Конспект урока по Литературе «Призыв к милосердию. Размышление над стихотворением В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»» 8 класс



Урок литературы в 8 классе


Призыв к милосердию. Размышление над стихотворением В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».



Цели:

1. Обучающая: учить умению сопоставлять художественные средства с авторским замыслом.

2. Развивающая: развивать навыки анализа лирического произведения;

3. Воспитывающая: формировать ценностные ориентиры: сострадание, милосердие.

Вид урока: комбинированный.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование: презентация, портрет Маяковского, раздаточный материал.


  1. Вступительное слово

«Мама и убитый немцами вечер», «Скрипка и немножко нервно», «Великолепные нелепости»… Такие затейливые, порой по-детски неуклюжие названия придумывал для своих стихов выдающийся русский поэт В.Маяковский. Название стихотворения, о котором сегодня пойдет речь, тоже словно бы шагнуло во взрослую литературу из детской книжки. «Хорошее отношение к лошадям»… Казалось бы, все предельно ясно и нечего добавить. Но будем помнить предостережение Маяковского:

Тот,

кто постоянно ясен —

тот,

по-моему,

просто глуп.

Тема нашего урока – Призыв к милосердию. Размышление над стихотворением В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Вы побываете сегодня в роли исследователей, а я в роли вашего помощника, научного руководителя. Мы постараемся с исследовательских позиций взглянуть на поэтический мир стихотворения и выяснить, как связаны средства художественной выразительности с авторским замыслом.

Но прежде чем заняться этой работой, обратимся к личности поэта.

  1. Блиц-опрос по биографии поэта (страницы учебника 31 – 38).

  1. Что означает жанр автобиографии? Как называется автобиография Маяковского, которая начинается словами «Я – поэт. Этим и интересен»?

  2. Верно ли, что Маяковский родом из Грузии? (Родился 7 июля 1893 (94) году в Грузии в селе Багдади.)

  3. Почему в автобиографии Маяковский написал: «…терпеть не могу булавок»? Какое горе постигло семью Маяковских в 1906 году?

  4. Как жилось в семье Маяковских в Москве?

  5. Расскажите о политических взглядах Маяковского.

  6. Как началась революционная деятельность Маяковского. (Подпольная кличка Товарищ Константин, три ареста – 29 марта 1908 г., через год – второй арест, краткосрочный, затем, в 1909-м, серьезный, сроком в 11 месяцев, за участие в организации побега из Новинской тюрьмы женщин-каторжан).

  7. Какую роль в жизни Маяковского сыграло Училище живописи, ваяния и зодчества? (1911 год. Начало творчества. Бурлюк. Футуризм).

  1. Работа с текстом. Подготовка к восприятию. Чтение стихотворения.

Русская литература – не только Маяковский – всегда относилась к лошадям с уважением. Иногда с пиететом, как Лев Толстой в повести «Холстомер». Но чаще – с состраданием. Герою романа Достоевского «Преступление и наказание» Родиону Раскольникову снится сон: пьяная, ошалелая толпа насмерть забивает лошадь. Герой видит себя маленьким мальчиком, случайно оказавшимся поблизости. «С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы…» Страшный сон.

У Маяковского все не так страшно. Москва 1918 года. Весна. Обычное, будничное для тех голодных лет происшествие: упавшая от истощения и усталости лошадь на скользкой и крутой московской улице Кузнецкий мост.

Чтение стихотворения.

Чем стихотворение Маяковского показалось вам неожиданным, непохожим на то, что вы читали прежде?


  1. Исследовательская деятельность учащихся.

Работа с таблицей

Поэтический голос Маяковского не спутаешь ни с чьим другим. Давайте выясним, какими художественными средствами пользуется автор. Попробуй соотнести примеры из текста, данные в таблице, с названием средств выразительности и структурных особенностей стиха, которые представлены на доске…

Как вы думаете, зачем автор использует аллитерацию, метафору и метонимию?

Вывод

День, изображаемый Маяковским, наполнен суетой и шумом. Усталое, неуклюжее передвижение лошади по мостовой озвучено гулкими г, р, б.

Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.

Последний аккорд этой тоскливой музыки – в слове «ГРохнулась», издевательски описывающем падение. И тут же наступившую было тишину разрывают в клочья другие звуки – свистящие, резкие, хохочущие с, з.

и сразу

за зевакой зевака…

………………………

сгрудились,

смех зазвенел и зазвякал…


И все-таки самый важный прием, который использует автор – противопоставление, антитеза. Автор противопоставляет себя безликой толпе зевак. Мы даже не видим их лиц, а только модные брюки клёш. Потому что смотрим на мостовую, заглядываем в глаза беспомощно лежащей лошади.

Мир лирического героя и мир толпы не совпадают, они даже по-разному озвучены. Попробуйте найти в тексте существительные, описывающие звуки толпы? (Смех и вой). Какие слова описывают звуковой облик лирического героя? (Голос, шелест). Что этим хочет сказать поэт?

Вывод. Толпа агрессивна, жестока и неразумна. Автор рассудителен, человечен. Мы на стороне автора, мы испытываем такое же сострадание, что и он.

Улица опрокинулась,

течет по-своему…

Вместе с автором мы пристально вглядываемся в глаза лошади. Настолько пристально и внимательно, что вдруг получаем возможность взглянуть на мир так, как в это мгновение смотрит она – снизу вверх.

Лошадь большая, просто огромная, как будто мы разглядываем ее сквозь увеличительное стекло. Каждая ее слеза – «каплища», которая катится по огромной морде и исчезает в шерсти. Лошадь заслонила собой полмира, поскольку все мысли поэта, все его переживания сосредоточились на ней.

И тут он мысленно произносит потрясающее:

Деточка,

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь…

  1. Совместное подведение итогов.

Как вы понимаете эти строки?

Так чем же мы похожи на эту несчастную лошадь? Тем, что живем, трудимся, не опускаем руки и не отчаиваемся. Иногда падаем и нуждаемся в поддержке и утешении, в сострадании. «Одно только слово ласковое, человечье», как сказано в другом стихотворении Маяковского, – одно такое слово способно исцелить, омолодить душу, подарить надежду. Вот и лошадь отозвалась на сочувствие, мир снова стал светлым и радостным, и она в нем – жеребенок. А значит, стоит жить и работать! Стоит жить!

  1. Домашнее задание.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» написано на основе реального биографического факта. Маяковский действительно стал свидетелем подобного случая. Как вы думаете, имеются в стихотворении приметы времени? Напомню вам, что стихи были написаны в 1918 году. Это время разрухи, голода, начинающейся гражданской войны. Таким и будет домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру: «Приметы времени в стихотворении В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

  1. Итоги урока.

Сегодня мы с вами погрузились в поэтический мир стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Провели анализ средств художественной выразительности. Выявили идею стихотворения. Что показалось вам в нашей работе наиболее интересным и что вызвало затруднение?

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Стилистическая роль определений в поэтических текстах"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: