Литературное чтение 2 класс «Труд кормит, а лень портит. Б.Заходер. Петя мечтает»


2-й класс. Литературное чтение.

Тема»Труд кормит, а лень портит.

Б.Заходер. Петя мечтает»

Шапаева Лариса Николаевна, учитель начальных классов

Разделы: Преподавание в начальной школе

Цель урока: формировать навык смыслового чтения через анализ художественных произведений разных жанров.

Задачи урока.

Личностные: формирование нравственно-этических ориентиров: трудолюбия и ответственности.

Метапредметные: повышение качества понимания читаемого текста через поисковый способ чтения ;

развитие логических УУД: сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

Предметные: совершенствование навыка беглого, сознательного и выразительного чтения;

развитие способности определять главную мысль текста и подбирать подходящую по смыслу пословицу.

Коммуникативные: развитие умения вступать в общение, выражать свою точку зрения, аргументировать своё мнение, слушать другого, соблюдать правила общения в паре, группе

.

Оборудование для детей: картоки –черты характера, разноуровневые карточки-задания. Оборудование для учителя: демонстрационный материал, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока

I. Вводно-мотивационная часть

— Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? А почему? (Они веселые, поучительные, смешные….)

Сегодня я вам предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма. (Ученики смотрели весь мультфильм дома)

II. Актуализация опорных знаний

(Просмотр фрагмента 1 мультфильма)

_-Кто узнал главного героя? (Это Вовка)

— Из какого он мультфильма?( «Вовка в тридевятом царстве»)

— Скажите, что он пожелал?(Конфеты, пирожное, мороженое)

— Как вы думаете, почему его желание не сбылось? (Он ничего для осуществления желания не сдалал)

(Просмотр фрагмента 2)

— Удалось ли Вовке чего-то добиться? Почему? (Да, потому что он изменился, сам стал трудиться)

— Что помогло ему измениться? (Жизненная ситуация, труд)

— Выберите пословицу, которая подходит к этому мультфильму.

1) Нет друга – ищи, а нашёл – береги.

2) Труд кормит , а лень портит.

3) Чтение – вот лучшее учение.

(Труд кормит, а лень портит.)

III.Формулирование темы.

— Как вы её понимаете? (Если человек трудится, то у него все есть. Он добивается того, что задумал. Труд помогает ему развиваться.)

-Значит, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (О труде и лени)

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с 1 героем художественного произведения вот этого писателя. (Показ портрета Б.Заходера)

-Кто это? (Борис Заходер)

-Какие его произведения вы уже читали? («Два и три», «Как Волк песни пел»)

IV.Знакомство с текстом.

Стихотворение Б.Заходера читает учитель



V.Обсуждение прочитанного.

-Какое настроение создаёт стихотворение? (Весёлое, шуточное)

-Кто главный герой?(Мальчик Петя)

-Что мы про него узнали? (Он любит мечтать)

Свежие документы:  Урок литературы в 11 классе «Душа родилась крылатой!» (Духовный мир лирической героини Марины Цветаевой)

VI.Перечитывание и работа с текстом.

-Прочитайте текст, приготовьтесь читать его вслух и разделите на части.

-Сколько получилось частей? (5)

-Что помогло вам разделить текст на части? (Петины мечты)

-Прочитайте выразительно 1 часть. Найдите слова в тексте, рассказывающие о мечте Пети. (Мыло…само меня бы мыло)

-О какой черте характера Пети мы узнаём из этих строк? Выберите соответствующую карточку-название .(Неряшливость. Помешаем её на доску)

-Прочитайте выразительно 2 часть.

-О чём мечтает Петя? (Об учебнике, который сам отвечает урок).

Найдите слова, подтверждающие ваш ответ._

-Какую черту характера раскрывает это желание? Найдите на карточке. (Безволие, лень)

Прочитайте выразительно 3 часть.

-Что мы узнаём о Пете? (Он хочет иметь ручку, которая сама будет решать задачи и писать диктанты)

-Какая черта характера Пети проявляется здесь? ( лень, безволие, неорганизованность)

Ищем карточку.

Прочитайте выразительно 4 часть.

-О чём мечтает Петя?(Чтобы книжки и тетрадки всегда были в порядке)

-Какая черта характера Пети проявляется здесь? Найдите карточку.(Неряшливость) (Помещают карточку на доску)

Прочитайте выразительно 5 часть.

-Как мама называет Петю? (Лентяй)

-Почему она его так называет? (Петя ничего не хочет делать сам.)

-О чём мечтает в этой части Петя? (Чтобы мама перестала говорить, что он ЛЕНТЯЙ)

(На доске в процессе работы над текстом появились карточки, характеризующие Петю:

лень, неряшливость, безволие, пассивность, безразличие, неорганизованность)

Составьте устно, опираясь на карточки характеристику Пети. Работа в парах 3 минуты.

Слушаем рассказы. 2-3 человека

VII.Сравнение героев разных произведений.

-Чем похожи Вовка и Петя? (Они мечтали, ничего не делали)

-А чем отличаются? (Вовка изменился , а Петя нет)

-Почему Вовка изменился? (Понял, что ничего не делая, останешься ни с чем)

— А изменится ли Петя? (Разные точки зрения, т.к. в тексте об этом не говорится)

VIII.Творческое задание.

Давайте попробуем придумать продолжение истории о Пете и дадим ему возможность измениться.

Для выполнения задания можно выбрать разные карточки А и В.

Карточка А.

Закончите предложения.



Однажды Петя захотел__________________________________________________.

Он подумал___________________________________________________________.

Я сам могу_____________________________________________________________.

Сначала я ______________________________________________________________.

А потом________________________________________________________________.

Оказывается,я___________________________________________________________.










Карточка В.

По началу составьте свой устный рассказ.




Мне так надоело слышать это ненавистное слово «лентя-я-яй»!

Сейчас я возьму и ____________________________________________________________



____________________________________________________________________________


Давайте послушаем, что у вас получилось. (2-3 человека)

IX.Вывод по теме урока.

— Как вы думаете, смогли мы помочь понять Пете, что надо меняться? (Да)

Свежие документы:  Контрольная работа по литературе в 5 классе "Устное народное творчество. Сказка"

-Какова главная мысль нашего урока? (Если хочешь что-то получить , надо постараться, приложить усилия и у тебя все получится).

— Ребята, изменились ли ваши мечты в процессе работы над произведением?

-У кого была несбыточная мечта, фантастическая? Изменилась ли она?

X.Домашнее задание.

-Чтобы мечта осуществилась, я предлагаю вам дома составить памятку для одноклассников «Как осуществить свою мечту?»)









скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: