Русский язык 4 класс. Тема. «Повторение. Понятие о местоимении».
Цель: Дать понятие о местоимении как части речи
• Знать о местоимении, как о части речи; вместо какой части речи мы употребляем местоимения, для чего мы их употребляем;
• Уметь употреблять местоимения в устной и письменной речи; заменять повторяющиеся существительные местоимениями; работать в команде и самостоятельно;
• Развивать орфографическую зоркость, каллиграфические навыки, устную и письменную речь, внимание, память, культуру общения, мышление;
воспитывать уважение к мнению товарищей, интерес к уроку.
Оборудование: карточки с заданием, оценочные листы, компьютер, таблица для рефлексии, карточки с задачами урока.
Модули: обучение критическому мышлению, новые подходы в преподавании и обучении, управление и лидерство в обучении, оценивание для обучения и оценивание обучения ,использование ИКТ в преподавании и обучении.
Ход урока.
1. Деление на команды
Каждый ребенок берёт часть открытки и дети собирают картинку.
Получилось 3 картинки — группы.
Мотивационно – целевой этап
2. Эмоциональный настрой
Прозвенел звонок и смолк, снова начался урок
Мы за парты тихо сели, на меня все посмотрели
Слушаем внимательно, работаем старательно.
— А сейчас оцените своё настроение в начале урока и покажите карандаш нужного цвета:
1. Отличное – красный карандаш.
2. Хорошее – зелёный карандаш.
3. Не очень – желтый карандаш.
3. Актуализация знаний
• Игра «Ромашка Блума»
Простые.На какой вопрос отвечает и что обозначает имя прилагательное?
Чем является имя прилагательное в предложении?
Уточняющие. Я могу ошибиться, но по-моему имя прилагательное изменяется по родам, падежам и числам?
Ты действительно думаешь, что прилагательное связано с существительным?
Практические. Что нужно сделать, чтобы прилагательное в словосочетании «зимний лес» стоял в родительном падеже?
Что нужно сделать, чтобы словосочетание морозный день было во множественном числе?
Оценочные. Какова роль прилагательных в речи?
II. Познавательно – закрепляющий этап
1. Оформление тетрадей
— число
— классная работа
— чистописание
Морозный день -подчеркнуть орфограмму, подобрать проверочное слово. мороз
2. Тема и цели урока
Каждая команда получает лист с заданием, выполнив которое они должны определить тему урока.
Знакомство с оценочными листами и с критериями оценивания
| |
2. Работа по группам АВС За каждое правильно выполненное задание 3 балла
|
|
3. Синтаксический разбор предложения За правильный разбор 2 балла |
|
4. Словарная работа. За правильное слово 1 балл |
|
5.Самостоятельная работа За правильный ответ 1 балл
|
|
18-17 баллов — «5»
16-14 баллов — «4»
13-10 баллов — «3»
ниже 10 не справился с заданиями.
Перед обсуждением повторим правила работы в группе.
1. Слушать друг друга, не перебивать.
2. Ждать своей очереди, чтобы высказаться.
3. Поощрять друг друга.
4. Расходиться во взглядах более дружелюбно.
1 задание
— замените выделенные существительные другой частью речи, а какой вы должны догадаться сами.
— задание для группы № 1
Настя выбежала на улицу. На улице был мороз. Настя забыла варежки дома. Настя побежала домой за варежками. Настины варежки были очень красивыми. Насте нравились эти варежки.
— задание для группы №2
Мурка очень пушистая и ленивая кошка. Мурка любит лежать на подоконнике и наблюдать за птицами. Муркин хвост очень пушистый и длинный. Мурка закрывает мордочку хвостом, когда спит.
— задание для группы №3
У нас в доме был ежик. Ежик был очень маленький. Когда ежика гладили, ежик прижимал к себе колючки. Мы очень полюбили ежика.
• Прочитайте, пожалуйста, текст, который у вас получился. Оценить в баллах.
• Какой частью речи вы заменили повторяющиеся существительные?
• О чем мы будем говорить на уроке? Что надо знать по данной теме?
Дети должны назвать: — Что такое местоимение
— Находить местоимения в предложении.
— Наблюдать за ролью местоимений в предложении.
— Развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.
2 задание.
Приступаем к реализации наших задач на уроке.
-1 нам надо узнать, что такое местоимение.
Найдут ответ на него ребята группы А (слабый ученик)
-2 Находить местоимения в предложениях будут ребята группы В(средний ученик)
— 3 Наблюдать за ролью местоимений в предложении будут ребята группы С(сильный ученик)
Работа по теме урока
• Игра «Вспомним все» У каждого на парте лежит карточка с буквами А В С
Задание для детей с буквой А. Собери слова так, чтобы получилось правило.
Местоимение — это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их: я, себя, ваш, столько
Задание для детей с буквой В Списать текст заменяя существительные местоимением.
Задание для детей с буквой С
Произвести синтаксический разбор предложения.
Подписать части речи. 1) Сегодня мы принимаем гостей! 2) Он смотрел интересный фильм. 3) Я увидел красивое дерево.
• Какой частью речи выражено подлежащее?
Проверка. Самооценка. Оценивание в баллах
Упражнения на укрепление глазных мышц 1. Повернулись к окну. Смотрим на снежинку, на дальние дома, на звёздочку, на кончик носа, на снежинку…( и т.д. – на каждый объект по 10-15 секунд) 2. «Стреляем глазами”.Глазки вверх, вниз, влево, вправо (повторить движение 5-6 раз) 3. «Колесо”. (Вращение глазами по кругу: 3 раза в левую сторону, 3 раза в правую сторону. Повторить упражнение 3-4 раза).
3 задание
Задание: каждая команда получает карточку с текстом.
Спиши предложения. Подчеркни местоимения, укажи каким членом предложения являются местоимения.
1. Скоро мы набрели на ветхую лесную сторожку. 2. Я позвоню тебе вечером. 3. Я долго ничего не слышала о нём. 4. Она закрыла лицо руками и заплакала. 5. Он поедет с вами за город.
Проверка. Взаимопроверка. Оценивание в баллах
Физическая минутка
Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
Очень дружно мы живём (ладонь в кулак, большой палец вверх)
— Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).
4 задание.
Словарная работа.
— Спишите словарные слова и подчеркните местоимения, которые в них спрятались. Агроном, вагон, воробей, заяц, язык.Оценивание в баллах
Веселые задачки
Задаю вопросы, каждая команда по очереди отвечает на один вопрос.
1) Первый слог слова — местоимение, второй слог – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Тыква).
2) Первый слог – личное местоимение, остальная часть слова – синоним к слову несчастье. Вместе обозначают клевету или клеветника. (Ябеда).
3) Мама спросила дочку: «Эти тарелки чистые?» Дочка ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (Они вы-мы-ты).
5 задание.
Самостоятельная работа. Каждый ученик получает карточку с заданием (на усмотрение учителя по данной теме).
1. Укажи местоимение: 1) охотник 2) осторожный 3) бегать 4) (с) тобой
2. Укажи подходящий предлог: … меня 1) к 2) от 3) о 4) между
3. Каким местоимением можно заменить существительное изображение? 1) он 2) она 3) оно
4. Укажи предложение, в котором местоимение является подлежащим. 1) У нас в квартире идёт ремонт. 2) Ловите его быстрее! 3) Ты умеешь плавать?
Проверяем.
Итог. Что такое местоимение? — Чему учились на уроке?
Рефлексивно – оценочный этап На стикерах дети пишут свои имена и прикрепляют на выбранный ими прямоугольник. на прямоугольниках записано. 1 — совсем не понял. не могу. 2 — понял. могу. но сомневаюсь. 3 — всё понял. всё могу.
Домашнее задание: стр. 124 упраж 320 Группа А списать заменить существительные местоимениями Группа В тоже самое + определить падеж местоимений Группа С тоже самое + синтаксический разбор предложений.