Рекомендуемые специальные упражнения
для обучения ловли мяча
как средство развития ловкости школьников
на уроках гандбола.
Рекомендуемые специальные упражнения
для обучения ловли мяча
как средство развития ловкости школьников
на уроках гандбола.
В рамках школьной программы при изучении гандбола немаловажное значение имеет ловля мяча. Это важнейший технический прием в гандболе. Надёжность игрока в команде во многих случаях оценивается по его умению ловить мяч, летящий с разной скоростью и на различной высоте. Тренировка в ловле мячей должна занимать значительное место в подготовке гандболиста на протяжении всей его спортивной деятельности. Часто игра школьников не складывается только потому, что они не владеют в совершенстве ловлей мяча. Во многом успешному овладению данным приёмом способствует высокий уровень развития такого качества, как ловкость.
Критериями ловкости являются:
1) координационная сложность выполнения движения;
2) точность выполнения пространственных, временных и силовых характеристик движений;
3) время формирования движения.
Ловкость гандболиста проявляется в способности своевременно и эффективно выполнять сложные приёмы игры во внезапно меняющейся ситуации. Упражнения для воспитания ловкости должны воздействовать на двигательный, вестибулярный и зрительный анализаторы в комплексе. Наряду с общеподготовительными упражнениями воспитания ловкости необходимо использовать специально-подготовительные упражнения, включающие элементы техники гандбола.
Ниже даются упражнения, способствующие воспитанию ловкости, специфичной для гандбола.
Упражнения в «жонглировании» гандбольным мячом:
1. Мяч находится на ладони. Подбросить мяч вверх и поймать другой рукой. 2. Мяч находится в руке за спиной игрока. Перебросить мяч через плечо, затем поймать
его перед собой одной или двумя руками.
3. Мяч находится на ладони выставленной вперёд руки. Подбросить мяч вверх и поймать
на тыльную сторону ладони. Затем снова подбросить мяч и поймать мяч на ладонь. 4. Вращение мяча вокруг туловища, головы, ног путём перекладывания из одной руки в
другую.
5. Мяч в руках игрока. Ударить мячом о площадку, затем поймать его после отскока,
накладывая кисть сверху.
6. Мяч находится в руке, ладонь располагается сверху на мяче. Отпустить мяч и поймать
его этой же рукой прежде, чем он упадёт на площадку. При этом ловить его нужно,
захватывая сверху. Данные упражнения выполняются вначале на месте, затем — при
передвижении по площадке.
Упражнения в ловле мяча в сочетании с выполнением общеразвивающих упражнений. 7. Подбросить мяч над собой, принять положение седа на полу и поймать мяч. Из
положения седа подбросить мяч вверх, встать и поймать мяч. 8. Подбросить мяч над собой, принять положение приседа, встать и поймать мяч. 9. Подбросить мяч над собой, принять положение упора лёжа, встать и поймать мяч. 10. Подбросить мяч над собой, выполнить поворот на 360 градусов и поймать мяч.
Упражнения у стены. 11. Выполняется в парах. Один из партнёров находится на расстоянии 2-3 м от стены
спиной к ней. Второй партнёр с мячом — на расстоянии 4 -5 м лицом к стене.
Партнёр с мячом выполняет сильную передачу в стену, первый партнёр выполняет
поворот на 180 градусов и ловит мяч, отскочивший от стены.
12. То же, что и упражнение 11, но первый партнёр стоит лицом к стене и ловит мяч,
не выполняя поворота.
13. Поочерёдная передача в стену и ловля двух мячей. Игрок располагается на расстоянии
3 м от стены.
Следующие упражнения усложняются за счёт увеличения количества мячей и темпа выполнения упражнения. 14. Партнёры стоят напротив друг друга на расстоянии 8-9 м, у каждого имеется мяч.
Один из партнёров выполняет передачу над собой, ловит мяч, переданный вторым
партнёром, передаёт его обратно и ловит свой мяч.
15. Упражнение выполняется в четвёрках. Три партнёра с мячами располагаются на
одной линии с интервалом 1-1,5 м. Напротив встаёт четвёртый партнёр без мяча.
Игроки с мячами поочерёдно выполняют передачи четвёртому партнёру, а он,
получив мяч, должен вернуть его обратно и ловить следующий. Упражнение
выполняется в быстром темпе. Эти упражнения выполняются на месте. Сложнее вы
полнить ловлю после перемещений или в движении.
Следующим этапом освоения данного приёма – выполнение его в данных условиях. 16. Группа игроков располагается по кругу в колонне друг за другом, дистанция – 1-1,5 м.
У каждого игрока мяч. По сигналу игроки подбрасывают мяч вверх и бегут ловить
мяч впереди стоящего партнёра.
17. Два игрока образуют квадрат с двумя свободными углами, встав в углы по диагонали,
у обоих в руках мячи. Выполнив передачу мяча в свободный угол напротив, игрок
бежит в угол справа или слева от себя ( свободный угол ) для ловли мяча, посланного
партнёром.
18. Два игрока с мячами располагаются на одной линии с интервалом 3 м. Третий
партнёр встаёт напротив одного из них на расстоянии 3-4 м, образуя квадрат со
свободным углом. Получив мяч от первого игрока, отдаёт его обратно и
перемещается в свободный угол квадрата ( напротив второго партнёра ), где получает
мяч от второго игрока, и снова отдаёт его, бежит в свободный угол и т. д.
Упражнение выполняется в быстром темпе.
19. Игроки с мячами располагаются на короткой стороне площадки. Подбросив мяч
вперёд-вверх, игрок делает ускорение и ловит мяч. Упражнение повторяется на
протяжении всей длины площадки. Упражнения в ловле мяча в сочетании со сложнокоординационными движениями.
20. Группа из 4-5 человек располагается в колонне друг за другом. Перед колонной
стоит гимнастическая скамейка. Напротив колонны, по другую сторону скамейки на
расстоянии 4-5 м лицом к колонне стоит игрок с мячом. Игроки из колонны
выполняют прыжки через скамейку и ловят мяч, посланный партнёром. Мяч
необходимо ловить в фазе полёта.
21. Игрок стоит перед гимнастическим матом. Партнёр с мячом — напротив, на
расстоянии 4-5 м. Первый партнёр выполняет кувырок вперёд. Вставая, он ловит мяч
от партнёра.
22. Расположение игроков то же, что и в упражнении 21, но партнёр, выполняющий
кувырок, стоит спиной к мату и выполняет кувырок назад. Вставая с прыжком,
поворачивается на 180 градусов и ловит мяч.
23. Ловля мяча после кувырка вперёд и прыжка через скамейку. Ловля выполняется два
раза. Каждый раз мяч отдаётся обратно партнёру.
24. Упражнение выполняется в четвёрках. Двое игроков вращают скакалку, взявшись за
концы, третий располагается на расстоянии 4-5 м от них с мячом, четвёртый
выполняет прыжки через скакалку, одновременно ловя и передавая мяч. Данные упражнения можно включить в специальную разминку в начале урока, отводя для них 5-7 минут. Упражнения в « жонглировании» мячом необходимо проводить на каждом уроке, постепенно увеличивая время их выполнения. Остальные упражнения включаются в занятия по мере их усложнения.
Литература:
Шиян В. М. Гандбол. Учебно – методическое пособие для учителей общеобразовательных школ, преподавателей колледжей. Краснодар, 2007 год.
Гарбаляускас Ч. Л. Играем в ручной мяч. Москва «Просвещение», 1988 год.