наташа?
Что удивляет всех в пляске Наташи?
Русскому характеру свойственен глубокий патриотизм. Назовите эпизоды, в которых проявляется это исконное чувство любви к Родине. (тI, ч.3,гл.xvI) (Чтение Соней манифеста и Наташино волнение во время отъезда из Москвы).
Почему поступки Наташи во время отъезда из Москвы Толстой считает такими же важными, как и действия солдат?
Как ведёт себя Наташа ? (Стремительно, решительно, требовательно. Прорыв души, экспрессивность.).
4.Дорога цена испытаний.
Как перенесла Наташа разлуку с князем Андреем?
Прав ли был Князь Андрей, отсрочив свадьбу на год? Думал ли о чувствах Наташи?
Гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы. Потому-то и не сможет Толстой оставить их на всю жизнь.
Почему Наташа увлеклась Анатолием Курагиным?
Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить её?
( Желание жить полной жизнью, любить и быть любимой, незнание людей, неимение жизненного опыта сыграло с героиней романа злую шутку). 5 Наташа – воплощение любви.
Какова цена расплаты?
Что вывело Наташу из состояния отключенности? (Тяжелое ранение кн. Андрея, последние встречи)
Как она изменилась после нравственного потрясения и болезни?
Чем достигается особое настроение сцены свидания Наташи со смертельно раненным кн. Андреем?(т.vI,ч.1,гл.xIv—xvI; ч.4,гл.3 ; т.3, ч.3гл.32,)
(Лексика, интонация, детали портретной характеристики, эпитеты). Записать.
Как вы понимаете слова Толстого о Наташе: « Сущность её жизни — любовь»
Особенно сильно сказалось это утверждение, когда было получено известие о смерти Пети, в сцене: отчаяние матери.
В Наташе просыпается любовь, любовь к матери, к близким. « Проснулась любовь — проснулась жизнь» (т.4,ч.4,гл.2)
6. Счастье.
Расскажите, какой была показана Наташа в эпилоге? ( «Наташе нужен был муж. Муж был ей дан. И муж дал ей семью». эпилог ч.1,гл.10-12,16).
Какова её роль в семейной жизни?
В чём Наташа Ростова нашла своё счастье?
Как вы относитесь к этой роли Наташи, к её пониманию счастья? ( в семье до самоотречения , отказ от эмансипации)
Iv. Итоги работы
Во всём Наташа Ростова отдаёт себя до самоотречения, полностью, с детской доверчивостью, не допуская мысли о том, что может обмануться в себе , в близких ей людях. Благодаря присущей ей интуиции, Наташа в полной мере понимает высокую значимость новой деятельности её мужа. Наташа — верная жена и заботливая мать.
И хотя мы не во всём согласны с Л.Н. Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой её умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира. Быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сыновей и дочерей Отчизны.
Оценки за урок.
v. Домашнее задание: Написать сочинение по предложенному плану. Не забудьте, что мы работали над основной частью сочинения. Вступление и заключение доработайте самостоятельно.
ПЛАН ОСНОВНОЙ ЧАСТИ СОЧИНЕНИЯ
1.Знакомство с Наташей Ростовой.
2.Полнота жизни, поэтичность натуры, обострённая чуткость, внимательность.
3.Национальные , народные черты в развитии характера Наташи.
4.Дорога цена испытаний.
5.Наташа – воплощение любви.
6.Счастье.
.
9