Конспект урока для 4 класса «Наречие как часть речи»

Тема урока: Наречие как часть речи.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.

Задачи: 1. Предметные: организовать деятельность учащихся по выявлению и усвоению способа определения наречия как части речи.

               2. Метапредметные:

Познавательные: создать содержательные и организационные условия для развития умения анализа, сравнения, классификации морфологических и грамматических признаков наречия, выделения главного;

содействовать развитию умения наблюдать, исследовать наречия как часть речи;

формировать умения структурировать информацию.

Регулятивные: обеспечить формирование умения ставить цели, планировать свою учебную деятельность; содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию.

Коммуникативные: содействовать  развитию умения общаться, создать условия для реализации диалогической и монологической речи.

Личностные:  помочь осознать социальную практическую и личностную значимость учебного материала, помочь осознать ценность совместной деятельности.

Предполагаемый результат: овладение способом определения наречий среди других частей речи на основе их морфологических и грамматических признаков; сформировать предпосылки к овладению учебной деятельностью, навыками  сотрудничества.

Оборудование, наглядность: мультимедийное оборудование,  учебник, раздаточный материал, презентация к уроку.

Формы работы:

  • фронтальная

  • самостоятельная

  • групповая

Методы работы:

  • наглядный

  • диалог


Ход урока.

I. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент)

— Здравствуйте. Садитесь.

Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу? (С прекрасным, с хорошим)

— Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? (Интересным, с трудностями, с хитростями)

Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно таким? (Хорошо; быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать друг другу)
— Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

— Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

— Сегодня у нас необычный урок – урок исследования.

Кто помнит, что такое исследование? (поиск новых знаний, установление каких-то фактов, поиск информации по какой-либо проблеме).

— Правильно. Вот этим мы сегодня и займемся.


II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.

— Сели правильно. Открыли тетради. Записали число и классная работа. Сегодня тридцатое октября. СЛАЙД 2


СЛАЙД 3

— Прочитайте слова на экране.

писал, заяц, строить, хорошо, весёлый, близко, красивый, плащ.

-Какие орфограммы вам встретились?

— Распределите данные слова на группы по частям речи и запишите их в тетрадь. Каждую группу подпишите.

Вспомните, как называется наука, которая изучает части речи (морфология).

— Молодцы. А теперь приступаем к работе.

— Проверяем. Прочитаете только существительные (заяц, плащ)

— Каким эталоном вы пользовались? Докажите (это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет, отвечает на вопрос кто? или что? Изменяется по числам, падежам. В предложении может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством).

— Прочитайте прилагательные (весёлый, красивый).

— Каким эталоном пользовались? (это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? Изменяется по числам, родам и падежам. В предложении бывает определением).

— Прочитайте глаголы (писал, строить).

— Каким эталоном пользовались? (это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делал? что делает? что будет делать? Изменяются по временам, числам, в настоящем и будущем времени по лицам, а в прошедшем времени — по родам).

СЛАЙД 4


-Проверим, так ли у вас получилось.

— Какие слова вызвали затруднения? (хорошо, близко).

— На какие вопросы отвечают эти слова? (как? где?)

— Почему вы их не выписали? (это слова-ловушки, они не относятся к частям речи, которые мы уже прошли)

Если кто-то записал слова к сущ. или прилаг., пусть докажет по эталону.

— Может кто-то знает, какая это часть речи? Мы о ней уже о ней упоминали на уроках (наречие).

— Можете вы это доказать? (нет, мы не знаем эталона, по которому мы можем определить, какая это часть речи)


III. Постановка учебной задачи.

— Как вы думаете, какая тема нашего урока? (наречие).

— Мы с вами выяснили, что мы не знаем эталона. Что будем делать дальше? Сформулируйте цель нашей работы (составить эталон для определения новой части речи (т.е. дать общую характеристику о наречии как части речи).


Какие задачи мы перед собой поставим? (дать определение новой части речи, выявить признаки, установить роль в предложении). СЛАЙД 5


IV. Построение проекта выхода из затруднения.

— Итак, начнем наше исследование. Работать будем в группах. Но сначала вспомним правила работы в группах.

СЛАЙД 6

  1. В группе должен быть ответственный.

  2. Работать должен каждый на общий результат.

  3. Один говорит, другие слушают.

  4. Если не понял, переспроси.

  5. Свое несогласие высказывай вежливо.


1. Работа в группах.

— У каждой группы на столе лежит карточка с заданием. Внимательно прочитайте задание и приступайте к работе.


Задание для 1 группы. СЛАЙД 7


— Из данных слов составьте предложение и сделайте полный синтаксический разбор.

Трава, и, облетели, давно, деревья, увяла. (Давно увяла трава и облетели деревья).

(Предложение повествовательное, невосклицательное, распространенное (есть второст. члены), сложное, т.к. две грамматических основы).

— Назовите наречие? (давно)

— На какой вопрос отвечает? (когда?)

— С какой частью речи связано? (с глаголом)

— Что обозначает наречие? (признак действия)

— Каким же членом предложения является наречие? (В предложении наречие является обстоятельством).


— Проверяем задание 2 группы

Задание для 2 группы. СЛАЙД 8


-Распределите наречия на группы по вопросам.

Везде, весело, сверху, завтра, сзади, мрачно, вниз, направо, сейчас, вблизи, быстро, теперь, вчера, тихо, налево.

— Укажите наречия, которые указывают на время действия, на место действия.

— Молодцы, справились с заданием.

— Как же запомнить столько вопросов? (высказывания детей)

— Я вам предлагаю запомнить такое стихотворение (читает вместе с детьми)

СЛАЙД 9

Семь вопросов – просто чудо.

Их запомнить можно так:

Где? Когда? Куда? Откуда?

Почему? Зачем? и Как?


— Проверяем задание 3 группы.

Задание для 3 группы.

— Понаблюдайте: изменяется ли форма наречия по родам, числам, временам, лицам и падежам.

СЛАЙД 10.

1. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного числа?

ед.ч. мн.ч.

Образец: прилетел (когда?) рано прилетели (когда?) рано;

запел ( ?) — запели (______?) _____;

Сделайте вывод!

Наречия по числам ____________________________________


СЛАЙД 11

2. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного рода?

м.р.

Образец: пришел ( когда ?) рано;

пришла (_______?) _________;

пришло (_______?) _________;

Сделайте вывод!

Наречия по родам _______________________________________________________.

СЛАЙД 12

3. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного времени?


Образец: появились ( когда ? ) рано;

разольются (________?) ___________;

цветут (________?) ___________;

Сделайте вывод!

Наречия по временам _________________________________


СЛАЙД 13

4. Изменяется ли форма наречия, если оно связано с глаголами разного лица единственного числа?

Образец: 1 л: я встаю ( когда ? ) рано;

2 л: ты встаешь (_______?) _________;

3 л: он встает (_______?) _________;

Сделайте вывод!

Наречия по лицам ____________________________


СЛАЙД 14


Понаблюдайте! Обсудите в группе!

Можно ли изменить форму наречий рано, вперед, назад, быстро, снизу так, чтобы они отвечали на один из падежных вопросов:

Что? ___________________________

Чего? ________________________

Чему? ______________________

Чем?_______________________

О чем? ____________________

Сделайте вывод!

Наречия по падежам ______________________


— А теперь сделайте общий вывод. (Наречие – неизменяемая часть речи)

Обратите внимание! Наречие неизменяемая часть речи, поэтому у неё не может быть окончания.


СЛАЙД 15


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Влево наклонись, вправо наклонись,

Вниз опустись, вверх поднимись,

А теперь чуть-чуть попрыгай.

Влево, вправо повернись

И тихонечко садись!


— Кто из вас был внимательным, какие наречия вы услышали в стихотворении?


— А теперь давайте попробуем составить эталон, по которому мы сможем определить наречие.

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия. Отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? когда? В предложении является обстоятельством.

-А теперь давайте посмотрим, какой эталон у нас получился.


СЛАЙД 16

НАРЕЧИЕ
— обозначает признак предмета,
— отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? куда?
— неизменяемая часть речи,
— в предложении: обстоятельство.


— Где мы об этом можем прочитать? (в учебнике). Откройте учебники на стр. 74 и прочитайте правило.

— Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Это очень старое слово, оно встречается в древнерусском языке. Корень -речь- как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи приглаголием.

— Как вы думаете, почему? (потому что это слово стоит при глаголе и поясняет его).

СЛАЙД 17-18


— Давайте теперь проверим задание, которое выполняла 4 группа.

Задание 4 группы.

Подберите и запишите к наречиям антонимы и синонимы.

а) подобрать антонимы (вспомнить, что такое антонимы)

завтра –

быстро –

справа –

тихо –

мало –

впереди –

хорошо –


б) подобрать синонимы (вспомнить, что такое синонимы)

красиво – прекрасно

интересно – увлекательно

печально – грустно

тихо – бесшумно

гладко – ровно


2. Словарная работа

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми словарными словами (повесить карточки на доску).

Запишите слова впереди и медленно в тетради.

— Объясните значение слова впереди? (на каком-нибудь расстоянии перед кем-нибудь, в будущем)

— Слово впереди образовалось путем слияния предлога в и слова перед (передняя часть)

— Проанализируйте это слово.

в слове 3 слога, ударение падает на 3 –й слог, 2 безударные гласные е, отвечает на вопрос где? Это наречие.

— Запишите однокоренное слово к слову впереди (вперед)

— Вспомните пословицы и поговорки со словом впереди (Это все присказка, сказка будет впереди).

— Составьте и запишите предложение с эти словом (Впереди нас ждут каникулы). Каким членом предложения является здесь наречие?

— Объясните значение слова медленно? (неторопливо, с небольшой скоростью)

— Произошло это слово от древнего слова «медля», что значит медленный.

— Проанализируйте слово.

— В слове 3 слога, ударение падает на 1 слог, безуд гл. е, удвоенная согласная нн, отвечает на вопрос как? Это наречие.

Составьте и запишите цепочку однокоренных слов (медленный, медлить, медлительный, замедлить).

— Выделите корень, определите часть речи.

— Придумайте и запишите к наречию медленно синонимы и антонимы.

антонимы – быстро, стремительно.

синонимы – неторопливо, небыстро, неспешно.


V. Первичное закрепление

— Найдите в учебнике упр 126. Прочитайте задание (ученик у доски выполняет)

(после вопроса — Какую роль выполняют наречия?)

— А вот как сказал о наречии писатель М. Горький: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной».


СЛАЙД 20

V. Рефлексия.

— Ну, что, господа исследователи, все задачи выполнили?

— Какие же открытии мы сегодня сделали? (узнали на какие вопросы отвечает наречие, что обозначает, неизменяемая часть речи, в предложении является обстоятельством)

— А теперь проанализируйте свою работу на уроке. У вас на столе лежат карточки. Отметьте знаком «+» те высказывания, с которыми вы согласны.

  1. Я знаю, что такое наречие.

  2. Я смогу определить наречие по эталону.

  3. На уроке у меня все получилось.

  4. Я смог понять ошибку, которую допустил в работе (если была)

  5. Я активно участвовал в открытии нового знания.


СЛАЙД 21

Домашнее задание.

Составить и записать 5 предложений с наречиями.

Оценки за урок.


СЛАЙД 22

Всем большое спасибо за работу.

Урок окончен.


















9


Свежие документы:  Конспект урока для 1 класса "День именинника"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: