Мотина Ирина Дмитриевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 72» города Саратова.
«Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека». Почему Раскольников «сделал явку с повинной».
Урок литературы по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». 10 класс
Тема: «Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека». Почему Раскольников «сделал явку с повинной».
Цели:
1. Развивающие:
совершенствование умения анализировать художественные образы, выявлять в них частное и общее;
совершенствование умения анализировать художественный текст, делать на его основе обобщения;
овладение навыками ораторского искусства, способами аргументации;
обеспечение сотрудничества в обучении;
развитие самостоятельности учащихся в практическом применении собственных идей;
развитие умения делать умозаключения с помощью аналитических методов, таких как оценка гипотез и выводы.
2.Воспитательные:
воспитание сочувствия, сострадания к ближнему;
учиться слушать и понимать друг друга.
3. Дидактические:
прийти к выводу о преступности индивидуалистической морали;
раскрыть противоречивую сущность Раскольникова;
показать мастерство Достоевского – психолога.
Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье, и всегда страданием.
Ф.М.Достоевский.
Совесть — это данное человеку Богом второе Я, которое независимо от воли человека оценивает его мысли и поступки …
Библейская энциклопедия Брокгауза.
План:
Организационный момент.
Разминка. Тест (подготовка к ЕГЭ). Проводит ученица, получившая индивидуальное домашнее задание: составить мини-тест по средствам художественной выразительности на примерах из романа.
В это время 1 человек за компьютером (тест на знание текста).
Слово учителя. Вопросы-раздражители. Введение в тему. Постановка целей урока.
Что такое совесть?
А в каких случаях совесть может мучить человека?
Возможны ли угрызения совести, если человек уверен в собственной правоте?
Чем можно «успокоить» совесть?
Легко ли сознаться в своей вине?
А когда легче – когда признаёшь свою вину или когда не понимаешь, в чём она?
Сегодня нам предстоит ответить, наверно, на один из наиболее важных вопросов романа «Преступление и наказание»: почему Родион Раскольников сделал явку с повинной? Это и будет темой нашего урока. (Запись темы урока и эпиграфов.)
В традиционном литературоведении принято считать, что решающая роль в состоявшемся признании принадлежит Сонечке Мармеладовой. Мы попробуем провести своё исследование. Для этого нам нужно очертить круг героев, которые знают, что Раскольников – убийца, и выяснить, кто из них и в какой степени способствовал тому, что Родион Романович сделал явку с повинной.
Кто эти герои?
Кого из них, с точки зрения традиционного литературоведения, можно назвать двойником, а кого антиподом Раскольникова?
Вы не были согласны с таким делением. На предыдущих уроках мы пришли к выводу, что и Порфирий, и Соня, и Свидригайлов – «двойники» Раскольникова, «зеркала» его души и проекция наказания. Порфирий олицетворяет официальное право, закон, суд. Соня – нравственный закон, суд Божий. Свидригайлов – беззаконие, собственный суд.
Попытаемся разобраться, кто же из них в наибольшей степени повлиял на решение Раскольникова сознаться в убийстве.
Анализ эпизодов. Ключевое слово – совесть (свобода). Ключевой образ – зеркало. Ключевой вопрос: кто из героев в наибольшей степени «подтолкнул» Раскольникова к явке с повинной?
Работают в группах: три рабочие, одна экспертная, которая в конце попробует сделать вывод. Задание перечитать эпизоды и продумать аргументы «за» «своего» героя и «против» остальных получают заранее.
Каждая группа получает карточку с примерными вопросами, проводит исследовательскую работу и пробует доказать, что встречи именно с тем героем, над образом которого работали, способствовали тому, что Раскольников признался в убийстве.
Индивидуальная работа:
Исследование – символика цвета в анализируемых эпизодах, связанная с каждым из героев. (Реализация индивидуального домашнего задания).
Индивидуальная творческая работа – иллюстрации.
Кинофрагмент 1,3 (Вторая и третья встречи с Порфирием).
1 группа. Порфирий Петрович (1 встреча – ч.3, гл.5; 2 встреча – ч.4, гл. 5,6; 3 встреча – ч. 6, гл. 2).
При работе по поиску аргументов ОБЯЗАТЕЛЬНО используем текст.
Сколько встреч происходит между Порфирием Петровичем и Раскольниковым?
Передайте суть их разговоров.
Какую встречу можно назвать кульминационной?
Догадывается ли Порфирий о том, что Раскольников – убийца? Как Ф.М. Достоевский показывает это читателю?
Чего хочет добиться Порфирий от Раскольникова? Какими средствами?
Готов ли Раскольников признать свою вину?
Какую роль сыграл Порфирий Петрович в том, что Раскольников всё-таки сделал явку с повинной?
Кинофрагмент 2 (Раскольников у Сони).
2 группа. Сонечка Мармеладова (первый разговор – ч.4, гл.4; второй разговор – ч.5, гл.4; третий разговор – ч.6, гл.8).
При работе по поиску аргументов ОБЯЗАТЕЛЬНО используем текст.
Сколько раз Раскольников приходит к Соне?
Передайте суть их разговоров.
Какова, на ваш взгляд, роль сцены, где Раскольников просит Соню почитать ему о воскресении Лазаря?
Зачем ему нужно именно Соне рассказать, кто убил Лизавету? Почему именно Лизавету?
Как Соня реагирует на это признание?
Какой выход предлагает Соня? Почему?
Готов ли Раскольников признать свою вину?
Какую роль сыграла Соня в том, что Раскольников всё-таки сделал явку с повинной?
3 группа. Аркадий Иванович Свидригайлов (1 разговор – ч.4, гл.1; 2 разговор – ч.6, гл.3,4,5; известие о самоубийстве – ч.6, гл.8).
При работе по поиску аргументов ОБЯЗАТЕЛЬНО используем текст.
Сколько встреч происходит между Раскольниковым и Свидригайловым?
Передайте суть их разговоров.
Какую встречу можно назвать кульминационной?
Почему возникает взаимное притяжение Свидригайлова и Раскольникова?
Как Свидригайлов узнал о том, что Раскольников совершил убийство?
Какова реакция Свидригайлова?
В одном из вариантов романа самоубийство Свидригайлова показано как галлюцинация Раскольникова. Почему Достоевский отказался от такого решения?
Какую роль сыграл Свидригайлов в том, что Раскольников всё-таки сделал явку с повинной?
Кинофрагмент 4 (Явка с повинной).
Обсуждение.
Защита творческой работы и итогов исследования цветовой символики в анализируемых сценах.
Работа экспертной группы (оценка).
Рефлексия (5-минутное эссе).
Выборочное чтение эссе.
Заключительное слово.
Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» – одно из самых сложных произведений не только русской, но и мировой литературы. Наверное, потому, что сложна в своей бездонности душа человека, сложно в своей многомерности и непредсказуемости взаимовлияние душ.
Каждый из героев, о которых мы говорили, в той или иной степени подталкивает Раскольникова к явке с повинной. Порфирий Петрович – своей изматывающей психологической игрой, Соня – кротостью и жертвенностью, Свидригайлов – осознанием неотвратимости суда собственной совести. И, наверное, нельзя сказать, чьё «воздействие» оказалось сильнее. Неисповедимы пути, которыми Бог находит человека.
Домашнее задание:
перечитать эпилог;
подумать над вопросом: почему в фильмы, поставленные по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» режиссёрами Л.Кулиджановым (1969г.) и Д.Светозаровым (2007), не включён эпилог и они заканчиваются сценой явки с повинной?
При подготовке урока были использованы материалы следующих Интернет- ресурсов:
https://lit.lib.ru/g/galkin_a_b/geroiisujetruslit.shtml (Галкин А.Б. Герои и сюжеты русской литературы 19 века: имена, образы, идеи.)
festival.1september.ru›articles/518265/
https://www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola/dost.html#94