(Подготовила учитель начальных классов Мацыгура А.В.
МОУ «КСОШ № 55», п.Красково, Люберецкий р-н, Московская обл.)
Тема. Что за чудо, эти сказки!
Форма проведения: урок – игра «Умники и Умницы».
Цели:
закреплять представления учащихся о сказках народных и авторских, их классификации;
развивать мотивацию учащихся к чтению на основе увлекательной игровой деятельности;
формировать умение творчески применять знания в новых ситуациях;
развивать восприятие, память, мышление и речь;
воспитывать устойчивое желание читать доступную возрасту литературу.
Оборудование: три дорожки красного, жёлтого и зелёного цвета; три фишки красного, жёлтого и зелёного цвета для жребия; медали; сказочные предметы в сундучке: мочалка, игла, лук и стрелы, яйцо, зеркало, пирожок, яблоко, стакан молока; три конверта с буквами.
Ход урока.
— Здравствуйте, ребята. Тихо сядьте. — Сегодняшний урок чтения необычный. Это урок – игра «Умники и Умницы». В ходе проведения этой игры мы вспомним сказки, которые читали на уроках чтения и дома, их главных героев, а также определим самого лучшего знатока сказок в нашем классе. — Поднимите руку те, кто любит сказки. — Почему вы любите сказки? — Конечно, в сказках столько разных чудес! Хотя некоторые чудеса из сказок уже давно стали былью. Например, помните, яблочко, которое каталось по тарелочке и показывало разные чудеса? Сегодня его заменяет телевизор, или ковёр-самолёт, который в наше время заменяет настоящий воздушный транспорт. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но, тем не менее, даже взрослые люди любят сказки, так как в них добро всегда побеждает зло. — Прежде, чем мы начнём игру, давайте вспомним, кто является автором сказок? (Автором сказки может быть один человек, тогда сказка является авторской, а может рассказываться всем народом, передаваться из поколения в поколение, тогда эта сказка будет называться народной.) — На какие группы можно разделить все существующие сказки? (Выделяют сказки волшебные, о животных и бытовые) — Какие сказки называют волшебными? О животных? Бытовыми? (Волшебными называют такие сказки, в которых есть доля волшебства, выдумки. Героям волшебных сказок всегда помогают волшебные предметы: шапка-невидимка, ковёр-самолёт и т.д. Бытовые сказки – это те сказки, главными героями которых являются люди. Герои сказок о животных –животные.) — Итак, наша игра будет состоять из трёх частей – трёх агонов, поэтому всех участников мы будем называть агонистами. «Агон» в переводе с греческого языка означает «соревнование». Если кто-то из агонистов не будет знать ответ на поставленный вопрос, то ему будут помогать зрители, которых мы будем называть «теоретиками». «Теория» в переводе с греческого означает «наблюдение». Если теоретик даёт правильный ответ, то получает орден «Умника» или «Умницы». — Также у нас работает жюри. В жюри находятся судьи, которые будут следить не только за правильностью ответов агонистов, но и за тем, кто из теоретиков первым поднимет руку для ответа. Все ответы с места приниматься и оцениваться не будут. — Итак, выбираем агонистов для первого агона. Слушайте вопрос, если знаете ответ, поднимайте руку и отвечайте. Отборочный тур для теоретиков на 1 агон. — Как называется сказка, из которой эти строки:
— Приглашаю первых трёх агонистов выбрать дорожки. Красная дорожка самая короткая, состоит из двух квадратов. Агонист должен ответить только на 2 вопроса, но у него нет права на ошибку. Желтая дорожка состоит из трёх квадратов, т.е. участнику будет задано 3 вопроса, но он может допустить одну ошибку и со штрафным очком перейти в следующий этап. Самая длинная – зелёная дорожка, на ней можно ошибиться 2 раза и с двумя штрафными очками перейти в следующий этап. Выбор дорожки осуществляем по жребию. Таким образом, только один участник выйдет в финал нашего соревнования. АГОН 1. Первый этап. — Назовите имя героя.
Второй этап. — На чём совершали путешествия эти сказочные герои?
Третий этап.
Четвёртый этап.
Отборочный тур для теоретиков на 2 агон.
АГОН 2. Первый этап. — Назовите имя героя.
Да стол за ворота ушёл. Сварила бы баба щи Да посуду пойди, поищи». (Федора из сказки К.Чуковского «Федорино горе»)
Второй этап. — Определите автора сказки и название сказки.
Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспоришь. Запряг лошадь и…». (Русская народная сказка «Морозко»). Третий этап.
Четвёртый этап.
Отборочный тур для теоретиков на 3 агон.
АГОН 3. Первый этап. — Чьи это слова?
Второй этап.
Третий этап.
Четвёртый этап.
Финал. — Финалисты выполняют три задания. Первое задание. — Угадайте сказку по одному предложению. Я называю слова сказки, кто первый догадается, тот и выиграл.
Второе задание. — Музыкальный конкурс. Послушайте песню и назовите имя героя.
Третье задание. — Каждый участник соревнований получает конверт с рассыпавшимся названием сказки. Из этих букв нужно составить слово – название сказки.
— Итак, в сегодняшней игре победил … . Он получает сборник русских народных сказок. Остальные участники соревнований получают книжки-раскраски к сказкам. — Наша игра подошла к концу. |
Дополнительные вопросы для теоретиков.
Чьи это слова?
«Это неправильные пчёлы… И они, наверное, делают неправильный мёд…» (Милн «Вини пух и все-все-все»)
«Покушай, голубчик куманёк, сама стряпала» (Русская народная сказка «Лиса и Журавль»)
«Запел он песню. Песня-то у него, известно, одна : «Украду-у! Укушу-у-у!» (Б.Заходер «Как волк песни пел»)
Назовите представителей нечистой силы:
Пожилая колдунья, которая передвигается по воздуху в необычном летательном аппарате (Баба Яга).
Сказочный житель леса, помощник старухи, имя которой вы только что назвали (Леший).
Носатая тётка, к имени которой всегда добавляют слово «болотная» (Кикимора).
Рогатое существо с длинным хвостом, которое только и думает, как бы навредить людям (Чёрт).
Тощий старик, который прятал секрет своего бессмертия в сундуке (Кощей Бессмертный).
Девушка необычайной красоты, но с хвостом, как у рыбы (Русалка).
Огромный ящер со множеством голов (Змей Горыныч).
Большой начальник в подводном царстве (Водяной).