Конспект урока на тему «Оценка готовности школьников к обучению на новой ступени обучения на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий»


Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №660 г. Москва







Выступление на педагогическом совете школы:

Оценка готовности школьников к обучению на новой ступени обучения на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий.













Заместитель директора по УВР

Таратынова Елена Олеговна





















2013-2014 учебный год

Оценка готовности школьников к обучению на новой ступени обучения на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий

Причины возникновения трудностей выпускников начальной школы при переходе на новую образовательную ступень:

-необходимость адаптации к новой организации процесса и содержания обучения (предметная система, новые преподаватели ит.д.);

-совпадение начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности;

-недостаточная готовность детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка).

О последнем свидетельствует неспособность многих учеников справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объёмом домашних заданий, а также неспособность адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников. Однако, как показывает педагогическая практика, за частыми неуспехами детей стоит несформированность самостоятельной учебной деятельности школьников. А именно такой показатель личностно-интеллектуального развития в период перехода школьника от младшего школьного возраста к младшему подростковому возрасту, как самостоятельность мышления. Для его развития личность должна иметь потребность, стремление к самостоятельному поиску решений и самостоятельной деятельности. Причём данная потребность должна проявляться задолго до подросткового возраста, только тогда она даст возможность ребёнку реализоваться в более старшем возрасте. В подростковом периоде развития самостоятельность мышления выступает как одно из необходимых психических новообразований. Вот почему переход из начальной школы в основную — предкризисный период развития — предъявляет особые требования к психологической зрелости ребёнка. Конкретно это предполагает наличие учебно-познавательной мотивации, умение определять цель предстоящей деятельности и планировать её, а также оперировать логическими приёмами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями. Все эти компоненты в соответствии с ФГОС НОО присутствуют в концепции универсальных учебных действий. Поэтому целесообразно оценивать готовность школьников к обучению на новой ступени образования не только и не столько на основе знаний, умений и навыков , сколько на базе сформированности основных видов УУД. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования — формирования умения учиться. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания. В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД как основа умения учиться.

Свежие документы:  Консультации для родителей «Какие игрушки необходимы детям»

В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускника должны быть сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы,

  • ориентация на моральные нормы и их выполнение;

  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники должны овладеть всеми типами учебных действий:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

Познавательные универсальные учебные действия включают

Общеучебные универсальные учебные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текстов различных жанров, восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально — делового стилей;

  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

Знаково-символические действия:

  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель;

  • преобразование модели с целью выявления общих законов.

Логические универсальные действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных).



В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники должны научиться:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

  • формулировать собственное мнение и позицию

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • строить понятные для партнёра высказывания;

  • задавать вопросы;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологический образований и способностей учащихся, которые в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.

Основные же проблемы обеспечения преемственности связаны с игнорированием задачи целенаправленного формирования таких универсальных учебных действий, как коммуникативные, регулятивные, познавательные и другие. В связи с этим целесообразно планировать упражнения для учащихся, выполняя которые, будут формироваться и развиваться вышеперечисленные блоки УУД. Мы не должны оставлять без внимания процесс планомерного формирования и развития УУД.



































































Используемая литература:

  1. https://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=222

  2. Авдеева Н.И. Стандарт 2 поколения. Развитие исследовательских умений младших школьников. Изд.: Москва, Просвещение 2011.

  3. Биболетова М.З. Планируемые результаты начального общего образования. Изд.: Москва, Просвещение 2011.

  4. Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Изд.: Просвещение 2012

Свежие документы:  Формирование базовых компетенций во внеурочной деятельности обучающихся

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Педагогика: