Статья.
Седлецкая Лариса Анатольевна,
учитель математики
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная
школа № 90 имени Д.М. Карбышева».
Образовательная программа летнего профильного отряда «Знатоки».
(11-13лет)
Одной из специфических форм внеклассной работы по математике в школе является математический кружок. Перспективная форма работы во время летних каникул – профильный отряд «Знатоки» (математика).
Практика внеклассной работы способствует развитию и становлению личности в условиях школы и повышает уровень обучения. Внеклассная работа способствует развитию математического и логического мышления, углублению знаний учащихся, расширению кругозора и пробуждает желание учащихся заниматься математикой. Кроме того, внеклассная работа имеет большое воспитательное значение, так как формирует такие качества как трудолюбие, настойчивость, усидчивость; учит ценить красоту мысли.
Вопросы, рассматриваемые на занятиях кружка, выходят за пределы объема обязательных знаний, но вместе с тем они тесно примыкают к основным вопросам программного материала.
На занятиях в профильном отряде школьники приобретут знания того материала, который обычно труден для понимания, а также дополнительный материал, позволяющий лучше разобраться в вопросах курса школьной математики. Подготовится к лучшему изучению курса математики следующего класса.
Основой занятий математического кружка является использование игры в процессе обучения, что обеспечит достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Занятия кружка строятся на развитии любознательности учащихся и глубоко познавательного интереса.
Многие математические понятия и теории школьникам нередко кажутся искусственными, оторванными от жизни, просто непонятны. Поэтому необходимо показать тот глубокий жизненный смысл математически и ее необходимость. Для занятий характерна практическая направленность. Изложение практических приемов решения сопровождается необходимыми теоретическими сведениями. Сообщаются сведения об истории развития науки, даны знания необходимые в быту и в некоторых специальностях. Есть материал, который воспитывает чувство прекрасного. Ведь математика – это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты.
В содержание программы включены олимпиадные задачи и конкурсные задачи «Кенгуру». Программа состоит из разделов, где выделяются теоретические и практические части. Содержание программы может изменяться, расширяться или углубляться в рамках тем, выбранных для самостоятельного изучения.
Предлагаемая программа отряда «Знатоки» рассчитана на 36 часов, где кроме решения задач и самостоятельной работы планируются конкурсы, викторины, КВНы, игры и часы занимательной математики.
Программа математического кружка рассчитана для учащихся 6-7 классов, по 10 часов в неделю. Группа насчитывает 10-14 человек. Основой для набора в отряд служит собеседование с детьми с целью выяснения базового образования.
1.Обеспечить углубленное изучение математики.
2.Повысить математическую культуру учащихся и создать условия для развития творческих способностей школьников.
Обеспечить усвоение математических знаний и умений.
Развить логическое мышление и пространственное воображение.
Сформировать представления о прикладных возможностях математики.
Развивать коммуникативные навыки путем включения школьников в различные виды деятельности.
Помочь учащимся оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
После завершения каждой главы запланированы разные формы и методы диагностики:
проведение математических конкурсов позволит выявить наиболее успешных детей;
игра «Математический бой», викторина покажут, как дети научились работать вместе, в группе, подогреют интерес к предмету;
тестирование позволит выявить пробелы знаний и провести корректировку;
марафон знаний покажет, каких успехов достиг каждый.
повышение интереса к математике, как науке;
развитие логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей школьников;
развитие у детей коммуникативных навыков, способности к сотрудничеству;
умение выражать свои мысли в виде устных, письменных и творческих работ;
успешное участие в олимпиадах, конкурсах «Кенгуру»;
оценивание учащимися своих возможностей;
осознание школьниками степени своего интереса к предмету.
Объявить конкурс «Самый умный знаток», по итогам конкурса победителю вручается почетный знак.
Ежедневно отличившимся вручать знак отличия – «Сова». Красная «Сова» — за самое быстрое решение. Желтая «Сова» — за самое оригинальное решение. Зеленая «Сова» — за настойчивость и трудолюбие.
История математики.
Древнеримская и другие нумерации. Буквенная символика. Системы счисления. Приемы быстрого счета. Из жизни математиков. Викторина, кроссворды.
Алгебра
Зарождение алгебры. Декартова система координат. Круги Эйлера. Закономерности. Логические задачи. Алгоритм Евклида. Метод Гаусса. Игра «Что, Где? Когда?». Кроссворды. КВН.
Геометрия
Танграм. Пропорции. Симметрия вокруг нас (осевая, центральная, зеркальная). Занятия на природе. «Математический бой».
Тема |
| Час. | Теория | Практика | |
| 1.История математики |
| 10 | 4 | 6 |
1.1 | Древнеримская и другие нумерации |
| 2 | 1 | 1 |
1.2 | Буквенная символика |
| 1,5 | 0,5 | 1 |
1.3 | Некоторые системы счисления |
| 3 | 1 | 2 |
1.4 | Некоторые приемы быстрого счета |
| 1,5 | 0,5 | 1 |
1.5 | Занимательные истории из жизни математиков |
| 1 | 1 |
|
1.6 | Викторина «По лабиринтам истории» |
| 1 |
| 1 |
| 2. Алгебра |
| 15 | 3 | 12 |
2.1 | Из истории алгебры |
| 1 | 1 |
|
2.2 | Прямоугольная система координат на плоскости |
| 1,5 | 0,5 | 1 |
2.3 | Круги Эйлера |
| 1,5 | 0,5 | 1 |
2.4 | Поиск закономерностей |
| 1 |
| 1 |
2.5 | Логические задачи. Эстафета |
| 1 |
| 1 |
2.6 | Делимость многочленов |
| 1,5 | 0,5 | 1 |
2.7 | Метод Гаусса для решения систем |
| 2 | 0,5 | 1,5 |
2.8 | Решение олимпиадных задач |
| 2 |
| 2 |
2.9 | Решение конкурсных задач «Кенгуру» |
| 2 |
| 2 |
2.10 | Математический КВН |
| 1,5 |
| 1,5 |
| 3. Геометрия |
| 11 | 4 | 7 |
3.1 | Сотни фигур из 7 частей (танграм, полимино). |
| 2 |
| 2 |
3.2 | Красота и гармония пропорций (Презентация работы) |
| 4 | 2 | 2 |
3.3 | Симметрия вокруг нас (осевая, центральная, зеркальная) |
| 3 | 2 | 1 |
3.4 | Итоговое занятие «Математический бой» |
| 2 |
| 2 |
Список литературы:
Г.И. Глейзер, История математики в школе, М. «Просвещение» 1983г.
М. А. Иченская, Внеклассная работа по математике, Волгоград, издательство «Учитель» 2006г.
Т. Г. Власова, Предметная неделя математики в школе, Ростов на Дону, «Феникс», 2006г.
И.Б. Ремчукова, Игровые технологии на уроках, Волгоград, «Учитель», 2006г.