Разработка открытого занятия по русскому языку
в рамках школьного компонента «Моя речь — моё достоинство»
для учащихся 5 класса
Тема занятия: « К истокам слова. Биография слова».
Цели:
Образовательная — познакомить учащихся с истоками слова хлеб, показать его лексическое многообразие, учить работать со словарями, с текстом.
Развивающая – развивать исследовательские, коммуникативные навыки учащихся, речь, внимание, память, творческие способности, расширять словарный запас, учить размышлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Воспитательная – воспитывать уважительное отношение к хлебу, к труду людей, выращивающих хлеб; прививать интерес к слову, к русскому языку, вызвать желание узнать новое по теме урока.
I. Организационный момент.
II. Сегодня у нас необычное занятие: к нам пришли гости. Я желаю вам успешной работы, пусть у вас всё получится. Чтобы поднять вам настроение, я хочу угостить вас конфетами.
А теперь по цвету фантиков я предлагаю вам объединиться в 3 группы.
III. Слово учителя.
На уроках русского языка мы с вами недавно изучали тему «Лексикология».
— Что изучает лексикология?
— Что такое лексика?
— Как бы вы дали определение слову?
— Как называется то, что обозначает слово?
Сегодня я предлагаю вам поговорить об одном слове, которое мы произносим очень часто, каждый день, и то, что обозначает это слово, – это самое дорогое, жизненно необходимое и святое для человека, это то, без чего человек не сможет жить.
— Как вы думаете, о каком слове пойдёт речь?
Если дети затрудняются, то загадываю загадку:
Круглобок и маслян он,
В меру крут, посолен,-
Пахнет солнечным теплом,
Пахнет знойным полем!
О чем я загадала загадку? (о хлебе)
На занятии мы будем говорить о самом дорогом — о хлебе.
Сегодня мы проведём занятие – исследование. Мы попробуем с вами составить биографию слова хлеб.
Запишите в тетрадях число и тему урока.
— Что такое биография?
— Где мы можем узнать о жизни слова? ( в словарях)
Перед нами стоят такие задачи:
Изучить историю возникновения слова ХЛЕБ
Выявить лексическое значение этого слова, пользуясь разными источниками-словарями
Выявить значение фразеологизмов со словом ХЛЕБ
У нас будет работать три исследовательские группы: « Историки», « Лингвисты», « Мудрецы».
Каждая группа получает файл с заданиями.
Задания группам.
№1 « Историки»
1. Проанализировать значение слова хлеб в словаре В. И. Даля, выписать лексические значения этого слова.
2. Прочитать текст №1, №2, №3 рассказать историю появления хлеба. ( смотри приложение № 1)
№2 « Лингвисты»
Проанализировать лексическое значение слова хлеб в словаре С.И. Ожегова, выписать лексические значения этого слова.
Подобрать к каждому из значений слова прилагательные, глаголы.
№3 « Мудрецы»
Выписать из « Фразеологического словаря русского языка» фразеологизмы со словом хлеб
Дать объяснение следующим фразеологизмам: водить хлеб-соль, даром хлеб есть, отбивать хлеб, хлеб насущный.
IV. Самостоятельная работа в группах
V. Выступление групп.
VI. Обобщение. Итог исследования.
1.Хлеб появился свыше 10 тысяч лет назад. Первый хлеб выпекали из желудей.
2. Слово хлеб появилось от слова – «клибанос» — «хлайфс».
3. Лексическое толкование слова хлеб в словаре В.И. Даля и в словаре С. И. Ожегова совпадает.
4. Русская речь богата фразеологизмами со словом хлеб.
VII. Слово учителя .
Спасибо вам, ребята, за работу! Вы провели большую исследовательскую работу. Узнали много нового и интересного о слове хлеб. Я не случайно сказала вам в самом начале урока о том, что хлеб – это самое дорогое, необходимое для жизни человека.
Все праздники – рождения, именины, свадьбы и даже похороны – не обходились без обрядов, связанных с хлебом. И повседневно хлебу оказывалась особая честь: когда мать замешивала хлеб, никто не шумел, не ругался, не кричал, чтоб хлеб был славным. Разрезал же хлеб за столом всегда отец. Поэтому и говорят, что в хлебе от матери добро и ласка, теплота и нежность, а от отца сила и почет, уважение и твердость. Бросать хлеб на пол запрещалось категорически, никто никогда его не выбрасывал. Упавший хлеб следовало немедленно поднять с пола и попросить у него прощения. На Руси относились к хлебу трепетно и уважительно. Свидетельство этому – огромное количество пословиц и поговорок о хлебе.
VIII. А сейчас мы поиграем с вами в игру «Ромашка».
(Из каждой группы выходит ученик, отрывает лепесток ромашки и читает на обратной стороне листка задание).
1 задание. Игра «Назови слово». Вспомните и назовите мне слова, родственные слову «хлеб».
(Хлебный, хлебница, хлебник, хлебороб, хлебопек, хлебушко, похлебка, хлебозавод, хлебушек, хлеборезка, хлебоед, хлебобулочный, хлебец, хлебосольный, нахлебник и т.д.)
2 задание. Игра «Кто больше назовет хлебобулочных изделий?»
(Хлеб, пироги, ватрушки, пряники, печенья, вафли, торт, булочки, круассаны, рулеты и т.д.)
3 задание. Игра «Кто для нас хлеб создает» (назовите профессии людей) (тракторист, агроном, комбайнер, шофёр, пекарь, рабочие, технолог и т. д.)
4 задание гостям: Приведите примеры пословиц и поговорок о хлебе.
Вспоминаем все вместе:
Хлеб – всему голова.
Хлеб да вода – крестьянская еда.
Хлеб сердце человеку укрепит.
Хлеба к завтрему оставляй, а не дела.
Хлеба нет – и корочки в честь.
Хлеб хлебу брат.
Хлеб за брюхом не ходит, а брюхо за хлебом.
Хлеба не куска – и в горнице тоска.
Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – в полатях возьмет тоска.
IX. Слово учителя.
— А сколько «хлебных» примет родилось на нашей земле!
Хлеб из рук выпадет — значит, гость спешит.
Раздвоился вдруг хлеб в печи — к отлучке одного члена семьи.
Ешь хлеб с плесенью — хорошо плавать будешь.
Сквозь пряник глядела на свадьбе в первый раз невеста на жениха.
Матери невесты дарили выпеченные гребень и сапоги, отцу невесты — бочонок и борону, деду — хлебный шалашик.
Перед Новым годом отец семейства «прятался» за горкой пирогов и спрашивал детей: «Видите меня?» Те отвечали: «Не видим!» Тогда отец приговаривал: «Ну так чтоб и на следующий год так было!»
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!
Слава хлебу и рукам, что его растили!
X. Творческое задание группам – составление сиквейна со словом хлеб.
XI. Рефлексия
Наши ассоциации
Когда я слышу слово хлеб, я…
Вижу……
Слышу….
Чувствую….
Приложение №1
« Историки»
1.Проанализировать значение слова хлеб в словаре В. И. Даля, выписать лексические значения этого слова .
2.Прочитать текст №1, №2, №3 рассказать историю появления хлеба
Текст №1
По мнению историков и археологов, хлеб был «открыт» свыше 15 тысяч лет назад. В каменном веке наши доисторические предки ели зерна в сыром виде. Позднее они научились растирать их между камнями — будущими жерновами, и полученную муку смешивали с водой. То есть первый хлеб представлял собой жидкую зерновую кашу или похлебку. Когда древние люди научились добывать огонь, они стали печь пресные лепешки.
Текст №2
Из работ археологов мы знаем, что первый хлеб был получен в лесу. Стало известно, что древнейший хлеб был из желудей. Вымоченные и высушенные желуди растирали между камнями в муку, из которой готовили первые лепешки и кашу.
Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад.
Текст №3
Считается, что имя хлебу дали древнегреческие пекари. Хлеб они выпекали в глиняных формах — горшках, называвшихся «клибанос». Именно от этого названия и появилось слово «хлеб», которое в разных вариантах позаимствовали другие народы: древние готы называли хлеб «хлайфс», от него в старонемецком языке образовалось слово «хлайб», трансформировавшееся затем в русский «хлеб», украинский «хлиб», эстонский «лейб».