КОУ «Большеуковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
Конспект урока
в 4 классе на тему
«Д.Н.Мамин – Сибиряк
«Приёмыш»,
«Тарас и Соболько»
Подготовила
учитель начальных классов
Тарасова Вера Васильевна
с.Большие Уки 2011год
Тема урока: Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш», «Тарас и Соболько».
Учебный предмет: урок чтения и развитие речи
Уровень образования школьников: начальная ступень обучения VIII вида.
Форма учебной работы: классно-урочная.
Тип урока: обобщения и систематизации знаний (урок анализа произведения)
Цель урока: научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения.
Задачи.
Учебные: сформировать навык комплексного анализа текста, определить собственное отношение к поступку героя произведения и уметь аргументировать свою точку зрения, работать над навыком аргументированного изложения своих мыслей.
Развивающие: сформировать целостность восприятия всего литературного произведения и отдельных героев произведения через аналитико-синтетическое действие, развивать способность эмоционального выражения собственного отношения к поступкам героев.
Коррекционные: коррекция и развитие связной устной речи через аналитико-синтетическое восприятие художественного текста.
Воспитательные: подвести учащихся к выводу о самоценности человеческих качеств через восприятие художественного текста, воспитание положительной мотивации к процессу обучения.
Доказательство: доказать, что доброта – это богатство, щедрость души человека. Милосердие – нашей души усердие.
Оборудование: книга для чтения 4 класс авторы-составители: Смирнова З.Н., Гусева Г.М. «Просвещение», 2001; выставка детских рисунков к рассказу Д.Мамина – Сибиряка «Приёмыш», «Тарас и Соболько», карточки, таблица для тестирования, видеопрезентация «Жизнь на Светлом Озере».
Оформление доски: портрет Д.Мамина – Сибиряка, иллюстрации к рассказу Д.Мамина – Сибиряка «Приёмыш», «Тарас и Соболько», эпиграф «Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными. Шопенгауэр А.»
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Задача этапа: эмоционально настроить обучающихся на учебную деятельность.
Учитель: Ты улыбкой, как солнышком, брызни
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь!
Учитель: Давайте, ребята, улыбнёмся друг другу, всем гостям. Приятного вам учебного дня. Начинаем урок чтения и развития речи.
2. Постановка цели и задач урока.
1).Постановка цели и задач урока.
Учитель: — Сегодня мы заканчиваем работу над произведениями Д.Н.Мамина – Сибиряка «Приёмыш», «Тарас и Соболько». На уроке будем рассуждать, думать, высказывать своё мнение. Попробуем доказать, что доброта – это великий Божий дар, щедрость души.
2). Общая речевая разминка. Задачи этапа: включить класс в речевую деятельность;
настроить ребят на акт говорения; акцентировать внимание на чёткости дикции, силе голоса, эмоциональной активности речевой деятельности.
Это качество |
Учитель: О чём это стихотворение?
(Ответы детей) — О доброте
Учитель: — Что такое доброта?
(Ответы детей) — Это все хорошее, доброе, красивое. Например: солнце, улыбка, природа…
Учитель. — Какого же человека можно назвать добрым?
(Ответы детей) – Это тот человек, который творит добро.
Учитель. Добрый человек – это тот, кто любит детей, людей, животных, птиц и готов в трудную минуту готов прийти на помощь.
3.Обобщение и систематизация учебного материала.
1). Работа с текстом рассказа.
Задачи этапа: обогащение жизненного опыта ребёнка через литературные примеры; активизация и обогащение словарного запаса ребят и коммуникативных навыков общения; формирование навыков комплексного анализа литературного текста.
Учитель. Назовите еще раз, как называются произведения, над которыми будем сегодня работать?
(Ответы детей) Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приёмыш», «Тарас и Соболько»
Учитель. Работать будем следующим образом: я буду задавать вопрос, а вы отвечаете полными ответами или ответ будете зачитывать по учебнику.
Учитель. Как вы понимаете название рассказа «Приёмыш»?
(Ответы детей) — Это тот, кого приняли, приютили.
Учитель. Только ли о лебеде идёт речь в рассказе?
(Ответы детей) — В рассказе три главных героя: старик Тарас, собака Соболько, лебедь Приёмыш.
Учитель. Где происходит событие, которое описал автор?
(Ответы детей) – Действие происходит на Светлом озере.
Учитель: — Кто первый встретил автора?
(Ответы детей) – Первым встретил автора собака Соболько.
Учитель: — Докажите, что автор и раньше посещал жилище старика?
(Ответы детей) – Добрая встреча собаки, Тараса.
Учитель: Как охотник в первый раз увидел старика?
(Ответы детей) – Старик плыл на лодке, стоя на ногах, а впереди лодки плыл лебедь.
Учитель: — Как попал лебедь к Тарасу? (Выборочное чтение стр.43)
Учитель: — Как говорил о лебеде старик?
(Ответы детей) – Старик говорил о лебеде как о родном, близком человеке.
Учитель: — А какой был при этом голос старика?
(Ответы детей) – Голос старика был добрым, тёплым.
Учитель: — Прочитайте о дружбе лебедя и собаки. (Выборочное чтение стр.43)
Учитель: — Когда автор посетил второй раз Светлое озеро?
(Ответы детей) – Автор попал на озеро поздней осенью.
Учитель: — Как встретил Соболько автора во второй раз? (Выборочное чтение стр.44)
Учитель: — Какой вид был у старика? (Выборочное чтение стр.44)
Учитель: Почему?
(Ответы детей) Он был расстроен из-за того, что от него улетел Приёмыш.
Учитель: — Как пристал Приёмыш к стае лебедей? (Выборочное чтение стр.45)
Учитель: — Прочитайте, как улетел Приёмыш. (Выборочное чтение стр.45)
Учитель: — Как вы считаете, правильно ли поступил Тарас, что отпустил лебедя?
(Ответы детей) – Старик поступил правильно. Если бы он не отпустил его, то он бы затосковал и погиб.
Учитель: — Почему так сильно тосковал Тарас о Приёмыше?
(Ответы детей) – Тарас понимал, что лебедь мог и не долететь до тёплых краёв, так как он был не подготовлен к дальней дороге.
2). Обобщение ответов детей учителем.
Тарас был очень мудрым и добрым человеком, так как он понимал, что если он оставит Приёмыша у себя , то тот умрёт от тоски. Мы знаем, что каждый должен жить так и там, где ему суждено – рыбе – в воде, зверю – в лесу. А отпустив Приёмыша с лебедями в долгий и трудный путь, Тарас понимал, что тот может и не долететь до тёплых краёв, так как других лебедят учили и готовили в дорогу взрослые птицы. Но здесь была хоть какая – то надежда, что всё будет хорошо. Давайте пожелаем Приёмышу счастливого пути.
3).Психорелаксационная пауза.
Задачи этапа: снятие утомляемости и эмоциональной скованности и тревожности.
Лебеди летят, крыльями машут,
прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на землю садятся.
4). Лексическая работа
Мы знаем, что это произведение было написано давно, тогда стиль речи у людей был немного другим. Дедушка был старый и говорил он по – особенному, вставляя свои слова.
Сейчас я вам скажу предложение, а вы выберите из текста, как сказал бы Тарас.
2 вариант (Даша, Коля, Нина, Аля) | |
Попрощался лебедь с дедушкой по — своему. (выборочное чтение стр.45)
| Что-нибудь может случиться с птенцом (выборочное чтение стр.43)
|
В последний – то раз отплыл от берега этак метров на сорок, остановился и как, братец ты мой, крикнет по-своему. | Пропадет один-то, ястреба заедят.
|
Учитель: — В чём же заключается доброта старика?
(Ответы детей) – Старик спас Приёмыша от верной гибели, он говорил всегда обо всех с теплотой в голосе.
4). Обобщение этапа работы учителем.
Учитель: — Поступок Тараса и его стиль речи показывает, что он был очень добрым и жалостливым человеком. В жизни обычно бывает так, что плохое притягивает к себе плохое: ложь, зло, жестокость, а добро притягивает к себе добро: ласку, внимание, доброту, благодарность. Вот и вокруг Тараса собрались лебедь, собака. Давайте попробуем составить характеристику героям произведения лебедю, Соболько, Тарасу. Какие черты характера присущи обитателям, живущим на Светлом озере.
5).Работа по карточкам, составление характеристик героям произведения.
(выбрать те слова, которые присущи тому или иному герою произведения)
Самостоятельная работа.
(Правила выполнения задания: каждому ученику даны по одной карточке или «Тарас», или «Соболько», или «Приёмыш» и карточки, на которых записаны слова для характеристики: умный, добрый, чуткий, понимающий, бескорыстный, весёлый, злой, глупый, жестокий, завистливый, вольный, особенный, ласковый, преданный, благодарный. Всего таких карточек – 15 штук. Надо разложить карточки к тому герою, которому они соответствуют).
Должна получиться такая цепочка:
Тарас — умный, добрый, чуткий, понимающий, бескорыстный, весёлый,
Лебедь – умный, вольный, особенный, благодарный, добрый.
Соболько – ласковый, умный, добрый, преданный, благодарный, бескорыстный.
Слабые ученики работают около доски на наборном полотне при помощи учителя.
Учитель: Мне, около доски, будут помогать Коля, Даша, Нина
Проверка работы – зачитывание получившейся цепочки с объяснением (выборочно 1-2 слова), почему эту карточку поставили в этот ряд.
4). Обобщение этапа работы учителем.
В своей работе вы показали, что все герои произведения имеют положительные качества характера, и у всех присутствует такая черта характера, как доброта. Доброту душевную не купишь в магазине, не обменяешь на красивую игрушку, не попросишь у кого – нибудь в долг, этого просто нельзя сделать.
5). Работа с рисунками.
Учитель: — Готовясь к уроку, мы рисовали рисунки к этому произведению.
— Какой эпизод из рассказа ты изобразил на своём рисунке? Рассказ детей (3 человека, на каждый эпизод рассказа).
6). Обобщение этапа работы учителем.
Учитель: Прежде, чем нарисовать рисунки, вы прочитали рассказ «Приёмыш». В позах героев произведения отчётливо просматривается их характер. На 1 рисунке Тарас спокойный, на 2 – весёлый, на 3 – опечаленный. Приёмыш 1 – спокойный, 2 – весёлый, 3 – опечаленный, но и в то же время – радостный от встречи с птицами. Соболько 1 – радостный от встречи с гостем, дождался хозяина, 2 – весёлый, 3 – тоскливый, опечаленный.
7). Работа с планом – тестом.
Учитель: сейчас вы будете работать с тестом. Если правильно ответите на все вопросы, то сможете построить правильный пересказ рассказа. (Инструктаж по выполнению теста: я зачитываю вопрос, а вы находите правильный ответ и отмечаете знаком).
(Тесты раздаются каждому ученику)
Зимой | Весной | Осенью * | |
Как называется озеро? | Синее | Светлое * | Грязное |
Как звали старика? | Иван | Семён | Тарас * |
Сколько лет жил Тарас на озере? | 10 | 40* | 5 |
С кем жил старик на озере? | С собакой* | С курицей | С лисой |
Как звали собаку? | Тузик | Соболько * | Шарик |
Какую птицу приютил Тарас? | Лебедя * | Утку | Индюка |
Как старик назвал птицу? | Прикормыш | Выкормыш | Приёмыш * |
Где Тарас запер птицу? | В сундуке | В ящике | В избушке* |
Для чего старик запер птицу? | Чтобы не улетел* | Чтобы никто его не увидал | Чтобы не играл с собакой |
Как сложилась дальнейшая судьба лебедя? | Остался жить с Тарасом | Улетел в лес | Улетел в тёплую сторону* |
Учитель: Используя данный тест, давайте перескажем рассказ.
8). Работа с эпиграфом.
Учитель: — На доске помещён эпиграф к нашему уроку «Состраданье к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».
Учитель: — Как вы понимаете это высказывание?
(Ответы детей) Как человек относится к животным, так и будет относиться он к людям.
Учитель: Доказали ли мы на уроке, что доброта – это богатство, щедрость души? (Ответы детей) варианты ответов.
6). Обобщение этапа работы учителем.
Доброта — это богатство, щедрость души. Тарас был очень добрым человеком, его любили и животные и люди. С плохим человеком не хочется ни общаться, ни бывать у него в гостях. А к Тарасу постоянно приезжали гости и, возможно, у него, кроме лебедя, жили спасённые им животные.
Я расскажу вам стихотворение, которое подходит и к данному эпиграфу и к теме нашего урока.
Кто любит собак или прочих животных,
Серьёзных котят и щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла —
Тот людям вовеки не сделает зла.
3). Обобщение и систематизация учебного материала.
Сегодня на уроке мы завершили работу над произведением Мамина – Сибиряка «Приёмыш» и «Тарас И Соболько».
Задача, которую решал Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк в данном произведении — показать положительный поступок старого рыбака Тараса и выразить симпатии к обитателям, живущим на Светлом озере. Для решения этой задачи автор рисует особый случай, помогающий нам разглядеть в старом рыбаке Тарасе огромное заботливое сердце настоящего героя. В окружающей нас действительности не все так спокойно и безоблачно, как нам того бы хотелось. Если внимательно всмотреться, то можно увидеть, что кому — то живется очень нелегко. Если чутко прислушаться, можно услышать «безмолвный голос» существа ждущего помощи и очень важно не очерстветь и не стать равнодушными к чужой боли, к чужой беде. Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Ведь делать добро, творить добро — это здорово. И по жизни вы должны идти только Дорогою Добра.
Сейчас мы ещё раз встретимся с героями этого произведения, просмотрев презентацию «Жизнь на Светлом Озере».
— Какое чувство у вас появилось, когда смотрели презентацию?
(Ответы детей) Жалость, печаль, желание сделать что- то хорошее, доброе.
(Презентация выполнена в MSoffice PowerPoint с музыкальным сопровождением — Paul Mauriat—Mama.)
4).Итоги урока и оценка знаний.
Рефлексия
С каким чувством уходите с урока?
Чему научил вас этот рассказ?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Пригодятся ли знания, полученные на уроке, вам в жизни?
5). Задание на дом.
Приготовьте рассказ о том, какое доброе дело вы сделали. Какую помощь оказали тому, кто в ней нуждался.
Использован материал:
Книга для чтения 4 класс авторы-составители: Смирнова З.Н., Гусева Г.М.
«Просвещение», 2001;
Видеопрезентация «Жизнь на Светлом озере» с музыкальным сопровождением – оркестр под управлением Поля Моруа «Мама»
10