Урок литературного чтения
Тема: Cказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования понятия «сказка-цепочка», развивать умения глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное; способствовать расширению словарного запаса, привитию любви к устному народному творчеству.
Планируемые результаты:
личностные УУД: способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказки; уметь оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя;
метапредметные УУД:
регулятивные – принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;
познавательные – выделять события, видеть их последовательность в произведении;
коммуникативные – проявлять интерес к общению на уроке;
предметные УУД: научиться понимать содержание коротких произведений, рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста; получат возможность научиться различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной (сказка-цепочка) и докучной сказок.
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, иллюстрации русских народных сказок, карточки для парной и индивидуальной работы, тетрадь №1.
Ход урока
I.Организационный момент.
В сказке дивной очутиться
Каждый хочет, ты поверь.
В книге сказок приоткрыться
Может сказочная дверь.
Если сказки кто читает,
Туда, бывает, попадает.
Про всех сказочных героев
Все он там узнает.
II. Актуализация опорных знаний.
Звучит грамзапись «Песня о сказке»
-Учёный кот приготовил для вас интересные задания. Узнаем, знаете ли вы русские народные сказки.
Задание 1. (Работа в парах — 1 карточка на двоих. На карточке два столбика. В первом – иллюстрации сказок, во втором – названия.)
Соотнести иллюстрации с названиями сказок.
Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями)
На карточке:
Маша и медведь
Колобок
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
Волк и семеро козлят
Сивка-Бурка
II. Постановка учебной задачи.
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
(О сказках)
-К какой группе сказок можно отнести те, иллюстрации которых рассматривали сегодня?
(Русские народные сказки)
-Какие цели вы можете поставить для себя на этом уроке?
(Познакомиться с новыми сказками, героями сказок, нарисовать любимых героев, рассмотреть иллюстрации в учебнике, сравнить сказки)
-Молодцы.
III. Открытие нового знания.
1.Работа по учебнику (с.35)
Ждёт нас сказочный, прекрасный
Долгий –долгий трудный путь!
-Отгадайте, кого мы сразу повстречали:
«Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что всё так обернётся. Я думал, что все такие же добрые, как мои дедушка и бабушка, но оказалось, что в мире есть и злые, и хитрые…»
Колобок
-Рассмотрите иллюстрацию
-Как называется сказка?
-Каких персонажей сказки нарисовал художник?
-О чём рассказывается в этой сказке?
-Расскажите первый эпизод – встреча Колобка с Зайцем
-Кого художник забыл изобразить?
(Медведя)
-Отличается ли встреча Колобка с Медведем от двух предыдущих?
(Нет, текст полностью повторяется)
2.Работа в рабочей тетради №1 (с.24 №1-3)
3.Физкультминутка
4.Работа по учебнику (с.36)
Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выявления в них существенных признаков: анализ композиционных особенностей сказки-цепочки (кумулятивной сказку) с целью обнаружения её жанровых признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащённое очередным новым элементом.
IV. Самостоятельная работа с самопроверкой.
1.Чтение сказки «Репка»
Познавательные УУД: логические – подведение под понятие: формирование понятия «сказка-цепочка» через анализ фрагментов-«звеньев» текста и изучение дидактической иллюстрации; установление причинно-следственных связей между наличием повторов в жанрах устного народного творчества и выводом: эти тексты легко запомнить.
-Почему сказку «Репка» легко запомнить?
(Эпизоды сказки похожи. Прежде чем очередной персонаж присоединится к цепочке героев, все персонажи перечисляются ещё раз в заданном порядке)
2.Схематическое изображение героев
Попробуйте изобразить персонажей сказки с помощью схемы. Договоримся, что для больших, крупных и сильных персонажей следует рисовать большой квадрат, а для слабых, маленьких, лёгких – маленький квадрат.
(Работа выполняется на карточке 1 ученик выполняет на доске)
Дед Бабка внучка Жучка кошка мышка
3.Игра «Найди иллюстрацию эпизода к схеме»
(на доске иллюстрация, дети в тексте находят данный эпизод и зачитывают его)
-Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение необходимой информации (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями)
4.Работа с учебником
-В учебнике пронумеруйте иллюстрации эпизодов сказки от 1 до 6.
Учитель показывает схему, ученики называют номер эпизода
Например:
(Эпизод 4. Дедка, бабка, внучка, Жучка)
V. Включение в систему знаний и повторение.
1. Работа в парах (коммуникативные УУД)
-Нарисуйте схему любого эпизода сказки, предложите соседу по парте отгадать номер эпизода.
-Как вы думаете, почему сказку «Репка» можно назвать сказкой-цепочкой?
(Сказка «Репка» — сказка цепочка потому, что состоит из похожих законченных частичек (эпизодов). Эти частички (эпизоды) напоминают звенья длинной цепи)
2. Чтение сказки «Репка» по цепочке с опорой на цветные пометки в учебнике.
VI. Итог урока
-С какими сказками познакомились?
-Почему сказки-цепочки так легко рассказывать?
VII. Рефлексия деятельности.
Вспомните, какую учебную задачу вы ставили себе в начале урока?
— Удалось ли ее решить?
— Каким способом мы решали эту задачу?
(работа в паре, с помощью учителя и т.д.)
-Кто из вас знает другую сказку-цепочку?
-Миша сказал: «Это «Колобок». Маша добавила: «Это ещё и «Теремок». А вы как думаете, кто из них прав?
(Правы оба)
-Кому вы можете рассказать эти сказки?
-Почему вы так быстро запомнили их?