Конспект урока информатики
Школа: МБОУ «СОШ№2»
Класс: 9 г
Урок: информатика
Тема: «Моделирование»
Время проведения: 08. 50 – 09. 30 ч.
Цели урока:
Обучающие: сформировать понятие модели, изучить основные виды моделей, ее назначение и свойства;
Воспитательные:воспитание внимания при работе с компьютером, точности, развитие памяти;
формирование потребности в здоровом образе жизни;
Развивающие:развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы при повторении и закреплении;
развитие умения пользоваться компьютерной техникой.
Оборудование: компьютерный класс, мультимедиапроектор, презентация по теме урока;
Тип урока: урок изучения нового материала.
Структура урока (порядок связей между элементами урока):
Актуализация прежних знаний (контроль преподавания за состоянием знаний ученика, который осуществляется в форме фронтального опроса);
Формирование новых понятий и способов действий (организация деятельности учащихся по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий: анализ ситуаций, работа с книгой);
Формирование практических умений и навыков при работе на ПК.
Оформление (запись на доске):
Моделирование
Ход урока
Организационный момент
У:Здравствуйте, садитесь.
Меня зовут Надежда Владимировна, сегодня урок информатики у вас проведу я.
II. Актуализация знаний
У: Изучение новой темы мы начнём с её определения. Для этого определим тему нашего урока по первым буквам отгаданных вами понятий из информатики.(слайд 1)
Монитор – это аппарат, предназначенный для вывода текстовой или графической информации;
Операционная система – комплекс управляющих и обрабатывающих программ, главная часть системного ПО (н-р:Windows);
Драйвер – специальная системная программа, для установки программного обеспечения к какому-либо устройству;
E—mail – обмен письмами в компьютерных сетях (по др. электронная почта);
Логическая схема – это
Интернет – мировая система компьютерных сетей, ч /з которые можно установить связь с самыми далекими уголками планеты;
Расширение – это
Окно–
Видеопамять — память, предназначенная для хранения видеоинформации;
Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.
Накопители –
Информатика – наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации;
Ель – упрощенное подобие реальногооъекта.
монитор;
операционная система;
драйвер;
e-mail;
логическая схема;
Интернет;
расширение;
окно;
видеопамять;
алгоритм;
накопители;
информатика;
ель (пример модели).
Целеполагание
Прочитайте из выделенных букв тему сегодняшнего урока (моделирование).
(На доску карточку с названием темы).
Какие знания вы хотели бы получить сегодня на уроке? Поставьте себе задачи.
Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «моделирование», «модель», познакомимся с видами моделей, покажем на примерах использование моделей и их значение в различных науках, а также поупражняемся и закрепим ваши знания, которые вы получите сегодня на уроке.
У:Как вы думаете, что такое модель?
(ответы обучающихся)
III. Объяснение новой темы.
Человечество в своей деятельности (научной, образовательной, технологической, художественной) постоянно создает и использует модели окружающего мира. Строгие правила построения моделей сформулировать невозможно, однако человечество накопило богатый опыт моделирования различных объектов и процессов.
Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия (очень большие или очень маленькие объекты, очень быстрые или очень медленные процессы и др.). Наглядные модели часто используются в процессе обучения. В курсе географии первые представления о нашей планете Земля мы получаем, изучая ее модель — глобус, в курсе физики изучаем работу двигателя внутреннего сгорания по его модели, в химии при изучении строения вещества используем модели молекул и кристаллических решеток, в биологии изучаем строение человека по анатомическим муляжам и др. (слайд 2-3)
Модели играют чрезвычайно важную роль в проектировании и создании различных технических устройств, машин и механизмов, зданий, электрических цепей и т. д. Без предварительного создания чертежа невозможно изготовить даже простую деталь, не говоря уже о сложном механизме (слайд 4).
В процессе проектирования зданий и сооружений кроме чертежей часто изготавливают макеты. В процессе разработки летательных аппаратов поведение их моделей в воздушных потоках исследуют в аэродинамической трубе.
Разработка электрической схемы обязательно предшествует созданию электрических цепей и так далее.
Развитие науки невозможно без создания теоретических моделей (теорий, законов, гипотез и пр.), отражающих строение, свойства и поведение реальных объектов. Создание новых теоретических моделей иногда коренным образом меняет представление человечества об окружающем мире (гелиоцентрическая система мира Коперника, модель атома Резерфорда-Бора, модель расширяющейся Вселенной, модель генома человека и пр.). Адекватность теоретических моделей законам реального мира проверяется с помощью опытов и экспериментов (слайд 5).
Все художественное творчество фактически является процессом создания моделей. Например, такой литературный жанр, как басня, переносит реальные отношения между людьми на отношения между животными и фактически создает модели человеческих отношений. Более того, практически любое литературное произведение может рассматриваться как модель реальной человеческой жизни. Моделями, в художественной форме отражающими реальную действительность, являются также живописные полотна, скульптуры, театральные постановки и пр. (слайд 6).
[В тетрадях делаем запись конспекта] (слайд 7).
Моделирование — это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.(слайд 8)
Модель. Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные для проводимого исследования свойства (слайд 9). В процессе исследования аэродинамических качеств модели самолета в аэродинамической трубе важно, чтобы модель имела геометрическое подобие оригинала, но не важен, например, ее цвет. При построении электрических схем — моделей электрических цепей — необходимо учитывать порядок подключения элементов цепи друг к другу, но не важно их геометрическое расположение друг относительно друга и так далее.
Разные науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей. В физике изучаются процессы взаимодействия и изменения объектов, в химии — их химический состав, в биологии — строение и поведение живых организмов и так далее.
Возьмем в качестве примера человека: в разных науках он исследуется в рамках различных моделей. В рамках механики его можно рассматривать как материальную точку, в химии — как объект, состоящий из различных химических веществ, в биологии — как систему, стремящуюся к самосохранению, и так далее (слайд 10).
Модель — это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса (слайд 11).
География, военное дело, судоходство и пр. невозможны без информационных моделей поверхности Земли в виде карт. Различные типы географических карт (политические, физические и пр.) представляют информационные модели, отражающие различные особенности земной поверхности, то есть один и тот же объект отражают несколько моделей (слайд 12).
С другой стороны, разные объекты могут описываться одной моделью. Так, в механике различные материальные тела (от планеты до песчинки) могут рассматриваться как материальные точки (слайд 13).
Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью (слайд 14).
Никакая модель не может заменить сам объект. Но при решении конкретной задачи, когда нас интересуют определенные свойства изучаемого объекта, модель оказывается полезным, а подчас и единственным инструментом исследования.
Вопросы для размышления
Может ли объект иметь несколько моделей? Приведите пример.
Могут ли разные объекты описываться одной и той же моделью? Если да, приведите пример.
Тренировочные упражнения (слайд)
Д/з. учить конспект урока
Итог урока.
Что интересного вы узнали на уроке?
Вспомните задачи, которые вы поставили в начале урока, решили ли мы их?
– Теперь вы можете привести примеры моделей из различных наук, дать мотивированное пояснение о том, какие существенные признаки необходимо отображать в той или иной модели (слайд 17).
– Спасибо за урок! До свидания!